СЛОВО 20
О различии мыслительных сил ума в действии откровений и ви́дений духовных
Божественное ви́дение есть сверхчувственное откровение ума. Божественное откровение есть приведение ума в движение духовными прозрениями о Божестве. Даже естество ангельское не приводится в движение само по себе , без откровения, которое от благодати. Иное есть приведение в движение откровениями о делах Божиих, и иное — откровениями о естестве сущности Его. Первое по естеству подобно чувственным [предметам], последнее же не имеет никакого подобия разуму или чему-либо [из чувственного]. Это чистота, тройственная по своим частям и своей основе , как говорится. И даже один из тысячи праведников не может удостоиться этого возвышенного ощущения. Ведь также и созерцание, касающееся вочеловечения Господа нашего и Его откровения во плоти, [происходит], говорят, от божественного созерцания.
Подлинное ви́дение ангелов есть приведение в движение духовными помышлениями о том, что относится к ним. Естество же сил духовных без [помощи] ума нам видеть невозможно. Когда кто-либо удостаивается видеть их в их собственном естестве и их месте такими, как они есть в своей духовной тварности, он приводится благодатью в движение в уме своем к откровению духовных помышлений о них. Когда же душа очищается и удостаивается видеть себе подобных, она приемлет ви́дение их посредством очей сих . [Духовные силы] не суть тела, чтобы им, одним и тем же, являться [в разное время] по-разному [и] помимо душевного ви́дения (которое есть истинное созерцание), в то время как они не изменились, то есть в виде́ниях не сдела-лись ниже естества своего. Зрение же это (то есть ви́дение ангелов такими, какие они есть) невозмож-но стяжать без второго очищения, [то есть очище-ния] ума .
А что в образах видятся [ангелы] некоторым лю-дям, то́ не истинное ви́дение, но чин домострои-тельства они совершают в служении своем , или они являют себя [доступными] чувственному зрению для утешения и подкрепления простецов. Даже тем, кто не чисты, бывают такие видения. Первый же чин [ви́дений доступен] людям просветленным и стя-жавшим знание — тем, кто благодаря достославно-му подвижничеству в безмолвии возведены в чин чистоты.
СЛОВО 21
О том, что случается в молитве с живущими в безмолвии
Кто [тот человек], который познал эти усладительные коленопреклонения, когда при безмолвии языка сердце безмолвно произносит некое славословие, движение которого не прерывается из-за сладости, когда тело покоится на коленях и безмолвствует? Блажен, кто постоянно вкушает от этих [переживаний]. Но не происходят они по воле [человека] или когда их ищут. Это частичное наслаждение, которое подается в утешение тому, кто непорочно ходит пред Богом в безмолвном житии. Если же во всякой простоте он держится сего [жития], прилагая попечение о чистоте служения своего, и если достойно житие его, то через некоторое время удостоится он также и тех [состояний], о которых говорилось выше. А новоначальных в подвижничестве, но имеющих твердую цель, благодать сначала через чтение приучает к этим и подобным [состояниям], приводя помысл их от земных мыслей к себе. Трудятся они, бодрствуют, молятся — и не утомляются. Тем же, кто в какой-то степени уже обучен тайнам безмолвия, даруется [духовное] восприятие в молитве и службе.
СЛОВО 23
О цели беседы о познании истины
Все чувственное, дело или слово, есть проявление чего-то сокрытого внутри, если не [внешние] обстоятельства послужили его причиной, но его деланию свойственно постоянство. Но второе (т. е. делание с постоянством) таково, что может быть вменено для воздаяния, первое же (т. е. внешние обстоятельства) едва ли подходит под оценку. Доказательством силы или слабости свободной воли человека является совершение добра или зла — не [внешние] обстоятельства, а постоянство пребывания [в делании] . А [внешним] обстоятельствам дана власть простираться иногда и превыше свободы воли. Случаются же добрые и злые обстоятельства с кем-либо или для поощрения, или для испытания, или для научения, или в качестве воздаяния: для поощрения — хорошие обстоятельства, для испытания — те, которые представляются плохими, для научения же и воздаяния — те и другие. Не бывает случайных обстоятельств (geḏšā d-šeḡmā); по случайности ни с кем не происходит ничего ни хорошего, ни плохого. Есть Направитель, Который направляет вещи міра сего, и есть хранитель у каждого из нас, у которого ничто не остается незамеченным и который не ослабевает, но, напротив, каждое обстоятельство опекается оным назначенным хранителем. И в сих четырех видах [обстоятельств] его попечение бывает на пользу.
