4. относительно сказанного тобою: «время от времени я стою, глядя внутрь души моей, а в ней не бьется ни праведный, ни сопротивный помысел, но [обретается только] ум, который погружен в нее, притом что нет у него ни действия, ни даже едва заметного движения.уст в славословии, но лишь покой царствует над всеми порывами тела и души, так что не сладостно ему ни чтение [Писаний], ни псалмопение, и ум получает снедь лишь оттуда, откуда и тело получает подкрепление»,5. пока ум пребывает на месте сем, брат мой, это состояние сильно превосходит все [остальные], бывающие у души, состояния [благодатных] действий. И говорят разумеющие, что в этом состоянии уму в качестве снеди сокровенно преподается [сам] Дух Святой и что тело тоже подкрепляется Им и не нуждается в необходимой ему пище. Ибо сие погружение, которое испытал ум в этом состоянии, есть то же самое, которое пережил блаженный Моисей на вершине горы Синай.
12. После же сего славословия ум приводится в молчание и поглощается светом ви́дения оного возвышенного и умного созерцания, словно рыба в [глубинах] моря. в этом состоянии ум срастворяется с действием [света], совершающим в нем [все то, что свойственно сему состоянию], и они становятся одним, ибо свет ума не отделяется от моря, в коем плывет [ум]. В этом состоянии действие есть только у первого [умного] чувства.
19. впервую очередь я расскажу о состоянии (šuḥlāpā), которому свойственно действие разгорячения (ḥammīmūṯā). Начинает же блуд-ный бес вызывать (d-naʕbeḏ) разгорячение у подвижника следующим образом. Это разгорячение начинает [действовать] с головы и [затем] будто бы движется вниз, возлагая на голову сильную тяжесть и головокружение (šgīšūtā dīlēh d-rēšā), тяжесть и сильную сонливость - не будучи способным, таким образом, немедленно посеять в нем семя зла и убеждая его, что при этом действии [разгорячения] не нужны ему ни чтение [Писаний], ни псалмопение. И если человек послушает беса, то бес настолько усилит свое разгорячение, что повредит человеку мозг.