Исихазм

Автор Тема: Духовный смысл Священного Писания  (Прочитано 12575 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Священное Писание - слово Божие - неисчерпаемо как неисчерпаем Сам Бог. Оно открывает перед нами Божию премудрость, Его дело нашего спасения, картину прошлой и грядущей истории мира, человечества и каждой отдельной человеческой души. Каждая фраза имеет множество смыслов - буквальный, нравственный, богословский, исторический, пророческий, эсхатологический, духовный, и т.д. Но главное - писание написано для каждого из нас и каждое его слово обращено непосредственно к читающему и сообщает ему нечто черезвычайно важное для его спасения, некий духовный смысл относящийся к тому что происходит, происходило или произойдет в душе человека, к той духовной жизни и духовной брани которая ежеминутно идет в душе каждого из нас. Откровение - самая загадочная книга Писания. Обычно его пытаются толковать с точки зрения истории мира, и действительно в нем описана вся прошлая и будущая мировая история. Но не менее важным является духовный смысл Откровения - история того что происходит в каждой человеческой душе. Но такой духовный смысл обычно не лежит на поверхности, его надо раскрыть. Вершиной духовного толкования Священного писания является книга преп, Максима Исповедника "Вопросоответы к Фалласию" - вот истинная школа духовного толкования Писания. Другой пример - Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский "Толкование на Евангелие от Марка" (обе книги есть в библиотеке исихазма). Но эти книги не дают систематического толкования, а лишь показывают ключ к толкованию - как можно применять каждую фразу Писания к внутренней духовной жизни. Святоотеческая литература содержит бесчисленные примеры духовного толкования Писаний. Было бы интересно их собрать и систематизировать.

Псалмы представляют нам потрясающую картину духовного внутреннего мира человека где "враги" ("язычники", "гордые"), под которыми подразумеваются "злые помыслы исходящие из сердца", борются против "царя" - духа человеческого, и "царь", познавая свою немощь  в борьбе с этими врагами и видя что среди "людей" наседяющих сердце "нет праведного, нет ни одного", приходит в глубочайшее смирение и сокрушение, осознаёт что без помощи Господа он не может победить врагов и сделать что-либо доброе, и постоянно призывает Господа прийти на помощь и свершить дело спасения в его душе. И видя как Господь благодатию Своей сокрушает врагов, "научает руки брани" и выводит человека на "пажити", "к источникам вод", непрерывно прославляет Спасителя Господа. Псалмы - это глубочайшая школа внутреннего делания преподанная нам Самим Духом Святым почти за две тысячи лет до появления христианского исихазма, но Дух Святой и тысячи лет назад и сегодня один и тот же.

Давайте в этой теме поразмышляем над Священным Писанием, поделимся друг с другом духовным смыслом который каждый из нас открывает для себя в Евангелии или находит в святоотеческой литературе.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Духовный смысл Священного Писания. Псалмы
« Ответ #1 : 14 Август 2004, 18:39:19 »
У святителя Игнатия есть замечательное по глубине толкование 99-го псалма:

Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Том II
Таинственное объяснение 99-го псалма
http://pravbeseda.org/library/?page=book&id=203

Также, некторые ссылки о чтении Писания и о его духовном толовании:

св. Игнатий Брянчанинов О ЧТЕНИИ ЕВАНГЕЛИЯ
http://pravbeseda.org/library/?page=book&id=127

Святитель Феофан Затворник Ответы на вопросы духовной жизни. Выдержки из писем святителя. Слово Божие Священное писание и духовная литература
http://orthodoxia.org/rus/pt/10/674.aspx

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Предложение
« Ответ #2 : 15 Август 2004, 00:25:30 »
Евгений, мне видится, что длинные цитаты на форуме не очень хорошо вписываются. Можно сделать аккуратную подборку и поставить ее в библиотеку, а на форум вынести ссылку. Форум, прежде всего, предполагает живое общение, которое не исключает, естественно, цитат, но и не задавливается ими. Когда цитат много, они большие и затрагивают различные места из Св.Писания, то обсуждать их уже не будешь, и духовный смысл ускользнет мимо. Под обсуждением же я понимаю не пустую говорильню, а проникновение и постижение, которое осуществляется совместно, а значит, более продуктивно.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Предложение
« Ответ #3 : 15 Август 2004, 02:55:16 »
Я согласен, Саша, я просто хотел дать пример добротного духовного толкования псалма. Не знаю будет ли кому нибудь интересны такие темы, но меня это всегда интересовало.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Духовный смысл Священного Писания
« Ответ #4 : 15 Август 2004, 11:14:09 »
Хорошо. Комментарии, в которых есть проблеск богомыслия, действительно, можно сгруппировать под единой шапкой и поставить в библиотеке. Вы привели добротные толкования.

Среди последних толкований удивительным (и радостным) образом выделяется толкование еп.Григория на Марка: www.hesychasm.ru/library/lebedev/bio.htm  В его толкованиях вспыхивает свет богомыслия, появляется прозрачная напряженность слова, проникающего в текст Св.Писания и оживляющего восприятие духа через букву.

Дмитрий К.

  • Гость
Духовный смысл Священного Писания
« Ответ #5 : 06 Сентябрь 2004, 03:13:01 »
Мир Вам!