Страстная молитва, с которой соединено житие, противное страстности ее, изменяется в его качество и приносит пользу, усиливая и утверждая добро, в отношении же зла подавая изменение, противоположное [ему] . Так что не сомневайся в том, что я сказал: не бывает обстоятельств случайных и без Направителя. Если же действительно (ʔęn) возможно молитве меняться вместе с состоянием и чином, тогда нам следует веровать, что у каждого обстоятельства есть Направитель. Блажен тот, кто соотнес всякое бывающее у него обстоятельство с его (обстоятельства) сокровенным, и исследовал причину его, и узрел Направителя его.
У того, кто хочет мудрствовать по Богу, нет иного способа, кроме как быть буиим для міра и ненавидеть человеческую славу. Изумителен человек, покрывающий презрением к себе (šīṭūṯ napšā) величие своего делания. Сему [человеку] изумляются ангелы.
Пусть у тебя в мыслях будут хранители праведности [и] непроизвольные оплошности, в которых иногда оказываются [даже] осмотрительные.
Не бывает молитвы, принимаемой столь же быстро, как та, которой кто-либо молится об умиротворении враждующих на него [и] при которой, когда он признает за собой невежество, без промедления подается ответ на прошение сие.
Ведь когда ты, исполнив должное и будучи осмотрительным в принадлежащем тебе , видишь свое немощное существо (qnōmāḵ) и презренную свою душу очами своими и ненавистна тебе человеческая слава, знай что подлинно ты стоишь на пути Божием. Когда же ты почувствуешь в себе [нечто] не совпадающее с сим (mšaḡnay men hāḏē), но, напротив, даже по тщательном исследовании себя (w-ḵaḏ teggoš yātāḵ) ты увидишь, что тебя поражают нечестивые мечтания, знай, что ты оскудел от истины и исхищен ложью.
СЛОВО 24
О том, что попускается [случаться] с братом в келии его
Часто случается так среди дня , что [даже] если кто даст брату [в затворе] земное царство, то [и в этом случае] в час сей он не согласится ни выйти из своей келии, ни чтобы кто постучался к нему. Время приобретения настает для него внезапно, и иногда [даже] в дни, которые считаются [днями] разрешения [от подвига безмолвия] и [свободного] входа и выхода [из келии], сие внезапно совершает в нем благодать, [что бывает явно] через слезы без меры, или в остроте [чувствования] страстей, пронзающей сердце , или в некой нечаянной радости , или в сладости коленопреклонения.
2. Знаю я брата, который повесил ключ на дверь келии, дабы запереть [ее] и пойти пасти ветер , по слову Писания (см.: Ос. 12, 1), а благодать подействовала на него (sʕarṯēh) там, и он тотчас вернулся [обратно в келию]. Итак, никто да не осуждает брата, когда во дни, в которые по уставу он не держит безмолвие , с ним случается то, что однажды он прекращает церковную службу, — в особенности если он не из тех, кто известен [своим] небрежением или кто расточается в пустых беседах , и [если] он прекратил ее не из-за телесного утомления. Вы знаете, братья мои, что наш труд есть не только этот, исполняемый пред очами людей, но есть у нас и делание, сокрытое от очей человеческих, которое новоначальным и мірским не известно. Ведь вам ведомо (māsītton), что инок пребывает под [Божественным] водительством (mḏabrānūṯā) и не властен над собой. Так и если кто из братьев окажется [у келии] и попытается войти к нему, а [тот] не ответит ему, пусть он тотчас вернется, не осуждая брата своего. Ведь он не знает, в чем пребывает [брат] в оное время. Келия монаха, по слову отцов, есть расселина в скале, где Бог говорил с Моисеем. Сего не ведают те монахи, которые не испытаны в труде, [бывающем] при подлинном вкушении безмолвия, и пренебрегают братьями своими, и судят [их], пытаясь во всем уравнять их с собой.
