Исихазм

Автор Тема: Ключи от сказки  (Прочитано 16118 раз)

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Ключи от сказки
« Ответ #165 : 09 Октябрь 2021, 23:46:18 »
Интересная сказочная интерпитация превращение из животного в человека и наоборот. Видео просто искусно кистью вырисовыает слова песни.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Ключи от сказки
« Ответ #166 : 09 Октябрь 2021, 23:47:36 »
Я жив, покуда я верю в чудо
Но должен буду я умереть!
Мне очень грустно, что в сердце пусто
Все мои чувства забрал медведь!
Моя судьба мне неподвластна
Любовь моя, как смерть, опасна!
Погаснет день, луна проснётся
И снова зверь во мне очнётся!
Забрали чары души покой
Возник вопрос: Кто я такой?
Мой бедный разум дошёл не сразу
До странной мысли: Я человек!
Колдун был пьяный, весьма упрямый
Его не видеть бы, да, мне вовек!
Моя судьба мне неподвластна
Любовь моя, как смерть, опасна!
Я был медведем, проблем не знал
Зачем людских кровей я стал?
И оборвётся тут словно нить
Мой дар - на двух ногах ходить!
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Ключи от сказки
« Ответ #167 : 10 Октябрь 2021, 08:38:32 »
Сергий, Вы считаете, что вправе мне указывать, что важно и не важно и что делать, но этого права Вам никто не давал, и я в первую очередь. Никогда не спрашивала Вашего совета. Поэтому Вы просто токсичный человек, который лезет куда не звали.
Лилу вешать ярлыки на людей ведь тоже часть токсичного общения. Вы себе позволяйте многое в отношении других, но о себе говорить не позволяете. Как вот с таким интересным положением вещей вы собираетесь раскрыть тему настоящей дружбы для себя.  Ведь эта дружба состоит из кирпичей разочарований и двери предательства в земном плане или огромной любви в ином. . Настоящую дружбу надо не просто найти но и поднять.

p. s. Свод спасибо. Когда - то до дыр заслушал эту песню. Просто не мог от неё оторваться). Ну это была и последняя любовь к Кишу. Далее уже все не смог пойти.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Ключи от сказки
« Ответ #168 : 10 Октябрь 2021, 16:35:14 »
veresk, я лично Лили прекрасно понимаю и не обижаюсь совсем.
Человека, хоть как, хоть "тонко", хоть "толсто", подталкивать в направлении "верного пути", причём "верного" в твоём понимании, а не его, контр продуктивно, только хуже сделаешь, ибо и собственного верного пути не знаешь, а к другому суёшься. Так что общение сложная вещь. Единственно посоветовать обрести Бога в сердце и непрестанную молитву к Нему в сердце всё же стоит. Остальное приложится, и человек "сам", а на деле ведомый Богом, обязательно найдёт свой путь и не по лекалам сказок унылых житий, а во вполне реальной современной жизни.
Так что общение несовершенно и всё в нём может быть воспринято, как поучение.
Это нормальная реакция.
Но общение иногда полезно, хотя тишина ума и непрестанная молитва в сердце всяко лучше.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Ключи от сказки
« Ответ #169 : 10 Октябрь 2021, 17:40:44 »
Смею предположить, что настоящую дружбу я нашла. Настоящую любовь пока нет. В дружбе могу сказать "мне так не нравится", "ты ошибаешься", "я ошибалась", "мне это нравится", "я люблю" и "я ненавижу". Взрослым человеком, для которого я представляю интерес и ценность, это будет воспринято нормально.

У Сергия другой возраст, другой жизненный опыт, профессия с иными ценностями, другая география проживания и жизненные задачи. В искусстве и дизайне ценится в первую очередь индивидуальность, креативность, свой взгляд на мир, полет фантазии и умение отстоять все вышеперечисленное, а в военном деле совсем другие ценности. В реальной жизни 90% времени я общаюсь на английском и итальянском с представителями других народов. В общении нужно учитывать эту разницу. Он старше и с высоты жизненного опыта хочет научить меня жизни, но большинство его опыта не актуально в моей ситуации. Это не отменяет взаимного уважения. Многое из того, что он делал и делает мне и не снилось. Кажется, он так и воспринял.

Мои отношения с планом, который можно назвать божественным, простираются далеко за пределы сердца. Не нужно исходить из предубеждения, что у другого нет того, что есть у тебя.
And death shall have no dominion

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Ключи от сказки
« Ответ #170 : 22 Октябрь 2021, 09:04:14 »
Этот текст отчасти можно рассматривать как продолжение темы о родовых грехах.

Когда (как и насколько) творческий и пророческий дар стал покидать церковь, тема отдельная. В 19-ом веке мы наблюдаем видимое отслоение русской культуры от религиозной основы. В советский период 20-го века религиозную основу в художественном творчестве рассмотреть уже совсем непросто. В наше время творческая сила покинула и сферу светского искусства, практически не заглянув, шествуя дорогой прочь, в восстанавливаемые храмы.

Пророческий дар, возвышенный силой творчества... Оторванный от религии, спрятанный в иносказаниях, порой скрытый для самого носителя, пророческий дар находил и находит свое наивысшее воплощение в мифах, легендах и сказках. В 20-м веке - в сказках, фантастике и фэнтези. Надо признать, что воплощение это порой весьма искаженное и испорченное.

Среди сказочников 20-го века, наделенных пророческим даром, я хочу выделить Евгения Шварца. И буду говорить здесь об одной его пьесе - "Обыкновенном чуде". Удачная экранизация этой сказки сохранила идеи и закрепила ее образы в сознании очень многих людей...

Рассматривать эту сказку буду, в основном, с двух позиций: 1) исихастской - аскетической, направленной на созидание внутреннего человека; и 2) пророческой, рассказывающей о судьбе современной России.

Предваряя анализ этой сказки (обобщая: любой вещи) с исихастской (аскетической, антропологической, психологической) позиции, прежде всего хочу отметить, что ее действующие лица будут рассматриваться одновременно как отдельные персонажи, так и отдельные стороны (черты, субличности) обобщенного "персонажа" - некоего образа (единого) человека, который - на пророческом уровне - переходит в образ нашей страны.

