Исихазм

Автор Тема: Вещественные невещественники  (Прочитано 5090 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Вещественные невещественники
« : 12 Февраль 2007, 11:03:58 »
Преп. Исихий:
– Не насытятся Ангелы, воспевая Творца; не насытится и ум, в чистоте им соревнующий. И как не пекутся о пище невещественные Ангелы на небе, так не пекутся о ней и вещественные невещественники, когда взойдут на небо безмолвия ума.


Прокомментируйте, кто как понимает. Не пекутся о еде, потому что есть уже и не надо вообще, или Господь так "заботится" о молитвенниках, что доставляет им еду по мере необходимости?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Вещественные невещественники
« Ответ #1 : 12 Февраль 2007, 13:04:56 »
Известны случаи, когда человек может не есть долгое время, но они уникальны. И не об этом говорит Исихий Иерусалимский, а об отсутствии попечений. Понимать же его слова лучше с духовной позиции, поскольку Господь не призывал к оставлению всего мирского и бегству в горы или в неядение, а к умению в вещественном обрести духовное (невещественное) и соединить.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Вещественные невещественники
« Ответ #2 : 12 Февраль 2007, 14:10:17 »
Я прямо прошу: "Боже, не хочу заботиться о еде и работе - устрой это за меня, чтоб ум не был занят этим попечениями".
Могут назвать это инфантилизмом конечно.

Ярослав

  • Сообщений: 34
    • Просмотр профиля

Re: Вещественные невещественники
« Ответ #3 : 12 Февраль 2007, 15:51:22 »
а у меня от печений просто начианются кошмары

"многие раны грешному а надеющегося на Господа обыдет милость"
надеюсь я в тему...
"Я сказал: вы - боги"(Пс.81:6)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Вещественные невещественники
« Ответ #4 : 12 Февраль 2007, 18:27:12 »
Преп. Исихий:
– Не насытятся Ангелы, воспевая Творца; не насытится и ум, в чистоте им соревнующий. И как не пекутся о пище невещественные Ангелы на небе, так не пекутся о ней и вещественные невещественники, когда взойдут на небо безмолвия ума.


Прокомментируйте, кто как понимает. Не пекутся о еде, потому что есть уже и не надо вообще, или Господь так "заботится" о молитвенниках, что доставляет им еду по мере необходимости?

Есть еще третий смысл:  не потребуют человеческой помощи в пропитании. Вот параллельное и более подробное место из Лествицы (27, 28):

"...последуй мне к совокуплению с блаженнейшим безмолвием; и я научу тебя видимому деланию и жительству умных Сил. Не насытятся они во веки веков, восхваляя Творца: так и восшедший на небо безмолвия не насытится, воспевая Создателя. Невещественные не попекутся о веществе: не попекутся и о пище живущие в теле подобно бестелесным. Первые не чувствуют нужды в пище; но и последние не потребуют человеческой помощи в пропитании. Те небрегут о деньгах и стяжаниях, а сии - о бесовских озлоблениях. Нет в горних желания видимой твари: нет и в сих, мудрствующих горняя, желания видеть чувственное. ангелы никогда не перестанут преуспевать в любви: не перестанут и безмолвники ежедневно стремиться подражать им. Тем не неведомо богатство их преуспеяния: не безызвестно и сим рачение к восхождению. И те не остановятся, доколе не достигнут превыспреннего устроения Серафимов: и последние не перестанут простираться вперед, пока не будут Ангелами. Блажен надеющийся наслаждаться столь высоким блаженством; преблажен, кто удостоился оного в будущем веке; но тот, кто уже наслаждается сим блаженством, есть Ангел".

Все три понимания правильны, и их надо понимать (само собой понятно:-) ) в виде лествицы. Сначала монахи ставят себя в положение людей, которые не требуют человеческой помощи в пропитании. Затем о нем не пекутся, то есть питаются, чем придется (а то и вовсе получают пищу таинственным образом, таких случаев много описано, хотя это уже все-таки редкость). А затем уже и вовсе не нуждаются в пище. Это последнее состояние -- состояние будущего века и предел совершенства. В нашем веке проявляется в том, что святые могут не питаться весьма значительное время, настолько, насколько хватает "огня нетления".

Если переходить на "богословский язык", в состоянии обожения нет тления естества, соответственно, нет и потребности в пище "бесконечно" долгое время, если говорить о "практической" бесконечности, а не о "теоретической". Точно так же, как и ангелы. Ведь и они бессмертны в том смысле, что бессмертие это, хотя и природное, поддерживается Богом.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Вещественные невещественники
« Ответ #5 : 12 Февраль 2007, 20:15:05 »
Евгений,
Очень вразумительно. Мне тоже так показалось из высказывания преп. Исихия, что так же не пекутся о пище восшедшие на небо безмолвия ума, как и ангелы.
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.