Бывает также, что брату внезапно посылается некое необходимое [для него] борение, так что он пребывает в опасности, а руки у него сложены на сердце чтобы оно не вылетело у него. И повержен он на лице свое, прося у Бога [помощи], и [в это время] он не может слышать человеческого голоса. Те, кому доводилось пересекать море сие , знают об этих изменениях (šuḥlāpē), и им ведомы ветры, дующие [там].
3. Бывает же, что у него возникает помысел покаяния, и внезапно прежние [дела] его собираются [перед его взором] вместе с памятью о его исходе и встают пред ним. И сие яркое солнце помрачается перед ним, и всякое воспоминание о міре стирается из сердца его.
4. Бывает же, что внезапно восстают на него волны, и корабль его претерпевает незримые крушения , которые никому из людей не ведомы [и] которые паче чаяния случаются с монахом в безмолвии через сильные брани сатаны, так что в келии своей он имеет дом плачущих. Многочисленны перемены моря сего, и кто знает труды его и обилие совершаемой в нем торговли , и восхитительные жемчужины во глубине его, и зверей, поднимающихся из него! Блажен тот, кто на протяжении всего путешествия своего не задремал до [самой] гавани исхода [из жизни сей]. Нет такого, кто любил бы что-либо [мірское] и не увеличивал бы при этом себе поводов [к падению]. Никто не может быть занят Божественными [вещами], если он не удалил [от себя] и не презрел временные [вещи], сделавшись чуждым чести міра и его сладости и прилепившись поношению Креста, испивая на всякий день уксус и желчь от страстей, и людей, и демонов, и нищеты [своей].
5. Усердствуй, брат мой, и будь как мудрый купец, неся свою жемчужину и скитаясь по міру, — [усердствуй], чтобы не исказилась красота ее сияния. Остерегайся, чтобы по расслабленности твоей не была она похищена у тебя и в скорби ты не вошел бы в преисподнюю (Быт. 37, 35). Устремись за малым утешением, которое приобретается трудом на время , чтобы сподобиться тебе великого утешения, прекращающего в сей обители скорбей усталость у тех, кто нашел его. Не отвергай малого, чтобы не лишиться тебе великого. Никто не видел такого, кто положил бы мясо в рот ребенку, сосущему молоко . Посредством малого отверзается дверь для великого. Ты огорчаешь Бога, брат мой, желая, чтобы Он направлял житие твое не по чину [твоему]. Великое доверяется кому-либо, только если сначала он был испытан в малом. Сие положи в сердце своем, брат мой, и во время, когда это исполнится , помяни мое слово , что всякую обитель, которой ты достигнешь завтра на сем пути добродетели и ведения истины, ты найдешь более славной и превосходной по сравнению с теми [обителями], в которых ты ночевал вчера. Итак, ты переселился и подивился красоте обители, в которую ты вошел сегодня. Но красота сей [обители] поглотится той, что ты имеешь встретить завтра. Кто ощутил сладостные изменения ума (reyānā)? Молись лишь о том, чтобы открылась пред тобою дверь. Остерегайся оскудения надежды. Не тирану ты служишь: служение твое — сладостному Господу, Который, не взяв ничего у тебя, дал тебе всё и, когда тебя не было совершенно , сотворил тебя, дабы ты был тем , что ты есть, — хотя в этом (что Он привел нас в бытие) кто достоин благодати Его?