Напомню основные действующие лица. Хозяин (волшебник, в фильме его играет О.Янковский) олицетворяет творческое, созидающее, вечное начало в человеке. Хозяйка (играет И.Купченко) - вдохновляющая сила созидания и временная среда, в которой воплощается творческий логос. Принцесса - чистая сокровенная душа. Снаружи она, ес-но, подпорчена капризами родового наследства (играет Е.Симонова). Медведь - волевое устремление, фелима, вырастающая в гноми, пробуждающийся ум, ищущий свою целостность и обретающий ее в поцелуе сокровенной души (играет А.Абдулов). Король - родовое начало и ветхий (внешний, плотяной, душевный) человек, тонущий в родовых грехах (играет Е.Леонов). Министр-администратор - эгоизм, эгоистическое утверждение, падший (рациональный) ум (играет А.Миронов). Охотник - тщеславие (В.Ларионов). Эмиль и Эмилия - извечная проблема встречи-столкновения мужчины и женщины, мужского и женского в человеке. Мужское, не найдя (или потеряв женское), утрачивает возможность реализации, становится псевдоженственным. Женское, не найдя своего мужского, подменяет его, становится псевдомужским. В конце пьесы выстраиваются верные отношения. (Играют Ю.Соломин и Е.Васильева.) Пожалуй, все. Второстепенные персонажи рассматривать не будем.

Итак, о чем эта пьеса. Она о пробуждении человеческого в человеке, о прорастании ясного человеческого сознания и воли из животных инстинктов и скрытых побуждений. Она и о том, что человек - образ Божий - обладает даром творческой силы, способной творить чудеса. Она и о главном даре - любви, творящей чудо преображения человека, любви, пробивающейся сквозь наслоения родовых грехов, требований эгоистического обладания и  сквозь страх смерти.

Пробуждение ума (сознания), волевое устремление - центральное место в акте становления человека, начало его духовного рождения. В пьесе Медведь становится человеком. И ему - уму - нельзя поцеловать Принцессу - свою сокровенную душу, - ибо этот поцелуй его погубит: он перестанет существовать в человеческом обличье и станет для всех медведем. Так ум, молитвенно спускаясь в сердце (где и скрывается сокровенная душа), исчезает, растворяется в его свете. Ум принимает добровольное решение - отказаться от себя, от своего "человеческого" (эгоистического) образа и произволения, потому что познает большее - стоящее над смертью - любовь... любовь Божию. Ум, недостойно (нечисто) сходящий в сердце, от поцелуя Божией любви впадает в бешенство, превращается в зверя, ибо чистота его озлобляет.

Король - ветхие тело и душа... Они хотят царствовать, погруженные в пучину личных и родовых грехов. А "внутри" этого тела и души пребывает сокровенная душа - Принцесса, дочь Короля.


Пара кусочков замечательной сцены с Королем.

  Король. И самое обидное, что не я в этом виноват...
   Хозяин. А кто же?
   Король. Предки. Прадеды, прабабки, внучатные дяди, тети разные, праотцы и
праматери. Они вели  себя при  жизни как  свиньи, а мне приходится отвечать.
Паразиты они, вот  что я вам скажу, простите невольную резкость выражения. Я
по натуре добряк,  умница, люблю музыку, рыбную ловлю, кошек. И вдруг такого
натворю, что хоть плачь.
   Хозяйка. А удержаться никак не возможно?
   Король. Куда там!  Я вместе  с фамильными драгоценностями унаследовал все
подлые фамильные черты.  Представляете удовольствие?  Сделаешь гадость - все
ворчат, и никто не хочет понять, что это тетя виновата.
...
   Хозяин. Значит, дядя виноват?
   Король. Дядя,  дядя,   дядя!  Нечего  улыбаться!  Я  человек  начитанный,
совестливый. Другой свалил  бы  вину  за  свои  подлости  на  товарищей,  на
начальство, на соседей,  на жену. А я валю на предков, как на покойников. Им
все равно, а мне полегче.

 
Принцесса смотрит на мир из-за спины своего отца и долгое время видит его как бы в розовом свете, защищенная эгоистической скорлупой. Сокровенная душа скрыта за многими дебелыми наслоениями души и тела, она не дееспособна и как бы спит в красивом сне-иллюзии. Первая встреча со своих суженным - умом-Медведем инициирует ее, пробуждает он сна. Но ум еще не чист, не готов, он не прошел через искусы, смерть его страшит. И он - ум-Медведь - сбегает, а сокровенная душа, пробуждаясь, познает несправедливость мира и всю тяжесть родового наследства.

На сцену жизни выходит Министр-администратор - эгоистический, рациональный ум, падшая воля, жажда обладания... Если уходит истинный жених, приходит жених ложный, которому не нужна живая сокровенная душа, которому она просто недоступна, но которому нужно ее имя. Ложь живет, облачаясь в одежды Истины, саму Истину умерщвляя. Эгоистический ум, берущий власть в королевстве человеческой души и убивающий совесть, - обычная картина.

Сокровенная душа, пробудившись, уже не может уснуть - она должна умереть, чтобы к власти пришел ум-администратор.

И уму-Медведю дается третий, последний шанс, и он готов умереть ради сердечного поцелуя. Происходит обыкновенное чудо... Медведь остается человеком - и обретает единство с Принцессой. И Принцесса - в этом нарождающемся единстве мужа и жены - возрождается. Так и в молитве: очищенный ум соединяется - в благодати - с сердцем, и это соединение - залог нового духовного рождения. 

Россия... Ее сокровенная душа, пробужденная к жизни в начале 90-х, сейчас умирает. В стране хозяйничают "министры-администраторы". Король (власть), который одновременно "почетный  святой, почетный  великомученик, почетный папа римский нашего королевства", замучен тяжкими родовыми грехи - и исправлять-каяться в них никто из властей не собирается. На сцене - деградация населения, коррупция общества, обнищавшая культурка, заменяющаяся средствами массового оболванивания...

Медведь... А.Абдулов, исполнивший роль Медведя, умер в тот год, когда президентом нашей страны стал Д.Медведев. Этот вопрос еще не снят: сможет ли нынешний Президент не испугаться смертельным страхом, сможет ли посмотреть в глаза сокровенной души той страны, которая ему вверена, сможет ли поцеловать ее - и не превратиться в изгоя-медведя? И тогда охотник-тщеславие убьет сотого медведя, как убило тщеславие 99 других медведей правящей партии? И тогда нашей распадающейся страной будет окончательно править министр-администратор? Или произойдет обыкновенное чудо, и страна возродится?..

