У меня, скорее, отрицательное впечатление от этого длинного текста. Нет глубины понимания, проблема с объективностью, замучен цитатами и тяжеловесными словесами. Положительное - есть некий ментальный отблеск тем, в прошлом звучащих на форуме.
Ну, да. У Виктора всё же родилось понимание на тему "сосредоточения внимания при молитве" не только строго и однозначно "как приказано и установлено", но и тупо, как на деле это происходит, когда всё само собой идёт так, как ведёт тебя сама молитва, и это вовсе не фигура речи, заметьте.
Как бы это главный результат тут у него, который выражается так: "всё не так однозначно".
Идея, высказанная им, что молитва с вниманием на чреве, удел уже опытных, разумеется, здравая.
На деле же я бы и проще сказал.
Тут даже не в опыте в молитве дело. Просто дело в жизненном опыте и здравом смысле человека.
Так что неопытным "ни в каком смысле"
нарочито сосредотачивать своё внимание при молитве на чреве уж никогда не посоветую, держитесь пока от этого подальше.
А если ты уже не "юноша с горящим взором", и твоё внимание "само" сосредотачивается там, где молитва этому и не препятствует, то и не дёргайся.
Просто пойдёт вразумление и очистка твоего ума-духа от всякой накипи и ложных представлений о реальности. Покорёжить может при этом изрядно, но это дело житейское. А кто сказал, что будет легко? Рождение для рождающегося вещь сложная и болезненная, практически событие на грани бытия и небытия.
Но если есть вера в Бога, есть вера в Его защиту и ведомость ЛИЧНО Им Самим, то что может быть страшно человеку?
Да, ничего человеку тогда не страшно.
Дави своих же собственных, а вовсе не пришлых, страстей-бесов, что в тебе пока ещё гнездятся, да, и все дела.
И тут просто монашеская практика и терминология вредит, вредит монашеский опыт безбрачия.
Молитвенник, имеющий опыт брака, сами понимаете, что тогда имеющий и интимный опыт брака, но брака строгого, почти целомудренного, то есть в высшей степени правильного, и чем более долгий опыт брака, тем лучше, гораздо точнее и объёмнее ощущает на вкус так называемую "блудную страсть", возникающую при сосредоточении внимания при молитве на чреве.
И в итоге находит в ней совсем не то, что это видят монахи, не различающие тут вовсе никаких оттенков, просто не имея в этом вообще никакого опыта.
Все ошибаются, я ошибаюсь, Александр ошибается, монахи и святые тоже сплошь и рядом ошибаются.
Когда страхи от ранее прочитанных монашеских страшилок проходят, то и видишь, что и нет в тебе и вовсе никакой блудной страсти, нет от слова совсем, а просто в тебе вполне возвышенное духовное чувство агапэ к Тому, к Кому обращена твоя молитва. Увы, монахам практически не дано это видеть, нет у них опыта такого тонкого различения этих чувств на этапе "брани". Потом многие всё уже правильно понимают, но, в силу отсутствия опыта пребывания в браке, по иному описать всё всё равно не могут.
Дело просто в том, что радость от возможности искренно славить Истину и молить Её не оставлять тебя, автоматом порождает духовное удовольствие-радость, ложно принимаемое неопытными в интимных делах брака монахами за "блудную страсть". Ну, а дойдя но старости, особо до глубокой старости, и монахи все всё понимают уже верно, конечно, но клише своих умов изменить уже трудно. Да, это и не нужно.
Ведь в целом предостережения их верны, ибо молодым и неопытным действительно такими экспериментами лучше не заниматься.
Почему?
Можно и в прелесть влететь, можно и духом-умом повредиться.
Почему?
Рождение должно происходить в срок.
Рождение недоношенного ребёнка всегда чревато разнообразными негативными последствиями для него.