Исихазм

Автор Тема: Деятельное осмысление мистического богословия святых отцов  (Прочитано 3186 раз)

svod

  • Сообщений: 4034
    • Просмотр профиля

Подраздел форума "Богословие исихазма" имеет такое краткое описание: ""Осмысление мистического богословия святых отцов".

Предлагаю в этом топике обсудить не теорию ИМ, а  мистическую практику и не самой молитвы, а духовную практику форумчан. Как оно работает в нашем реальном мире. Выделил эту тему из топика "Понимание Добра и Зла"


Говоришь, что "стали понятны и видны все движения в человеке и даже его мысли и склонности"...  Однако это самонадеянность из серии сучка в чужом глазу и бревна в собственном.

Да, я взял за основу мысль Колхозника, как берут бревно в виде  необходимого материала, для дальнейшей работой над ним. Александр верно сказал, самонадеянно видеть сучок в чужом глазу, не замечая своего бревна, но, увы, этот период воззрения на мир и людей неминуем для каждого. Но когда то в практике (назовем ее духовной), у кого то возникает ситуация, когда видя сучок в чужом глазу, он начинает чувствовать (пока чувствовать, а не видеть), что что то по ощущению похожее на бревно одной стороной бревно давит на сердце, а другой на мозг (ум), причем данные ощущения могут быть вполне физически ощущаемы в виде давления в висках или в затылке, покалывании сердца и т.д. А далее (при достижении определенной развитости ума и сердца) ты начинаешь видеть,  что сучок видимый  в глазу другого конгруэнтен тому, что ты ощущал как бревно, то есть ты начинаешь видеть умом и сердцем то бревно, которое ты только ощущал, но не видел.

Еще раз иными словами. Если ты видишь сучок в глазе брата своего и ощущаешь некоторую досаду на сердце и возмущение в уме от увиденного, то это ничто иное как твое бревно, которое конгруэнтно сучку в глазу другого.

Следующий этап - извлечение бревна из своего глаза , оставлю этот период для дальнейшего рассмотрения. Пока отмечу, что это не делается в мгновение ока, скорее этот период многоэтапен, зачастую приходится раскалывать это бревно умом как топором на колоде сердца, а то и тела, для того, что бы получить приемлемые поленья (поленья (определение) - части распиленного и расколотого бревна для топки). А дальше в топку, все в топку)) 

В чем суть? Если ты избавляешься от своего бревна, то ты обретаешь некий дар извлечения сучка из глаза ближнего твоего, или же (что выше по духовному статусу), ты обретаешь дар дарить такой дар.

И на этом этапе, ты можешь видеть сучок в глазе брата своего без одновременного видения бревна в своем глазу, виду его отсутствия. И тогда око твое чисто. Но бревно не одно. И вполне возможно, что "в конце дороги той плаха с топорами".   

Как проверить есть ли бревно в твоем глазу? По ощущениям и по ощущениям безОбразным, что в уме, что в сердце. Тишина ума и умиротворение в сердце. Причем сердце может испытывать боль и давление, но как бы не из нутри, скорее снаружи, так же и с умом.



Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Как проверить есть ли бревно в твоем глазу?
Пока существует это вопрос, до тех и существует бревно в твоем глазу.  :-)
Вопрос другой, можно ли убрать бревно, рассуждениями о бревне? Еще сложнее вопрос, а нужно ли его убирать?

svod

  • Сообщений: 4034
    • Просмотр профиля

Как проверить есть ли бревно в твоем глазу?
Пока существует это вопрос, до тех и существует бревно в твоем глазу.  :-)
Вопрос другой, можно ли убрать бревно, рассуждениями о бревне? Еще сложнее вопрос, а нужно ли его убирать?

Его (бревна) не может не быть, и я бы говорил не о бревне, а о лесосплаве из множеств бревен, где глаз сравним с рекой, а вода со слезами. Задача ума - разбирать заторы из бревен, направляя их по течению силой которого управляет сердце.

Вопрос другой, можно ли убрать бревно, рассуждениями о бревне?


Вопрос сродни вопросу ребенка, которого поставили в угол до тех пор пока он не перестанет думать о белом медведе), а о нем о медведе (бревне) не надо думать, это данность, которую ты видишь через сучок в глазу другого, но сучок виден тогда, когда ты смотришь в глаза другого, а не то что увидев сучок в одном глазу, пристально изучаешь второй его глаз, уходя в образную сравнительную дихотомию: "второй глаз у тебя вроде чист, но вот  если бы ты убрал соринку из первого глаза, было бы вообще хорошо".