В каждом из нас есть сокровенная душа-Принцесса, должная стать женой, и ум-Медведь, могущий стать мужем, и испорченный рациональный ум, и ветхая душа с ее страстями, грехами и противоборствами... И у каждого в жизни есть возможность прикоснуться к Обыкновенному Чуду.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Ключи от сказки
« Ответ #171 : 22 Октябрь 2021, 09:06:48 »
Цитировать

Благодарю всех, кто откликнулся. Признаюсь, я ждал "исихастского" молчания в этой теме :)

Итак, высветилось три подхода. Irina предложила интуитивный взгляд и "поймала" что-то очень важное. Гость дал альтернативный вариант: сухой и трезвенный. И наконец, viktor, иронии полный, вполне надежно посадил ежика в психушку, где препарировал ему мозги с иголками, опираясь на обширные сведения из разных областей научных знаний.

Почему мы (собирательно) с таким удовольствием смотрим этот мультик? Талантливо сделан, эстетическое наслаждение... и только? Предлагаю погрузиться в него созерцательно и вполне исихастски :) ,- стараясь не напяливать на него известные образы из мировой мифологии и не занимаясь психологической вивисекцией, чтобы понять - нет, не ежика - самих себя, бредущих в тумане или считающих звезды.

Соприкосновение с внутренним миром, где живет-спит внутренний человек, - результат случайной встречи-узнавания или долгий труд циклического путешествия... Когда-то - почти вдруг - по дороге на работу, в гости, в Эммаус или Дамаск происходит маленькое чудо: внешнего человека достигает иное, и он неожиданно для себя решает довериться этому касанию и проверить его. Первое погружение - в слепоту тумана сознания, когда остается последняя связь  с внешним миром - узелок с вареньем в руках Ежика или узелки (и бусинки) четок в руках молитвенника  :adieu . И тенью-совой следом идет страх внешнего человека перед внутренним миром, покрытым туманом. Крик Ежика в колодец - это и слова молитвы на устах, которые эхом повторения уводят, отстраняют страх внешнего человека перед неизведанным, не дают исчезнуть в тумане. Цель: Белая Лошадь - внутренний человек, и его сокровенная душа, и сердце - Ежика влечет ее светящаяся сила и мощь, влечет и пугает в тумане сознания "вселенским" дыханием. О, это дыхание внутренней жизни, которое надо искать при молитве, а не подделывать его количеством слов на вдохе и выдохе. Туман завораживает, в нем проступают опасные черты, ум уже не может сдержать наплыва мятущихся образов, бежит от них, и вдруг открывается древо восхождения (мысли, чувства, образа), расколотое снизу и единое в множественности (ветви и листья) на высоте.

Связь с внешним миром (в виде узелка) теряется (слишком далеко зашел Ежик и высоко заглянул), и начинается паника - туман (слепое погружение во внутренний мир) рвется и плывет под порывами ветра (внешнего мира). При молитве в этом состоянии, как правило, происходит выход (выброс) наружу и потеря связи с внутренним. А если не происходит и  светлячки ведут глубже... От страхований спасает долгий навык делания, умение вести внутреннюю службу - Пес, который приносит узелок. Это победа над страхованиями. Зов плотяного человека (голос Медвежонка - В.Невинного - за кадром) - побуждение к действию. которое приносит неожиданный результат: Ежик падает в реку. Страхов уже нет, безличностная река сознания несет Ежика - он доверился потоку и не боится в нем утонуть (и раствориться как соляная кукла) - только регистрация умом такой возможности. И в этом состоянии он уже не зависит от наплывающих образов, а созерцает Лошадь и близкое небо со звездами в ясности и тишине. Нирвана? только не буддийская, потому что в безличностном потоке появляется личностная сила - и неслышимо явственный голос спасения.

Считать звезды с Медвежонком (заниматься богословской трепотней и изучать далекие "звезды" догматов) Ежику уже... не того, он думает о своем: сокровенной душе и сердце - как она, Белая Лошадь, там - внутри него.

Братья-исихасты и сестры-исихасточки, мы все немножко "ежики в тумане" :)

PS Интересно: где психиатрия ставит диагноз болезни, может начинаться духовное выздоровление.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Ключи от сказки
« Ответ #172 : 22 Октябрь 2021, 09:10:12 »
На молитвенном пути есть этапы - иногда долгого - умирания. Вспомним: Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. В смерти души - ради жизни - происходит соединение и срастание ее доселе разъеденного состава (мертвая вода сказок). Душа становится целостной... Чтобы ожила исцеленная душа, Господь вдыхает в нее новую жизнь (живая вода сказок).

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Ключи от сказки
« Ответ #173 : 22 Октябрь 2021, 09:11:29 »
Тема сказок очень интересна и сама по себе, я думаю, не подъемна на нашем форуме сейчас. Переплетение духовного и оккультного, христианского и языческого, бытовые наслоения, искажения в передаче, роль автора - все это как поле непаханное и требует тщательной проработки именно с духовной православной позиции, естественно, без огульного осуждения и слепого отпихивания. Поле, где скрыто сокровище.

Касаемо одной из версий сказки "Про Емелю-дурака" ("По щучьему велению..."), христианское в ней - прорыв внутреннего через сон внешнего человека и перерождение. Емеля - дурачок, он постоянно спит и делает какие-либо дела, пробуждаясЬ, только из-под палки или ради пряника. Это образ внутреннего человека, который не имеет должной, развитой связи с внешним миром. Проявление внутреннего во внешнем происходит через юродство, глупые и иногда жестокие поступки. Для Емели (для понимания его образа и развития) важны две встречи: с щукой, дающей направление для внешнего Емели (услышавшего неслышимый голос из глубины себя через прорубь из внешнего во внутреннее) -  к внутреннему через чудеса; и с царевной (это сердце Емели, можно - сокровенная душа). Емеля захотел небывалого для "правильного" мира - чтобы царевна полюбила дурачка, и сердце царское ответило взаимностью. Дальше характерная часть: внешний мир (в образе царя) пытается уничтожить Емелю и царевну, сделавшую "глупый" выбор (очень хорошо об этом моменте развития внутреннего человека сказано у А.Пушкина в"Сказке о царе Салтане..."). Вместо возможной гибели следует изоляция от мира (остров в сказке). И царевна своей любовью показывает истинный облик Емели - происходит его перерождение.

Подробнее, надо писать статью...

Тема сказок очень интересна и сама по себе, я думаю, не подъемна на нашем форуме сейчас. Переплетение духовного и оккультного, христианского и языческого, бытовые наслоения, искажения в передаче, роль автора - все это как поле непаханное и требует тщательной проработки именно с духовной православной позиции, естественно, без огульного осуждения и слепого отпихивания. Поле, где скрыто сокровище.