6. О неизмеримая благодать! Кто в состоянии прославить Его , давшего нам познание всего, не только явного, но и тайного, дабы мы знали, что, [помимо доступного нашему восприятию], подлинно есть нечто, о чем нам, не имея ведения о нем, нужно вопрошать Его ? И кто, сын смертных, научил тебя, так что знание об оном предмете, хотя его нет в природе твоей, воздвизается [в тебе] по рачению [твоего] прошения о нем? Совсем не проси утешения, которое расположено за пределами сердца [и] которое есть познание различий . Поднимайся над всяким утешением, служителями которого выступают чувства, дабы сподобиться тебе того утешения, что приобретается внутри . Инок, который удалился в мірское утешение и не чает каждодневно утешения Христова, есть мертвец при жизни.
7. Ведь Бог милосерд, и Он любит давать, но хочет, чтобы мы [сами] были поводом [к тому]. Ведь Он радуется, когда кто-либо приносит Ему мудрую молитву. Она есть знак, что [сей человек] начал исцеляться от болезни, когда возжелал сокровенного. Кто медлит, видя свое явное исцеление, тот друг нерадивому на прошение, тому, кто унывает в промедлении своем. Нерадение уводит просимое в молитве, то есть препятствует ей попросить [о чем-либо]. Уныние же прерывает [ее], чтобы она не удлиняла прошение и не задерживалась в нем. Ожидание [будущих благ] придает (magnē) терпение и побуждает задержаться в молитве. Ожидание [будущих благ] ослабляет у членов тяжесть усталости, способно оно и подать сердцу покой в скорбях его. Нет ноши, тяжесть которой более приятна, чем труд с ожиданием [будущих благ] . Нет попутчика, общество которого более вожделенно, чем его [общество]. [Даже] тюрьма приятна для того, кто пребывает [в ней] с ожиданием [будущих благ] . Сделай его своим собеседником, о кающийся брат и ты сделаешься нечувствительным ко всем трудам подвига твоего. Если будешь ты в келии своей, пусть оно будет с тобой. Если окажешься ты среди людей задержи на нем разум твой (reyānāḵ), и сердце твое совершенно не будет блуждать по чему-либо из мироздания мир [сей] и все, что в нем, окажется тебе чужд. И если ты будешь спать, сделай его совожлежащим тебе (bar tešwīṯāḵ) и собеседуй с ним, пока ты будешь погружен в сон, и никакой нечистый помысел не приблизится к сердцу твоему, ибо общение твое невещественно. И там не может появиться ничего, что носит признак вещества [и] видом его возбуждает разум (reyānā); и бесовский помысел не в состоянии явить себя за пределами вещественного вида .
8. Из долготерпения в молитве показывается плод жизни, и ожидание [будущих благ] есть помощник в молитве для держащихся его. Когда ты молишься, вспоминай земледельца, сеющего с надеждой. И Кто возвращает многократно [преумноженным] семя земледельца, метающего [оное] с верою, и возвеличил прошение о Царствии Его и правде Его по сравнению с [прошением о] временных вещах (cм.: Мф. 6, 33), — Тот обратится [и] к прошению нашему по обещанию Своему. Аминь.
СЛОВО 26
Против тех, кто говорит: «Если Бог благ, то почему Он это (зло и смерть) создал?»
Грех, геенна и смерть у Бога совершенно не существуют. Они суть действия, а не сущности (qnōmē):
2. ведь грех — плод воли, и было, когда его не было, и будет, когда его не станет;
3. а геенна есть плод греха, который однажды получит начало, в то время как ее конец не известен;
4. смерть же есть вспомоществование Премудрости Создателя, которое лишь на время имеет власть над естеством и в любом случае прекратится.
5. «Сатана» — это имя, относящееся к отклонению (masṭyānūtēh) воли от истины, а не обозначение естества .
