Исихазм

Автор Тема: Квалификация к отречению  (Прочитано 6220 раз)

brajabasi

  • Гость
Квалификация к отречению
« : 01 Январь 2006, 00:26:53 »
Добрый вечер. Пишу в раздел "Диалог", т.к. сам являюсь последователем вайшнавской традиции. Всегда испытывал большое уважение к православной аскетике. Нахожу много похожих идей именно в разделе практики. Очень интересно узнать, какова должна быть квалификация для, так сказать, "успешного" иночества, отречения от мира?  Т.е. с одной стороны мы имеем ослепительно сияющих святых старцев, совершенных во всех отношениях, несущих миру славу учения. С другой - множество поломаных жизней, "неудавшихся" монахов. Ясно, что внешне отбросить материальные привязанности(бросить работу, дом, семью), это отнюдь не означает побороть внутренние привязанности(страсти). В первом стихе "Шри Упадешамрите"(Нектар наставений) - жемчужине вайшнавской сидханты(конечного заключения писаний), определяется квалификация к отречению: человек должен обуздать шесть побуждений. Побуждения речи, ума, языка, желудка и гениталий, также необходимо обуздать, уметь сдерживать гнев. Такой человек имеет качества, необходимые для отречения и дальнейшего совершенствования - обретения чистой, беспримесной любви к Богу. Помню, когда первый раз прочитал "Откровенные рассказы странника", возникло некое горькое чувство:"Ведь это не про нас, грешных." Похождения странника начинаются уже с очень высокого духовного уровня, это ясно. Но конкретно как определить готовность к такому серьёзному шагу - непонятно. Потихоньку копаюсь в Добротолюбии, но там пока ничего конкретного на этот счёт тоже не нашёл.
 Надеюсь избежать на этом форуме безкультурных нападок, оскорблений и жесткого причинга. С уважением.

страник

  • Гость
Квалификация к отречению
« Ответ #1 : 01 Январь 2006, 09:05:56 »
Был в Бомбее проходил улицу..нишие вдоль улицы таже картина в африке нищие язык сказать не может ни чего себе ..можно ли так отречься ..здесь нищие но уже могут выпить и закурить..вы вообще своих считаете за бомжей и с ненавистию готовы убить как класс на который ни кто не обратит внимание...монахи нищие были и сейчас есть которыени чего не хотят употребить для себя.во всем себе отказывают...стараются ни когда не общаться с родителями ..не празновать свой день рождения и не помнить о нем..не привыкать к друзьям и дружбу не заводить...даже с животными..вот к примеру помню котята слепые вылезли из под вагона и я занялся ..построил супердом на случай урагана в 2 этажа..потом забрали лучших ..оставили которого ни кто не брал Муравушку сижу печатаю а он сидит на руке моей чует что уезжаю далеко....привык американский кот вырос мой терапевт кот..он лечит невидимо как усну он подкрадается и ложится на ноги греет.как проснусь он к шее перебирается греет шею..добрый..я его не бию а несу кошке она биет его сразу без разбору..он падает вроде погиб..потом опять играетвот и привык к коту..а нельзя к родным привыкать..уходитьне вмешивать их в свои неприятности..у людей стремящихся идти к Богу их много...А вам вообще трудно бросить своего гуру Баба или Бабу с индии..тут та же история..ето не кот Муравушка которого я забуду скоро.....Надо всегда а Боге помнить..и не помнить тех кто отвлекает..обычно родные.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Квалификация к отречению
« Ответ #2 : 01 Январь 2006, 12:02:52 »
brajabasi,  
Цитировать
Очень интересно узнать, какова должна быть квалификация для, так сказать, "успешного" иночества, отречения от мира? Т.е. с одной стороны мы имеем ослепительно сияющих святых старцев, совершенных во всех отношениях, несущих миру славу учения. С другой - множество поломаных жизней, "неудавшихся" монахов.

Такая "квалификация" - придумка для побуждения ленивых. Путь к Богу начинается с того места, на котором оказался человек, и, чаще всего, это место весьма неприглядно, и сам человек не "квалифицирован". Это наше представление и поклонение делает святых старцев ослепительно сияющими и совершенными. А в действительности... шли эти старцы к совершенству своему через множество ошибок, решая те же проблемы, что предстоит решать нам. Попытка же получить "квалификацию" часто увенчивается приобретением внешней праведности, которая мерзость в глазах Господа, если нет внутренней чистоты.