Касаемо одной из версий сказки "Про Емелю-дурака" ("По щучьему велению..."), христианское в ней - прорыв внутреннего через сон внешнего человека и перерождение. Емеля - дурачок, он постоянно спит и делает какие-либо дела, пробуждаясЬ, только из-под палки или ради пряника. Это образ внутреннего человека, который не имеет должной, развитой связи с внешним миром. Проявление внутреннего во внешнем происходит через юродство, глупые и иногда жестокие поступки. Для Емели (для понимания его образа и развития) важны две встречи: с щукой, дающей направление для внешнего Емели (услышавшего неслышимый голос из глубины себя через прорубь из внешнего во внутреннее) -  к внутреннему через чудеса; и с царевной (это сердце Емели, можно - сокровенная душа). Емеля захотел небывалого для "правильного" мира - чтобы царевна полюбила дурачка, и сердце царское ответило взаимностью. Дальше характерная часть: внешний мир (в образе царя) пытается уничтожить Емелю и царевну, сделавшую "глупый" выбор (очень хорошо об этом моменте развития внутреннего человека сказано у А.Пушкина в"Сказке о царе Салтане..."). Вместо возможной гибели следует изоляция от мира (остров в сказке). И царевна своей любовью показывает истинный облик Емели - происходит его перерождение.

Подробнее, надо писать статью...
Царевна-лягушка. Сказку можно посмотреть здесь:
http://brb.silverage.ru/zhslovo/tales/?r=pirple&id=1

Стезя внутреннего человека - мистическая, о чем и сказка о царевне-лягушке.
Три сына царя - три выбора-воления, 2 внешних - умственный и чувственный (управлять и обладать): старший и средний сын посылают стрелы на боярский и купеческий двор. третий выбор - умное воление сердца, с позиции первых двух - безрассудное: на Ивана-царевича старшие братья смотрят как на дурака, поскольку приобретение младшего брата уродливо и бесплодно в их внешнем мире. Однако, скоро появляются первые плоды сердечного выбора - на время раскрываются харизмы найденной сокровенной души (сотканная рубашка и испеченный хлеб) и на миг вспыхивает сама душа-краса в облике царственной (Василиса) премудрости. Сжигание лягушачьей кожи лишь усугубляет положение сокровенной души - порабощение грехом много глубже, ибо семя тли посеяно, и Кащей - отец ее.

Интересно, что невесты старших братьев, чтобы испечь хлеб, пытаются слепо копировать действия Василисы. Такими слепыми "копиями" переполнен наш мир.

Встречи Ивана-царевича на мистическом пути аскетического делания - поскольку время подарков кончилось и начинается тяжелый труд обретения цельности и мудрости. Первая встреча- со старцем, который приоткрывает смысл и цель пути. Ну, это классика. А дальше... Что делают крепкие аскеты? - убивают страсти да мысли, умерщвляют тело, истощают силы. Не так поступает Иван-царевич - он милостив, посему не теряет, а приобретает человеческие способности (в сказке являющиеся в образах животных), которые еще сослужат ему добрую службу.

Баба-яга. Баба йоги - избушка ее смотрит задом на христианство, и сама баба сия сжирает слабых и немощных, однако, способна помочь мужественным и сильным духом. Она рассказывает о тайнах Кащея. Здесь напомнить следует, что путь мистический лежит внутрь человека, и встречи, как и борьба, происходят, прежде всего, внутри. Высокий дуб - эгоистическое устремление человека, каменный сундук на нем - умственное хранилище эгоизма, в котором скрыты извращенные (стихийные) силы человека.  И справиться с этими силами помогают способности, ранее не убитые, но обращенные на созидание. И наконец, кончик иглы - жало смерти, что жалит тело человека. Победы еще не совершилось, но залог победы оставлен...

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Ключи от сказки
« Ответ #174 : 22 Октябрь 2021, 09:13:02 »
Тема сказок очень интересна и сама по себе, я думаю, не подъемна на нашем форуме сейчас. Переплетение духовного и оккультного, христианского и языческого, бытовые наслоения, искажения в передаче, роль автора - все это как поле непаханное и требует тщательной проработки именно с духовной православной позиции, естественно, без огульного осуждения и слепого отпихивания. Поле, где скрыто сокровище.

Касаемо одной из версий сказки "Про Емелю-дурака" ("По щучьему велению..."), христианское в ней - прорыв внутреннего через сон внешнего человека и перерождение. Емеля - дурачок, он постоянно спит и делает какие-либо дела, пробуждаясЬ, только из-под палки или ради пряника. Это образ внутреннего человека, который не имеет должной, развитой связи с внешним миром. Проявление внутреннего во внешнем происходит через юродство, глупые и иногда жестокие поступки. Для Емели (для понимания его образа и развития) важны две встречи: с щукой, дающей направление для внешнего Емели (услышавшего неслышимый голос из глубины себя через прорубь из внешнего во внутреннее) -  к внутреннему через чудеса; и с царевной (это сердце Емели, можно - сокровенная душа). Емеля захотел небывалого для "правильного" мира - чтобы царевна полюбила дурачка, и сердце царское ответило взаимностью. Дальше характерная часть: внешний мир (в образе царя) пытается уничтожить Емелю и царевну, сделавшую "глупый" выбор (очень хорошо об этом моменте развития внутреннего человека сказано у А.Пушкина в"Сказке о царе Салтане..."). Вместо возможной гибели следует изоляция от мира (остров в сказке). И царевна своей любовью показывает истинный облик Емели - происходит его перерождение.

Подробнее, надо писать статью...
Царевна-лягушка. Сказку можно посмотреть здесь:
http://brb.silverage.ru/zhslovo/tales/?r=pirple&id=1

Стезя внутреннего человека - мистическая, о чем и сказка о царевне-лягушке.
Три сына царя - три выбора-воления, 2 внешних - умственный и чувственный (управлять и обладать): старший и средний сын посылают стрелы на боярский и купеческий двор. третий выбор - умное воление сердца, с позиции первых двух - безрассудное: на Ивана-царевича старшие братья смотрят как на дурака, поскольку приобретение младшего брата уродливо и бесплодно в их внешнем мире. Однако, скоро появляются первые плоды сердечного выбора - на время раскрываются харизмы найденной сокровенной души (сотканная рубашка и испеченный хлеб) и на миг вспыхивает сама душа-краса в облике царственной (Василиса) премудрости. Сжигание лягушачьей кожи лишь усугубляет положение сокровенной души - порабощение грехом много глубже, ибо семя тли посеяно, и Кащей - отец ее.

Интересно, что невесты старших братьев, чтобы испечь хлеб, пытаются слепо копировать действия Василисы. Такими слепыми "копиями" переполнен наш мир.