Хочу поделиться своими мыслями по поводу страха Божия.
Многие воспринимают это понятие как боязнь Бога. Но, по-моему, это не совсем так. Одна из главных заповедей: "Возлюби Бога больше самого себя". Любят ведь не из страха.  Я думаю, что здесь имеется ввиду страх перед грехом. Не страх общения с грешником, а страх перед грехом в себе. Человек без страха совершает грех, без страха отравить себя, свою душу ядом безнравственного деяния. Страх Божий - это страх во благо, страх во спасение. Человек часто боится за своё тело, бережёт его, но, не боится за свою душу.
Также страх Божий - это страх отлучения от Бога. Но, не Бог отлучает человека, а человек отлучается от Бога деланием греха.

Спаси Христос!

Раб Божий, Дмитрий.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Духовный смысл Священного Писания
« Ответ #6 : 06 Сентябрь 2004, 05:35:12 »
Совершенно с Вами согласен, Дмитрий

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Духовный смысл Священного Писания
« Ответ #7 : 06 Сентябрь 2004, 11:21:13 »
Я также соглашусь с Дмитрием.

Вообще, тема страха Божия непроста и обширна. Можно различать страх перед грехом, страх перед Богом (ВЗ тема), страх отпасть от Бога. Последний страх часто называют совершенным. В некоторых кругах осуществляется попытка, раскрывая понятие совершенного страха, приписать страх Богу в том смысле, что страх исходит от Него или страх Божий есть нетварная энергия. Апостол Иоанн говорит: " (1Иоан.4:18) в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви." Я считаю, что рассматривать понятие страха Божия нам надо именно в духе слов Иоанна Богослова.

Дмитрий К.

  • Гость
Духовный смысл Священного Писания
« Ответ #8 : 07 Сентябрь 2004, 01:25:17 »
Мир Вам!

Да-да, Александр! Именно, "в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх..."
Я долго думал над словами Христа: "Не мир вам принёс, но меч".
И не мог понять, как же можно соеденить меч и любовь? А потом понял. Может быть и не совсем верно, но лично для себя. Любовь очень чётко проводит разделительную черту между добром и злом, между   нравственностью и грехом. Человек, который познаёт любовь или стремится к ней, как бы отсекает зло. "Сожгу солому огнём неугасимым", - звучит очень решительно и, на первый взгляд, сурово. Но ведь любовь, как огонь сжигает всё дурное, как бы испепеляет его. Огонь очищающий.
Так вот, образ меча получается очень верен и максимально точен. Грех нужно отсеч, как гнойник причиняющий страдания.

Спаси Христос.

Раб Божий Дмитрий.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Духовный смысл Священного Писания
« Ответ #9 : 19 Ноябрь 2004, 20:41:23 »
Вот такая аналогия на тему Воскресения:

Лежит в пещере человеческого сердца распятый и умерщвлённый Христос, и закрыт вход в сердце, и "привален большой камень к двери гроба" для человека неподъёмный, и "приложили к камню печать", и приставлена стража кесаря мира сего - Не входи! И стоит разум человека в ночь погребения и оплакивет умершую и погребённую в сердце Любовь, и не имеет надежды оживить Её. Но рано утром решает - пойдем омоем Погребенного благовониями веры. И отправляется в путь ко гробу сердца, "И говор(и)т между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?", ибо весьма велик камень холодного сердца и человеку неподсилу отвалить его. "И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые". И человек "взглянув, видит, что камень отвален". "Ангел же сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь". "И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь!".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Духовный смысл Священного Писания
« Ответ #10 : 20 Ноябрь 2004, 01:31:35 »
Верно! Чтение Евангелия глазами внешнего человека и внешние толкования "проскакивают" мимо самого главного. Евангелие переживается, и тогда время исчезает, языковые преграды рушатся, непонимание уходит - мы живет Божиим словом, и Слово входит в нас. Мы своей внутренней жизнью, посвященной  Богу, начинает толковать Священное Писание! Мы своей внутренней жизнью начинаем постигать смысл Писания. Святые, войдя в Царство Божие, которое внутри, своей деятельной жизнью раскрывают смысл Писания.

Дмитрий К.

  • Гость
Духовный смысл Священного Писания
« Ответ #11 : 19 Май 2005, 03:31:57 »
Как хорошо, как приятно сердцу слышать такие слова!
Спасибо Вам дорогие мои единоверцы.

Невозможно без сердца, без чувства прикасаться к Божественному откровению. Конечно, размышления нужны. Но, внешние, холодные, бесчувственные мысли хитры и изощрённы. Змеятся в извилинах мозга, не оБОГащая душу, а иссушая её.
Вспомните, что говориться в Писании о том, что вера без любви (то есть божественного чувства) как "кимвал звенящий".
Нельзя забывать об этом.
Спасибо Вам.

Спаси Христос.

alluz

  • Гость
Духовный смысл Священного Писания
« Ответ #12 : 21 Июль 2005, 03:55:55 »
Хочу добавить о страхе Божием. Страх согрешить, отпасть от Бога правильнее назвать боязнью, а термин "Страх Божий" обычно обозначает чувство благоговения, трепета перед величием Творца.