Мы неоднократно говорили на этом форуме и приводили цитаты из св.отцов, что исихазм (умное делание, непрестанная молитва) не только для монахов, - он для всех христиан.
Исихазм как поиск единения с Богом, безусловно, появляется до монашеского исхода в пустыни из развращенных городов и церквей, теряющих первохристианскую чистоту. В определенном смысле, исихазм, как еще не названное и не развернутое явление, присущ - поскольку идет из глубины духовного единства - апостольским и раннехристианским общинам, присущ как духовное посвящение и непосредственный мистический опыт общения человека с Богом. Появление монашества, во многом как неприятие институализации церкви и ее огосударствления, вводит исихазм в эксплицитную (проявленную) форму развития с неизбежной ментализацией, развитием свода собственных правил, появлением специального языка и прочих "стен", отделяющих монашество от "простого" христианства. Человеку свойственно громоздить такие "стены" до небес, и вот уже исихазм начинает рассматриваться как сугубо монашеская практика. Монашеская замкнутость, помноженная на жреческую кастовость, закрыла исихазм от мирян и, в конечном счете, привела к значительной утрате исихастского опыта и самого духа горячей любви ко Господу в собственной среде. Монашество в суетливой пахоте на внешних полях церковной жизни потеряло истинную жемчужину. Только АФон помнит еще о тайне Нетварного Света, который освещает слова поучений афонских старцев... Не один Афон? От избытка сердца говорят уста: где он - голос уст монашеских, скорбящих, вопиющих и поучающих о стяжании благодати? - Пустыня!
Чем отличается мирянин от монаха? - по внутреннему обустроению, если он - христианин, ничем. Такие же обеты, будучи и семьянином, должен он соблюдать в сердце своем: быть чистым и целомудренным, не стяжевать земные богатства и богатеть духовными, быть послушливым перед Господом и близкими своими. Монах по внешности отягощен внешними обетами, мирянин, Богу послушливый, исполняет обеты внутри себя - и никто этого не знает, кроме него и Господа!
Исихазм усваивается не через отдельные элементы, хотя и им есть место, а нахождением жемчужины-смысла христианской жизни в тех условиях, в которые поставил Господь: для монаха, принявшего монашеские обеты, - на монастырской пажити, для мирянина, ищущего внутри себя единения с Господом, - в миру. Кто ищет и находит эту жемчужину, тот и есть истинный монах и настоящий христианин, кто не ищет - тот никчемный монах и формальный христианин.