Встречи Ивана-царевича на мистическом пути аскетического делания - поскольку время подарков кончилось и начинается тяжелый труд обретения цельности и мудрости. Первая встреча- со старцем, который приоткрывает смысл и цель пути. Ну, это классика. А дальше... Что делают крепкие аскеты? - убивают страсти да мысли, умерщвляют тело, истощают силы. Не так поступает Иван-царевич - он милостив, посему не теряет, а приобретает человеческие способности (в сказке являющиеся в образах животных), которые еще сослужат ему добрую службу.

Баба-яга. Баба йоги - избушка ее смотрит задом на христианство, и сама баба сия сжирает слабых и немощных, однако, способна помочь мужественным и сильным духом. Она рассказывает о тайнах Кащея. Здесь напомнить следует, что путь мистический лежит внутрь человека, и встречи, как и борьба, происходят, прежде всего, внутри. Высокий дуб - эгоистическое устремление человека, каменный сундук на нем - умственное хранилище эгоизма, в котором скрыты извращенные (стихийные) силы человека.  И справиться с этими силами помогают способности, ранее не убитые, но обращенные на созидание. И наконец, кончик иглы - жало смерти, что жалит тело человека. Победы еще не совершилось, но залог победы оставлен...
За подобными сказками - а их не так уж и мало - стоят неизвестные сказители. Потрясающе: огромный духовный опыт передается таким "народным" путем, когда путь мифотворчества закрыт.

Есть еще авторская сказка, приоткрывающая тайну Царства Божия. Бр.Гримм (сборник разных авторов) и Андерсен, возможно, Гофман и Перро на западе, у нас - Пушкин, Гоголь, Шварц...

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Ключи от сказки
« Ответ #175 : 22 Октябрь 2021, 09:15:11 »
Цитировать

КЛЮЧИК ОТ ПОТАЙНОЙ ДВЕРЦЫ
опыт толкования на детскую сказку
 
    Бисер солнечных слов рассыпан в грязи повседневной жизни. Как легко пройти мимо и не заметить светлой радости скрытого огня, дремлющего в зеркальных капельках, отражающих сказку Небесного Мира. Драгоценные искорки усматривает детский взгляд; он не знает цены оброненных сверху чистых жемчужин и попросту подбирает их, складывая в тайниках детской души. Приходит время, и семя зароненного в детстве доброго и живого слова прорастает сказочным древом мудрости и дарит плоды озаренного разумения. Но сколько же, о Боже, выросло сорняков на Твоем сказочном поле.
    Разношерстная публика волшебного мира постоянно толчется среди вечно занятых и спешащих куда-то людей, иногда тихо и незаметно, а чаще настырно и кичливо подталкивая их в сторону своего царства. Смотрите, вот аляповато-наглая компания, вышедшая из недр Диснейленда, ведет на культурном поводке попкорна огромную толпу хохочущих детишек, направляясь в бесконечные лабиринты и страшные гроты нарисованной родины. Рядом толкутся компьютерные уродцы и монстрики, выхватывая из толпы визжащих от удовольствия и ужаса мальчишек и девчонок. Вот детская энциклопедия разных глупостей участливо впихивает в умные головки свинцовые гири разжеванной информации. Чуть подальше топчутся солдаты Урфина Джюса, тупо приглашая посетить страну Страшилы и Дровосека, предварительно надев очки оккультного добра. Муми-тролль зазывает войти в задушевную страну северных сказок. Мужественные герои Толкиена зовут сразится с нечистью мирового масштаба. Мы же пойдем за маленьким человечком, спешащим в каморку папы Карло.
    Папа Карло живет в небольшом городке на берегу Средижитейного моря. Когда-то папу звали иначе, он был не Карлой, а Королем, и голос его шарманки собирал в округе многих слушателей. Теперь он состарился, и шарманка его сломалась. У него есть бедная каморка под лестницей, что ведет вверх, и нарисованный на куске старого холста красивый очаг. Однажды, старинному приятелю папы, Джузеппе из столярной ложи, попалось в руки говорящее полено и ужасно его напугало; он то хорошо знал, что деревяшкам разговаривать не полагается. Стараясь отделаться от проклятого полена, Джузеппе сосватал его другу с предложением вырезать деревянную куклу, научить ее петь и танцевать ради куска хлеба и стаканчика вина.
    Так проклятое полено марксистской идеологии было экспортировано из напуганной Европы в бедную Россию. Большие неприятности от этого подарка начались сразу: мы помним, как подрались старые приятели. Вскоре из-под ножа старого шарманщика родился на свет деревянный человечек советской действительности. И первым делом сбежал из каморки отца, а бросившийся за ним в погоню Карло попал в полицейскую кутузку. Так и русская церковь, потеряв свою паству, была посажена в темницу с большевистским режимом.
    Глупый деревянный человечек, никто его не научил, что нужно слушаться советов сверчка житейской мудрости, и чуть не погиб он в зубах красного террора. Спасибо подоспевшему на помощь отцу. Он выручил малыша, одел его в одежды бумажной веры и накормил луковицей правил, а больше ничего у Карло и не было, и отправил в школу правильной жизни. И всеми силами в первый день своего деревянного бытия Буратино захотел жить без баловства и помогать папе.
    Однако, вместо школы Буратино попадает в руки доктора кукольных наук Карабаса Барабаса. Обыватели городка боятся страшного доктора, но с удовольствием идут в театр на представление его кукол. И сгорел бы бедный советский человечек в карабасовом камине огненного столетия, не узнай Барабас, что Буратино родом из каморки папы Карло, хранящей тайну старого холста. Злодею не нужна ветхая ткань чинных служб и богословских диспутов, его живо интересует потайная дверца, и он искренне заботится о том, чтобы папа прежде времени не умер от голода и холода.
    Радостному Буратино, спешащему с денежным посулом домой, встречаются по пути кот Базилио и лиса Алиса - хитрый и, одновременно, слепой рациональный ум и изворотливые чувства, которые, постоянно ссорясь и снова мирясь, ковыляют вместе и стараются облапошить простодушных прохожих. Они увлекают глупого Буратино на Поле Чудес в Страну Дураков. Далеко бежать в эту страну не надо. Поле Чудес - не более, чем помойка западного мира, а поживиться на ней, похоже, сейчас хочет не один безмозглый деревянный человечек.
    Первая встреча Буратино с девочкой Мальвиной к ничему хорошему не приводит. Скверный мальчишка никак не вписывается в правила хорошего поведения и этику благовоспитанной жизни, и тогда правильная мораль запирает на замок еще не окрепшие искренние чувства и доброе сердечко, пробудившееся в груди у деревянного человечка.
    Плутишка не торопится в пыльную и скучную каморку папы Карло. Он жаждет свободы и самостоятельности, и, получая их, теряет золотые монеты Карабаса, а сам, как бомж и неудачник, падает с цивильного моста в глубокий и грязный пруд житейских попечений. Однако, деревянный человечек еще не успел заработать тянущих на дно грехов и не утонул в черной воде повседневных дел. В пруду его ждет встреча с черепахой Тортиллой.
    У восточной мудрости есть великая тайна; она хранит в своих недрах золотой ключик знаний, но при этом напрочь забыла от какой он двери, и помнит только, что дверь нужно открыть им, и это принесет счастье. Мудрость волхвов с востока очень сердита на западных людей: они наделали из ее бабушки и дедушки оккультных гребенок и продают их на каждом углу. Но ей понравился добрый мальчуган, тем более, что за него попросили обитатели всего пруда, и Тортилла дарит маленькому человечку золотой ключик.
    Буратино повзрослел и уже в силах справиться с искушениями хитрого ума и изворотливых чувств. Он не поверил моральным глупостям фарфоровой головы Мальвины и ищет большего: ему нужна тайна золотого ключика, которую знает один Карабас. И Буратино отправляется в гости к страшному человеку с длинной бородой. Он осознанно вершит первый серьезный поступок; все остальное, что было до сих пор, несло на себе печать стихийных и несознательных действий разговаривающей деревянной куклы. Без этого опасного похода Буратино уподобился бы мудрой тетке Тортилле, что-то знающей о тайне и даже имеющей золотой ключик, и мог бы вернуться в родную каморку, но потайную дверцу так бы никогда и не нашел.
    Визит к доктору кукольных наук едва не стоил жизни деревянному человечку. Теперь тайна выведана, и, значит, Буратино стал очень опасен для Карабаса. Так начинается открытая и беспощадная борьба с хозяином кукольной жизни. И худо было бы маленькому человечку, если бы на помощь к нему не пришли все его друзья и старый папа Карло, который любил блудного сынишку.
    Наконец, холст сорван, золотым ключиком дверь отперта, и открыта дорога к новой жизни с эмблемой голубой молнии. И те, кто помогал Буратино, вошли вместе с ним в совсем иную сказочную жизнь.
    При желании, за холстом сказки о золотом ключике мы можем увидеть значительно больше, чем вкратце было сказано выше. Остается только радоваться и удивляться тому, как Алексей Николаевич Толстой, похоже, получивший некоторый дар прозрения, сумел превратить скучноватую сказку о Пиноккио, заморализированную донельзя, в чудную сказку-притчу о поиске Царствия Божиего человеком в наше время. И как замечательно, что эта сказка проникнута духом единения всех добрых сил.
    Мы, наверно, не очень ошибемся, если увидим в каморке и в самом папе Карло прикровенно поданный образ тех христианских конфессий, которые в двадцатом веке быстро растеряли свою паству. И можно сколь угодно долго спорить, чья вера лучше; все это пустое, если утеряна тайна святой жизни. И что гордиться заслугами прошлого, они не более, чем холст в каморке и завеса перед входом в Святое Святых. А пока из банки Дуремара сбежали и расползаются по всему свету пиявки обмана и корысти, по дорогам жизни беспрепятственно бродят коварные кот Базилио и лиса Алиса; да и кто ныне способен остановить блудливый ум и победить в себе нечистые страсти. По-прежнему злобно щелкает плеткой Карабас Барабас, заставляя плясать марионеток в всемирном кукольном театре, и никто еще не увольнял со службы бульдогов-полицейских. Но уже бежит в каморку папы Карло славный деревянный человечек, зажав в руке золотой ключ от чистого сердца.
 