Не имеющий бревна смотрит чисто и свободно, становясь зеркалом для имеющего сучок, в котором он может ее увидеть, что дает возможность самостоятельно избавиться от него.

 Еще сложнее вопрос, а нужно ли его (бревно) убирать?

То что мешает чистому взору стоит убрать. Ты же не скажешь прочти, но прежде сними очки, человеку, который не способен читать без очков. Так зачем же бревно сравнивать с очками?

Суть бревна - оно искажает образ ближнего через осуждение ближнего в том, чего ты сам в себе не видишь, таким образом возникает лживый образ как твоего ближнего, так и себя самого. Вот тут то и стоит говорить о совлечение образа для видения первообраза, но не до безОбразного.




 
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Почему внешним Господь говорил притчами? В этой теме нет осмысления, есть игра словами на уровне притчевого языка.  Мифологизированный ум создает сиюминутный микромифик вокруг бревен и сучков, в другой теме -  плящет под кроной райских дерев  развитого библейского мифа.

Сначала разрушь идола.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

То что мешает чистому взору стоит убрать.
Чистый взор, которому требуются условия. Чистый взор, который от каждой колдаёбины начинает кривляться и трястись.
Вот так и получается.  Отсутствует чистый взор и уже содержание собственных образов мало того, что теряет смысл. Так и само это содержание становится размытым и невнятным. Ни то не сё. Священная серость.

svod

  • Сообщений: 4034
    • Просмотр профиля

Сначала разрушь идола.

Александр, большинство из меньшинства оставшихся на форуме следуют твоему совету и разрушают идолов, но не своих, а чужих, и все бы ничего, если бы они это не делали руками своих идолов.

По поводу образного и безОбразного. Человек сотворен по Образу и Подобию Божьему. Я понимаю, что Подобие Богу, Оно безОбразно, но Образ Бога явлен во Христе и Он в Образе Иисуса (иконография тому подтверждение). Без уподобление Богу безОбразному, мы рискуем упасть в идолопочитание. Все верно. Спора нет. Но совлекая с себя все без разбора христианские образы, как в свое время совлекали образа с церквей, мы рискуем стать разными и безобрАзными. О чем это я? О царском, серединном пути, о постепенном совлечении бренного для облачения в нетленного, а там в чем застанет Бог в том и примет.

Ты правильно написал:  Не испугайся, если это тело может показаться тщедушным., но смысловое тело, о котором ты так же писал, должно формироваться параллельно телу тщедушному с одновременным  развенчанием мифов и с совлечением отживших образов, для того чтобы не испугайся укрепляется -  мужайся (ибо Он победил мир).
« Последнее редактирование: 28 Ноябрь 2023, 14:07:43 от svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Для меня стала слишком очевидной несовместимость религии в ее нынешнем даже самом продвинутом виде и творчества с личным выбором в пользу последнего. Слишком большой слив энергии и ресурсов в никуда, в пустые слова, действия, споры и разговоры. Творчество имеет отношение к структуре времени и языка (например Пушкин не просто написал сказки, а пересобрал сам язык), а религия ныне не пересекается и входит в противоречие с этим видом деятельности (язык фиксирован и творческому осмыслению не подлежит). Во время Отцов структура все еще была подвижна, но это давно не так.
Как ни странно, Кураев идеально сформулировал эту самую несовместимость возможно сам того не желая:
https://youtu.be/XHz0BYhNY4A?si=Rnmri8Fdrly1pIxM
Он прямо описывает феномен отказа от личности в пользу слияния с некой общностью. Хорошо это слияние или плохо каждый решает для себя сам.
And death shall have no dominion

svod

  • Сообщений: 4034
    • Просмотр профиля

Для меня стала слишком очевидной несовместимость религии в ее нынешнем даже самом продвинутом виде и творчества с личным выбором в пользу последнего. Слишком большой слив энергии и ресурсов в никуда, в пустые слова, действия, споры и разговоры. Творчество имеет отношение к структуре времени и языка (например Пушкин не просто написал сказки, а пересобрал сам язык), а религия ныне не пересекается и входит в противоречие с этим видом деятельности (язык фиксирован и творческому осмыслению не подлежит). Во время Отцов структура все еще была подвижна, но это давно не так.
Как ни странно, Кураев идеально сформулировал эту самую несовместимость возможно сам того не желая:
https://youtu.be/XHz0BYhNY4A?si=Rnmri8Fdrly1pIxM
Он прямо описывает феномен отказа от личности в пользу слияния с некой общностью. Хорошо это слияние или плохо каждый решает для себя сам.


lily, приветствую))  Согласен с твоими мыслями.


