Несколько цитат не помешает.
Когда тело покорится душе, а душа — уму, а ум — Христу, тогда
исполнится сказанное:
Где двое или трое собраны во имя Моё, там
и Я посреди них.
Если рай находится в сердце нашем, и также древо познания добра и зла, и древо, в котором заключена жизнь,
находится в сердце нашем, то до сих пор у нас война и сражение со змеем, и нам следует,
по слову Господа нашего, быть совершенными, как голуби, и проницательными, как змеи,
чтобы через совершенство нам в простоте
ходить с братьями нашими, а через проницательность сражаться с нашим врагом,
чтобы он не заставлял нас блуждать от помысла к помыслу
и не оступиться однажды в дольние пределы шеола через помыслы,
слова и дела.
У души, постоянно пребывающей в ночном безмолвии и имеющей хранение помыслов,
видение настолько тонко для прохождения через все природы умопостигаемые и чувственные, что, подобно тому
как молния во мгновение ока проходит через всё творение и [снова]
стягивается, так и у неё за один час видение простирается на все природы, и её ведение питается от них, и [её видение] возвращается на место своё в радости.
Инок, желающий войти в сокровищницу внутри себя и приобрести тот огонь, что дал нам Господь во святом крещении,
сей не отделяет доброго [человека] от злого и никому не завидует. Он не гневается [и] нет [в нём] злости, [и он] не клеветник, но исполнена душа его
любви ко всем людям, когда он устремляется за кротостью, смирением
и послушанием, пока не достигнет Того, Кто есть исполнение всего
и все в Нём исполняется.
Если же инок приобретёт чистоту и простоту, то не много он
будет нуждаться в описаниях, [данных] в свитках, чтобы узнать из них истину. Ибо ум, когда очистится от страстей и станет домом обитания Духа Святого, становится толкователем священных книг. Ведь так же и блаженные апостолы приняли сие от вдохновения Духа [Святого],
чтобы стать толкователями священных книг и проповедать о единстве человека от нас с Богом Словом — о том, что у книжников и фарисеев, навыкших в священных книгах и их толкованиях, ухо было даже не способно расслышать в точности.
Нет ничего, что так помрачало бы умопостигаемый воздух ума
как зависть, гнев и самонадеянность. Сии суть губители всех плодов
инока. Нет ничего, что так хранило бы и взращивало плоды инока,
которые Дух Святой сеет в нём [при пребывании его] в безмолвии, как
смирение, любовь и терпение.
Когда же Господь наш зрит инока, который от сердца и истинно
поставил самого себя ниже всех людей, тогда и Он склоняется к нему,
и отверзает внутреннюю дверь его сердца, и являет ему свет славы
Своей, как Он Сам знает, и изливает в душу его плоды Духа,
то есть любовь, радость, мир, тишину, долготерпение, сладость, благость,
терпение, послушание: все сии рождаются от того [состояния], когда
кто считает себя ниже всех людей.