Александр, спасибо за ответ.
Облекать мысли в слова дело порой весьма сложное, посути это великое искусство. К сожалению, я обладаю им в весьма небольшой степени. Надеялся, что вы уловите суть вопроса, поэтому не стал писать пояснений.
Такая "квалификация" - придумка для побуждения ленивых.
Впринципе, я понимаю о чём вы. Но это не вполне так. Такая "квалификация" поднимает планку и может также действовать положительно, разжигая ревность, увеличивая серьёзность и приучая сознательно делать каждый шаг на этом нелёгком пути. Я понимаю, что сложно меня понять, но посторайтесь уловить смысл. Пожалуйста, не будьте так строги к словам.
Путь к Богу начинается с того места, на котором оказался человек, и, чаще всего, это место весьма неприглядно, и сам человек не "квалифицирован".
Совершенно с вами согласен. Более того очень чётко и локанично сформулированно. Но меня сейчас интересует не "начало пути", а вполне конкретный его промежуток или точка(пусть и на начальном этапе пути).
Это наше представление и поклонение делает святых старцев ослепительно сияющими и совершенными. А в действительности... шли эти старцы к совершенству своему через множество ошибок, решая те же проблемы, что предстоит решать нам.
И это тоже верно, бесспорно и понятно. Говоря:"с одной стороны мы имеем ослепительно сияющих святых старцев, совершенных во всех отношениях, несущих миру славу учения.", я вовсе не хотел сказать, что им всё это досталось без трудов и борьбы. Просто хотел обратить внимание, что путь который они прошли(с момента отречения) очень-очень сложен, труден и суров. И посути, они - это единицы из сотен "неудачников", если так вообще можно говорить.
Путь Странника к Богу начался намного раньше (когда он жил дома с женой) его страннического пути. Удивительным образом забывают, что Странник долго и самой жизнью готовился к принятию Иисусовой молитвы, и он долго и безуспешно искал старца, который бы наставил его на внутренний путь.
Удивительно! Я как раз думал: писать об этом в топе или нет.
Я как раз это и имел ввиду! Т.е. до момента возгорания в его сердце желания беспрестанно молиться, он уже прошел довольно долгий путь благочестия, очищения и т.д. Так вот мысль такова, что это внутренне желание, эта жажда духовного совершенства, жажда сердечной чистоты, очень недешёвая и непростая штука. Но многие наставления Святых Отцов начинаются как раз с этого места. Интересно, есть ли у кого из них какие-нибудь личные наставления вроде:"Нет, сын мой, рановато тебе пока ещё в иноки: не выдержишь, сорвешься."? И объяснения: почему так, и что делать? По этому поводу есть ещё одно наблюдение. Большинство Святых Отцов взывают к нам из глубины веков, так сказать. Нельзя не признать, что общий уровень чистоты, духовности в те временна был многим многим выше теперешнего "cреднего" духовного уровня. И я в данном случае не исключение. Порой думаю, те грехи в которых проходит молодость среднестатистического современного человека и не снилась тогдашним прихожанам и вопрошающим. И я имею ввиду не только грубые страсти, но и множество тонких самоотождествлений, различных парадигм, атеистических концепций, которые сидят в нас практически с младенчества.
Пока ищет человек на внешних стезях, сияют для него в ослепительном совершенстве лики святых с икон и гложет мысль: это не про нас, грешных!
И снова в точку! Отлично сказано!
Посему попробую перефразировать вопрос:
меня больше интересует ВНУТРЕННЕЕ состояние человека, его духовный опыт до момента отречения. Есть ли какие-то более-менее общие рекомендации на этот счёт? Интересующая меня точка - это непосредственно решене отправится в монастырь.
С уважением.