А. Румянцев


https://www.hesychasm.ru/library/mywork/key.htm

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Ключи от сказки
« Ответ #176 : 22 Октябрь 2021, 09:17:49 »
Цитировать

РОДНИК МОЕГО СЕРДЦА

    Я возвращался из дальней командировки и по дороге домой завернул в старую деревню, где когда-то жила моя родня. Четверть века не был я в этих краях. До семилетнего возраста вывозили меня сюда родители из большого города на лето, а потом решили так далеко не ездить и сняли дачную комнатку в пригороде. Прабабушка, жившая в деревне, вскоре умерла, тетушкины дочки повыходили замуж и разъехались по другим местам, последней покинула дом постаревшая и больная тетушка, перебравшись к одной из дочерей. До недавнего времени дом стоял пустой, пока не вселилась в него семья беженцев.

    На ночлег за одни продукты остановился я у старушки, жившей недалеко от нашего дома. Она вдовствала здесь издавна и неплохо помнила моих родственников. Рассказав о деревенских новостях, которые сводились к тому, что все везде разваливается, вдруг оживившись и перекрестясь, заговорила она об открывшейся церкви, что стояла на берегу реки. Теперь по праздникам и воскресным дням в церкви совершались службы, и бабуля старалась не пропускать ни одной из них. Ей не очень нравился деловитый молодой священник, наезжавший из ближайшего городка, слишком быстр и неприступен был он для старушки, зато всенощная и, особенно, обедня вызывали у нее тихое ликование.

    Следующий день выдался солнечным и жарким. Я захотел пройтись по лесу, который начинался сразу за деревенским полем. Напутствуя в дорогу, хозяйка посоветовала мне заглянуть в церковь, и, еще, в лесу найти родничок и попробовать его вкусной водицы.

    Помню, как я маленький забегал в пустую и гулкую церковь, и, стоя внутри, всматривался в головокружительную высоту разрушенной колокольни. Поднимали грай многочисленные грачи, и, испуганный, я выскакивал прочь под ослепительное солнце. Теперь церковь была обнесена железной оградкой. На маковке прозрачно золотился крест. Высокую колокольню со снесенной верхушкой опоясали строительные леса. Трое неулыбчатых рабочих с бородатыми лицами что-то мастерили под деревянным навесом. Они сказали мне, что церковь откроется вечером, к службе. "Зайду на обратном пути", - подумал я и побрел по тропинке к недалекому лесу.