6. Если же, брат мой, ты найдешь что-либо из этого также и в другом месте, не думай о нас как о выставляющих себя напоказ в том, что принадлежит другим (b-da-ʔḥrānē), — но, скорее, как о смиренных, [тех,] кто питается молоком первых отцов, которых мы как бы для обозрения собрали [и] поставили перед собой в соответствии с поставленной нами целью: обогатиться ведением в хранилищах [учения], чтобы пастись и питаться в них. Ведь мы не забыли, что не поднялись из чина учеников, пока еще обитаем во плоти.
7. Различение есть движение естественных помыслов. Когда они будут устремляться естественным путем в движениях своих, они будут встречаться с изменениями стихий и міров обретая другое назначение (ḥšaḥtā) у того, что было [раньше], дабы, при том, что умопостигаемо (b-sukkālā) природы — двойственны по [своему] назначению, уразуметь [сокровенную] часть их назначения, — и это есть чин неодушевленных [вещей и существ] .
8. Когда ты встретишься со сладостью словес богослужения , тогда ум возжаждет непрестанно пребывать в ней . И если ты хочешь исполнить его желание , устремись к познанию причины . Если ты внезапно (ḥarrīāʔīṯ) постигнешь ее, как обладающий способностью различения и неослепленным взором (ʔayḵ pārōšā dlā msammay), тебе будет нетрудно непрестанно и беспрепятственно наслаждаться ей. Каково же действие , называемое «причиной»? Скажем, точильный камень ничего не прибавляет к железу, чтобы привести его к блеску и сиянию, ведь оно присуще природе железа . А что же [он тогда делает]? Он сбрасывает с него ржавчину, которая нашла на него из-за отсутствия употребления. Таково же и умозрение о природе ума. Приведи его к точильному камню и обнаружишь, как он блистает во время служения, соревнуя сиянию звезд. [А] ведь этому не предшествует [никакое] действие ; прекращается же [это состояние], когда [ум] перестает быть отрешенным .
Почему я говорю о псалмопении, а не о сердечной молитве и чтении [Священного Писания]? — Там ум вовлекается с усилием, а с сими (молитвой и чтением) это не так. Ведь они требуют незначительной заботы, но сами требуются для помощи в псалмопении , и без них забота о нем оказывается тщетной. Молитва и чтение бывают тогда, когда завершится [собирание в] запас того, что уже [есть в нашем распоряжении], и они представляют собой само собой разумеющееся дополнение к нему. Голод знает, как распорядиться едой, а прекратить есть он не согласится .
9. Ведь подвижнику сладостен хлеб, добываемый пбтом его. Ведь до тех пор, пока он прежде не прольет пот, он не насытится хлебом истины. Труждающееся тело потеет и питает (mṯarsē) словесный (mallālā) ум, и это бывает тогда, когда ум оскудеет от обычной и неестественной пищи (tursāyā).
10. Духовная добродетель есть дочь добродетели воли и принудительница (qṭīrāyā) воли. Ибо свобода и несвязанность есть естественная сила разумной способности. Но в том направлении, куда она склоняется и где остается, [свобода] дает начало другой силе, которая [уже] не в естестве. Когда эта сила получит начало, свобода будет ведбма и подчинена [ей как] принудителю (qṭīrā) и, чтобы сказать достоверно, будет связана и не властна над собой. Сначала была связана воля, сейчас же связано то, что подчиняет волю. И об этом [последствии свободы] я говорю, что оно проявляется в обоих направлениях [в зависимости от того,] правой ли стороне ли кто подчинит себя или даст возможность левой. Ум же, способный видеть тонко, сможет в каждом из этих случаев, в коих возникает [эта] сила, которая не в естестве, увидеть, как принудитель (qṭīrā) подчиняет свободу. Я говорю не о силе, [бывающей] от привычки и очень трудной, той, которую называют «истязателем» . В любом случае привычка подчинена воле, хотя и трудное дело — восстать против нее . Мы знаем две силы и помимо этой, но [из них] одна подчиняет волю, а другая связывает и [само] естество. Она способна и изменить естество: известно, что действие властно над естеством у тех, кто испытал его.
