Прочитал в одном месте слова о молитве замечательного человека и священника, о.Александра Ельчанинова (
http://www.rusoir.ru/articles/date/07/25/ ):
Важна молитва всякая, даже невнимательная. Сила и действие слова независимы от психологии говорящего. Если бранное, грязное слово сквернит и ранит душу произносящего и даже слушающего, то святые слова молитв, даже рассеянно повторяемые, тонкими штрихами покрывает нашу память, ум и сердце и производит над нами благую работу, нам неведомую.
Ниже привожу несколько уровней понимания этих слов.
1. При обращении внешнего человека к Богу молитвенные слова подобны резцу, что намечают на грубом камне души черты образа Божьего. Это благая работа, творимая снаружи и мало меняющая человека внутреннего.
2. Когда открывается внутренний человек, то кажущаяся независимость силы и действенности слов от психологии говорящего исчезает напрочь, ибо душа перестает быть подобной грубому и инертному камню; она становится подвижной, тонко настроенной и начинает воспринимать слово, чутко отзываясь и проговаривая его сама.
3. Когда внутренность человека очистится, то его душа может гармонично говорить и петь даже без слов на устах. В этом суть умно-сердечной молитвы.
4. Тонким фарисейством и рациональным магизмом становится мнение о том, что "сила и действие молитвы независимы от психологии говорящего", когда камень человеческой души не размягчается, а так и остается камнем с нанесенными на него штрихами - се сосуд, полный нечистот и ухоженный снаружи. Словесная молитва такого человека - магия, и не слышит ее Господь, и тогда изгнивает душа изнутри, потому что запечатана снаружи.
Можно учиться динамическому постижению смысла молитвы, когда мы не выбрасываем крупички чужого опыта, а находим им
соответственное место - предваряющее, если рассматривать вышеприведенное мнение о.Александра, и вводящее в святоотеческое наследие и молитвенный опыт свв отцов. Войдя в опыт свв отцов, мнение о важности невнимательной молитвы следует оставить как уже негодное.