    Я шел среди светлых сосен, поднимаясь по пологому склону, который неожиданно оборвался к большой болотине. По приду я повернул направо, и, обходя заросли ивняка и черной ольхи, довольно долго шагал, пока мне не пересекла путь старая, заросшая травой дорога. Она вела через болото к цепочке возвышенностей - островам, как их называли в деревне. Говорят, когда-то давным-давно там сеяли пшеницу, потом стали косить траву и рубить лес. Сейчас гать была разрушена, и дорогой никто не пользовался. За ягодами и грибами на острова ходили по обходной тропинке. Место, к которому я подошел, называлось Черной Лужей и пользовалось дурной репутацией среди деревенских. Не единожды болотные хляби Черной Лужи затягивали в себя отбившихся от стада коров. Бывало, оступался коняга, пробиравшийся по гати, слетало колесо или ломалась ось у проезжавшей телеги, и сено летело в темную воду. Еще говорят, что раньше по ночам отсюда доносились странные всхлипывающие звуки, их слышали многие...

    Я перешел дорогу и, стараясь не потерять узенькую тропинку, стал подниматься по нагретому солнцем песчаному косогору. Перевалив на другую сторону, я увидел, что сосны уступили место березам и редким елям; через несколько минут показался неглубокий овраг, в нем на приступочке рос огромный клен, и внизу тянулась ниточка ручейка. Как и говорила старушка, найти родник по ее приметам не представляло труда.

    Вид источника был удручающе запущенным. Вокруг лужицы, в которую превратился бьющий из-под земли ключ, валялись обрывки бумаги и смятые пластиковые бутылки, были разбросаны сучья, и рядом прогоркло чернело старое кострище. Большая продубленная коряжина с узловатыми корнями жадно приникла к роднику, навалившись на него сверху. Спуск к воде когда-то был выложен камнями, покрытыми сейчас толстой щетиной мха. Добраться до ключевой воды оказалось непростым делом. Для этого мне пришлось повыдергать острую осоку и оборвать длинные пряди водорослей, свисавшие с полузатопленной коряги. Когда под напором ключа муть отступила, я зачерпнул прозрачную воду ладошками. Она была холодна и очень вкусна.

    Мощные корни старого клена с двух сторон охватили родничок и удерживали стенки оврага от осыпи. Под деревом я и пристроился отдохнуть. Сюда долетал легкий ветерок, отгоняя комариную эскадрилью. Под убаюкивающий шепот листьев ко мне подступила дрема.

    - Мил человек, помоги нам в беде нашей, - донеслось до меня откуда-то. Я открыл глаза. Надо мной склонился клен и пристально смотрел на меня. Почему-то я этому не удивился.

    - Помоги нам, - снова произнесло дерево.

    - Что здесь у вас случилось? - вопрос вырвался у меня совершенно естественно, и сам разговор не казался мне странным.

    - Прошу тебя, выслушай нашу историю.

    Вот что поведал мне клен.

    Когда-то в деревне, на ее краю, жил один добрый человек. Он давно состарился и, хотя людей не чурался, старался держаться от деревенской жизни в стороне. За то, что жил он не так как все, много молился да лес очень любил, соседи считали его ненормальным.

    Клен начал свой рассказ, и, вот чудо, я не только слышал, но и видел то, о чем говорило мне дерево. Я видел знакомую и, одновременно, незнакомую мне большую деревню, и тут же я видел ее жителей и старичка, слышал их мысли, и ощущал их настроение. Сам старик, сухонький и светлый, сразу стал для меня родным и близким.

    К роднику старик приходил часто. Он очистил ключ и обложил его камнями, а рядом посадил молоденький кленок с искренним желанием и напутствием, чтобы дерево, когда вырастет, охраняло источник с чистой водой. На этом месте старик часто и подолгу молился. Молитва его была простой и безыскусной; иногда из глаз старика капали слезы, иногда он тихо улыбался, переживая в своем сердце особую радость. В то время в деревне не перевелись люди, ценившие вкус здоровой и чистой воды, и на родник часто похаживали, кто с бутылями, а кто и с бочатами, оставляя их на возу у дороги и перетаскивая воду ведрами. Ключевая вода долго не портилась и считалась в народе целебной. Заходили сюда и косари, возвращаясь с островов. Жарким летом забегало к ключу лесное зверье.

    Клен подрастал и старался выполнять данное ему поручение. Он, впитав силу молитв старика, соткал вокруг источника прозрачную тишину и ровный покой, которые оберегали родниковую воду. Но было у дерева и более важное дело.

    В стародавние времена жила на одном из болотных островов злая ведьма. Люди ее боялись и старались близко к ней не подходить. Она была последней из рода сильных деревенских колдунов-лекарей, и в ней наиболее сильно проросло дурное начало колдовства, мучившего весь ее род. За ворожбу женщину в деревне ненавидели, и она платила деревенским жителям тем же. В конце концов, снедаемая злобой, колдунья была вынуждена покинуть деревню и поселиться на островах. Она поклялась пакостить людям и после своей смерти и, умирая, связала свою душу с кряжистым пнем, на котором ворожила. Пень же тот она не без помощи колдовства утопила в Черной Луже. Так злая колдунья стала болотной ведьмой и быстро заделалась предводительницей местной нечисти, с которой вовсю общалась уже при жизни.

    Болотные духи вели жизнь, в основном, расслабленную и ленивую. Их вечно томила неподъемная тяжесть и засасывающая тоска. Напугать человека, завести его в гиблое место они даже очень умели. Однако, это было не главным их оружием. Самое страшное, что они могли, - вогнать человека в прострацию, тупое неделание и беспробудное пьянство, но заниматься таким разбоем на стороне болотным духам было лень. Им откровенно не хотелось долго шляться по деревням, сил и желания их хватало только на короткие набеги. Вот болотная ведьма и захотела сплотить невидимый сброд, чтобы почаще посылать его в деревню и сильнее вредить людям. И тут выяснилось, что мешает осуществиться ведьминой задумке родник у дороги, который благоустроил и освятил своей молитвой деревенский старик. Напрочь запрещено этой нечистой силе лазать и шариться ватагой по очищенным молитвой и добрыми делами местам. Оказалось, что родник с кленом сторожат дорогу в деревню и не пропускают болотных разбойников.

    Старик кое-что знал о происках ведьмы, и, желая оградить деревню от беды, постоянно уговаривал деревенскую общину обновить старую гать на болоте, а через Черную Лужу навести свайный мостик. Наконец, было дано согласие. Деревенский поп по случаю нового дела отслужил молебен с водосвятием; водичку же принесли из родника. После того, как окропили освященной водой топоры и колья, мужики на телегах отправились к Черной Луже, чтобы приступить к работе. Старичок увязался вместе с ними, и, когда подъехали они к болоту, выплеснул в Черную Лужу оставшуюся святую воду.