11. При изменениях [в духовном устроении] сердец и неодинаковых понятиях, которые, как правило, рождаются из этих изменений [и] которые возникают в человеческих мыслях относительно судов Божиих: [например,] «свобода» и «несвобода», «жизнь» и «смерть», — очень полезно неравенство созерцания. Посредством этого неравенства, заложенного среди [творения], Он хранит мір [уже] тысячи лет. Это неравенство очень полезно для изменения жития [на] пути смертности и, что важнее всего, для созерцания судов [Божиих], порождающих [в неопытном уме различные] мнения о Боге.
12. Многие сердца, когда войдет в них надежда, подобны тому, кто принял смертельный яд. Даже у верных и истинных сыновей с десятью частями любви, имеющимися у них, смешаны пять частей страха. Удобопреклонная природа, — даже как у Павла и подобных ему , не в состоянии приять здесь полноту Божественной истины или познать всю волю Божию, которую Он имеет в отношении рода словесных [существ], — до тех пор пока удобопреклонность не исторгнута, чтобы природа не уклонилась [к худшему] при переживании сего .
13. Что есть равенство и неравенство? Неравенство созерцания, бывающего у одной [и той же] души переменчиво и неодинаково (lā dāmyāʔīṯ), [есть] непостижимость предвечного Божия помышления. Равенство же есть явленность истины. Но если здесь (то есть в нынешнем веке) точную истину приемлет удобопреклонная природа, она (природа) погибнет из-за волнений, вызываемых [ее] наклонностью. То, о чем сказано: «О, бездна!.. и суды Его непостижимы» и «Кто познал ум Господень...» (Рим. 11, 33–34), и прочее, иногда проносящееся (bālqān) в уме, вызывая изумление и умиление , [и] названное некоторыми [Божественным] мраком , рождается от сего неравенства созерцания и изменчивости мнений о непостижимом исследовании судов Божиих.
14. Когда же природа достигнет свой полноты в веке, не подверженном склонности , тогда она уже не будет снова бояться познания истины Божией — того, чтобы не уклониться (на пути этого познания) влево по причине надежды. Надежда порождает пренебрежение и рассеянность помышления (tarʕīṯā), а страху свойственно связывать удобопреклонность, чтобы она была обузданной. Сей самый страх ты найдешь в душе своей при созерцании изменения судов и веков, и неравенства жития [людей], и различия наград, которые подаются ему (житию) [неодинаково], в том числе и по этой причине , и правды [Божией], которая иногда являет себя, но по причине долготерпения [Божия] скрывается; и при созерцании [жития] праведников и грешников и несоразмерных [житию] сопротивных приражений, промыслительно [случающихся] с теми лицами, которые имеют противоположное устроение . Когда ум созерцает (tāʔēr) сие, тогда [благодатное] движение почивает на всей душе и отсюда в ней рождается исследование помыслов, и слов, и дел, и установление незыблемых пределов праведности Божией.
15. Когда же ум отсечется от сего и взойдет единственно к [Божественной] сущности через зрение того, что свойственно (hālēn d-) оной благой Природе, и приобретет вечное ведение (īḏaʕṯā mṯōmāytā), предшествующее бытию всех [вещей], и прочее, свойственное ей (Божественной Природе), — тотчас страх извергнется вон и помышление (reʕyānā) получит опору (mestmeḵ) в надежде. Когда же опять, ум низойдет оттуда и прострется к мірам и их различиям, это [описанное выше состояние] убежит отсюда и даст место страху. Ведь и сие [Божественное] промышление, посредством которого ум во всякое время остается в созерцании истины, не согласится [более открывать себя]. И поэтому иногда оно исторгает из сердца оную силу надежды, воздвизаемой [в сердце] от подлинного созерцания, и попускает ему (уму) вновь обуреваться разнообразными мнениями, дабы он не прекращал непрестанно судить помыслы и дела свои, правы ли они, и обретать ясность (zhīrūtā). Ибо он не знает, как встретит суд Бога, Которому слава во веки веков. Аминь.