Советую посмотреть фильм 2022 года: "Не хороните меня без Ивана" (он во многом о том, что ты написала) . Весьма колоритная картина. Произведение искусства не иначе. Там как раз близкое касание к теме: религия, красота, искусство. Смысл фильма прост и лаконичен: без умения созерцать красоту, жизнь становится тусклой и меланхоличной. События фильма происходят в дореволюционной России (Якутия), но никакой политики и привязанности к историческим событиям в нем нет.  Достойная операторская работа подчеркивает  атмосферу путешествия главных героев по великолепным природным ландшафтам. Половина фильма на якутском языке (с субтитрами), сначала это напрягает, потом перестаешь замечать, а затем втягиваешься и понимаешь, что так оно и надо, для более полного вхождения в творческое полотно картины. Интересно показаны взаимоотношения православия и якутского шаманизма, они не отрицают друг друга, а гармонично противоречат в своей дихотомичности. Красивая концовка фильма, не в смысле закрученного события, а красивый в смысле самого этого слова - красота - это надо видеть.
« Последнее редактирование: 28 Ноябрь 2023, 18:55:21 от svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

svod, спасибо. От себя могу посоветовать Cave of forgotten dreams ("Пещера забытых снов") Херцога. Там описывается искусство, созданное 35000 лет назад, и с точки зрения языка там уже всё есть. Структура фильма кажется незатейливой и даже банальной, но интересно расставлены акценты. Жаль не показана фреска у входа в пещеру с крестом и сердцем, она настолько рвет шаблоны нашего восприятия истории, что видимо автор решил умолчать. Это было не только до религии в её нынешнем виде, но и до земледелия, так что будет и после.
And death shall have no dominion

svod

  • Сообщений: 4034
    • Просмотр профиля

svod, спасибо. От себя могу посоветовать Cave of forgotten dreams ("Пещера забытых снов") Херцога. Там описывается искусство, созданное 35000 лет назад, и с точки зрения языка там уже всё есть. Структура фильма кажется незатейливой и даже банальной, но интересно расставлены акценты. Жаль не показана фреска у входа в пещеру с крестом и сердцем, она настолько рвет шаблоны нашего восприятия истории, что видимо автор решил умолчать. Это было не только до религии в её нынешнем виде, но и до земледелия, так что будет и после.

Да благодарю нашел на ютубе. Он?

https://youtu.be/HcqvZeedoPs?si=Lda3qbhO4K79GhDo

Пещера Шове на юге Франции закрыта для доступа общественности, поскольку более 300 рисунков с изображениями животных в ней являются древнейшими образцами пещерного искусства в мире и любое заметное изменение влажности воздуха в пещере может привести к их повреждению. Право доступа, лишь на несколько часов и с соблюдением ограничений, есть у немногих археологов. И только четыре члена съёмочной группы получили специальное разрешение от министра культуры Франции для съёмок этого фильма.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Посмотрите, та же тема и о пещере много говорится, но и вообще об искусстве древних.
Всем рекомендую.
Получите удовольствие.
https://youtu.be/GxBP6PrZ-YA
Рекомендую также для прочистки мозгов, и для уменьшения восторженности.
Про всю ту же пещеру, но другой простой подход незамутнённый бредом разлагающейся западной цивилизации, хотя тут фильм выше оценивается вполне высоко.
Да, и вообще.
Интересно смотреть разные взгляды.
Кто спокойно уже созрел для такого - тот не далёк уже от блаженства.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Отличный эпиграф Орхана Памука в начале видео Дробышевского. То, что я хотела сказать, но намного красивее:
„Всё повторяется, а поэтому человек, хотя и умирает, не в состоянии заметить ход времени; художники рисуют одни и те же рисунки к одним и тем же историям — как будто времени не существует.“

Иногда это востребовано религией, иногда - нет. Зависит от того, насколько религия и человек задумывается о вечном, или не заморачиваясь о вечном, ритуально хоронит соплеменников и ломает копья о политике. Если искусство начинает слишком следовать повестке (любой), выходит фигня.
And death shall have no dominion