4.26 Тот, кого посещает благодать во время псалмопения и молитвословия, тотчас меняется, язык умолкает, а движения души прекращаются и успокаиваются в тишине – как он может отказаться от действия благодати!
4.29 Хотя бесы и могут выдать новоначальным свой обман за действие благодати, но опытные Дома Господа, те, что были искушаемы, падали и благодаря благодати восставали, знают коварные уловки. Действие благодати начинается от сердца и поднимается вверх, подавляя [активность] головы и мозга, и ослабляя кости. То же, которое от сатаны, начинается от почек и нижних членов, являющихся сосудами желания и помыслов, и, поднимаясь к сердцу и голове, губит человека.
4.42 Если бы пергамен и ум простых [монахов] мог воспринять истину, то духовные отцы многое бы написали о возрастании сердца, которое происходит от восхождений Духа и действием благодати в тех, чье сердце очистилось от страстей и зла, и кто стал жилищем для Бога.
4.58 Подобно тому, как тот, кто, не имея опыта, [когда] погружается в воду, [то начинает] страдать и поднимается, чтобы вдохнуть воздуха, так же и очищенный [монах,] когда по благодати погружается от мира и сверхприродно пребывает в умопостигаемых таинствах Духа, [то,] если он не опытен, он чувствует стеснение, переполняется, удивляется, умолкает и возвращается, чтобы отдышаться в месте своего обитания. 4.59 Когда над всеми твоими движениями и членами неожиданно воцаряется мир и необыкновенное спокойствие, душа ликует от радости, а любое размышление или мысль от тебя отступают, знай, что в этот момент ты сподобился действия благодати.
5.18 Разум не может выносить противоречия между справедливостью и благодатью. Первое порождает ревность, и возбуждает гнев. Второе же изливает на разум мир, любовь и милосердие.
6.30 Когда душа входит в школу познания добра и зла, в которой торжествует справедливость, она наполняется ревностью, смятением, унынием, завистью, гневом и пристрастием. Когда же она входит в школу благодати, где все дети бегают за свободой, где благодать изливает милость и милосердие равным образом на добрых и злых, она наполняется любовью, миром, радостью, спокойствием, смирением, терпением, поддержкой слабостей ближнего и другими плодами Духа.
7.18 Молчание ума, рождающееся действием благодати, не сильно отличается от сладости сна, когда душа не лишается ведения, действующего [как будто бы] без ведения.