    Не ожидала ведьма, спавшая в болотной жиже, такого подвоха, от страха охнула, ужалась и разом потеряла все свои силы. Взяли мужики колья и вбили их в ведьмины космы так, что ей и не пошевелиться было. С этого времени обессиленная и прикованная ко дну ведьма стала не опасна и вытворяла только мелкие пакости на гати да рыдала и всхлипывала по ночам.

    Шли годы. Слухи о целебных свойствах родниковой воды распространялись все дальше, к источнику приходили из других деревень и порой приезжали из города. Вырос и клен. Он всегда радовался, когда у родника появлялись люди. Некоторых из них, слышащих голос леса, клен зазывал сам. Однажды дерево почувствовало, что дела у людей происходят неладные. Печаль и горе повисли в воздухе над деревней. Злоба и ненависть налетали буйным ветром из далеких краев. Намного меньше людей стало появляться у родника. Когда перестал звонить церковный колокол, клен понял, что случилось несчастье.

    Раньше к роднику приходили разные люди, среди них было много больных, но почти все они шли с доброй верой и надеждой. За источником всегда кто-нибудь следил. Теперь люди изменились; они приносили с собой мучительное ощущение тревоги и мрачного ожидания. Клен пытался помочь людям прикоснуться к целительным силам ключевой воды, но души их замкнулись и очерствели. Появились и злые люди; иногда они приходили с оружием в руках, и все были одержимы уродливыми духами, которых здесь никто прежде не видел. Защищать источник клену стало труднее. Перевелись люди, на которых держался душевный уклад деревенской жизни, потерялась молитва и прекратились церковные службы. За источником никто уже не ухаживал.

    Я увидел красное зарево, полыхающее на западе, оттуда надвигалась война. Привели ее страшные духи, одержащие людей с оружием. Из кровавых уст войны извергалось бушующее пламя. Харкнула она несколько раз и в сторону деревни. Один снаряд попал в колокольню, разрушив ее, другой шлепнулся в Черную Лужу, разметал настил, вывернул из болота на берег старую корягу и вместе с ней выпустил на свободу болотную ведьму.

    Запущенный родник ослабел и уже не мог защищать дорогу в деревню. Клен же отдавал свои последние силы на то, чтобы источник не пропал совсем. Теперь ведьме никто не мешал, и она приступила к исполнению своего старого замысла. Она собрала прежних друзей, и вскоре болотные духи начали наводит на деревню сонную лень и беспросветную тоску.

    Ведьма была хитрой и понимала, что, если найдется человек, который очистит родник и будет о нем заботится, то родник окрепнет и не пропустит бесовскую силу. Поэтому она надумала сгубить источник наверняка. За долгие годы вынужденного безделья в Черной Луже душа колдуньи сроднилась с корягой настолько, что полностью вошла в старый пень и больше с ним не разлучалась. И вот, заколдованная коряга, выброшенная взрывом на берег, медленно поползла к роднику. Темными ночами, стеная и охая, лезла ведьма по лесу и, наконец, добралась до оврага. Она нависла над ключом, но дальше стронуться не могла; ее не пускало дерево.

    Теперь люди приходили на родник чаще, и клен вначале надеялся, что они помогут ему, но, к сожаленью, все вышло иначе. Клен с ужасом видел, что люди изменились в дурную сторону; в больших телах спали скукоженные души; их грызли страшные черви с головой корысти и хвостом беззаботности. Гремела дикая музыка, которая привлекала к себе невидимых чудищ, прилетавших из поганых мест. Горели костры, грозя лесу пожаром, плакали и кричали деревья под пьяными топорами, в воду и на траву летел ядовитый мусор. Люди, загадив источник, пили мертвую воду из пластиковых бутылок. И клен не выдержал; коряга дрогнула и обрушилась вниз, полностью заградив ключ.

    Силы к дереву стали возвращаться только тогда, когда зазвонил колокол, который укрепили над крыльцом вновь открывшейся церкви. Но с упавшей в источник корягой клен справиться не мог.

    - Вспомни, ты был здесь не раз, - вдруг сказал мне клен.

    Пелена забытья была сдернута, и я вспомнил... Мы с ягодами возвращаемся домой и заходим на источник. Взрослые, напившись воды, отдыхают под деревом, а я вожусь у ключа. В детстве значима любая мелочь, и я, рассматривая жука, ползущего по травинке, ухожу глубоко в себя и не слышу разговоров взрослых, и не вижу их сборов. Издалека, чуть слышно, до меня доносится: "Саша.., Саша!" Я не понимаю, что это зовут меня, ведь взрослые близко, а голос такой далекий. В голосе появляются нотки раздражения, и он выдергивает меня из необыкновенного мира.

    - Тогда-то я и заприметил тебя, - снова заговорил клен, - и сейчас я тебя позвал сюда, чтобы ты помог нам.

    Я очнулся от видения, взглянул на дерево, затем посмотрел на родник. Что нужно было делать, я уже знал. Подцепив корягу за длинный корень, я раскачал ее и, перевернув, вытащил на берег. На поверхности пня были видны глубоко врезанные непонятные знаки. Поднять корягу наверх оказалось труднее всего. Я изрядно устал и извозился, прежде чем вытащил ее на край обрыва. Когда я присел отдохнуть, то услышал, что вдалеке затрезвонил вечерний колокол.

    По лесу волочить корягу было немного полегче, но когда я добрел до Черной Лужи, от усталости потемнело в глазах, и я долго еще не мог отдышаться. Собравшись с силами, я протащил корягу по скользким бревнам и сбросил ее в темную воду.

    И опять зазвонил колокол. Мерные удары благовеста свободно плыли по утишенному небу, и тут с душой моей что-то произошло, с сердца словно спал тяжелый камень, и внутри зазвучала, сотрясая всего меня, дивная песня, которая пелась в это время церковью: "Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем..." В такт песне засверкало, заиграло заходящее солнце. Вращаясь и пульсируя, оно испускало разноцветные снопы света, которые накрывали меня, растворяя в солнечной беспредельности.

* * *

    У каждого из нас есть свой родник с чистой водой. Мы только забыли то, что было очевидным в детстве, мы не помним, где находится наш родник. Нет необходимости ехать за тридевять земель, чтобы его найти. Надо просто войти в лес своей души, преодолеть искушения и соблазны нечистых страстей Черной Лужи, отыскать родник своего сердца и пить, припав к нему, воду жизни даром.

  А. Румянцев

https://www.hesychasm.ru/library/mywork/source.htm