 
Цитировать
Помню, когда первый раз прочитал "Откровенные рассказы странника", возникло некое горькое чувство:"Ведь это не про нас, грешных." Похождения странника начинаются уже с очень высокого духовного уровня, это ясно.

Это не верно! Вы изрекаете обычное заблуждение, которым живут и многие православные христиане. Путь Странника к Богу начался намного раньше (когда он жил дома с женой) его страннического пути. Удивительным образом забывают, что Странник долго и самой жизнью готовился к принятию Иисусовой молитвы, и он долго и безуспешно искал старца, который бы наставил его на внутренний путь. И сейчас ценность имеет именно внутреннее странничество. Пока ищет человек на внешних стезях, сияют для него в ослепительном совершенстве лики святых с икон и гложет мысль: это не про нас, грешных!

искатель

  • Гость
Квалификация к отречению
« Ответ #3 : 01 Январь 2006, 18:21:58 »
Цитата: Alexander
А в действительности... шли эти старцы к совершенству своему через множество ошибок, решая те же проблемы, что предстоит решать нам!
Думаю, что это не правда. Если старцы были в послушании, то избежали много! Мы же, не имеющие старцев, или "отказывающиеся" их иметь, но идущие их путем и наставляемые их лоцией, имеем возможность избежать многих ошибок. Мы зачастую выискиваем проблемы, которые якобы у Св.Отцов не освещенны, просто не желаем отбросить частности и наше самовожделение, чтобы увидеть главное.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Квалификация к отречению
« Ответ #4 : 01 Январь 2006, 18:43:56 »
искатель,  это не сложно проверить, будучи пытливым искателем. Надо всего лишь внимательно почитать поучения и жития святых.  Истинные поучения ведь пишутся на собственном опыте брани со страстями, а жития живописуют тернистый путь подвижников. К примеру, почитайте о жизни оптинских старцев: от "послушливого" о.Льва до о.Никона. Обратите внимания на мытарства первого и на горькие слова об оскудении монашества в дневниковых записях последнего. Вспомните, как Господь призвал на монашескую стезю прп.Амвросия, и не забудьте о тех преследованиях, которым подвергался о.Варсонофий.

Святые не решают за нас наши проблемы, они помогают нам их решить, поскольку решили их сами.

Anonymous

  • Гость
Квалификация к отречению
« Ответ #5 : 01 Январь 2006, 20:51:46 »
Александр, спасибо за ответ.
Облекать мысли в слова дело порой весьма сложное, посути это великое искусство. К сожалению, я обладаю им в весьма небольшой степени. Надеялся, что вы уловите суть вопроса, поэтому не стал писать пояснений.
Цитировать
Такая "квалификация" - придумка для побуждения ленивых.

Впринципе, я понимаю о чём вы. Но это не вполне так. Такая "квалификация" поднимает планку и может также действовать положительно, разжигая ревность, увеличивая серьёзность и приучая сознательно делать каждый шаг на этом нелёгком пути. Я понимаю, что сложно меня понять, но посторайтесь уловить смысл. Пожалуйста, не будьте так строги к словам.
Цитировать
Путь к Богу начинается с того места, на котором оказался человек, и, чаще всего, это место весьма неприглядно, и сам человек не "квалифицирован".

Совершенно с вами согласен. Более того очень чётко и локанично сформулированно. Но меня сейчас интересует не "начало пути", а вполне конкретный его промежуток или точка(пусть и на начальном этапе пути).
Цитировать
Это наше представление и поклонение делает святых старцев ослепительно сияющими и совершенными. А в действительности... шли эти старцы к совершенству своему через множество ошибок, решая те же проблемы, что предстоит решать нам.

И это тоже верно, бесспорно и понятно. Говоря:"с одной стороны мы имеем ослепительно сияющих святых старцев, совершенных во всех отношениях, несущих миру славу учения.", я вовсе не хотел сказать, что им всё это досталось без трудов и борьбы. Просто хотел обратить внимание, что путь который они прошли(с момента отречения) очень-очень сложен, труден и суров. И посути, они - это единицы из сотен "неудачников", если так вообще можно говорить.
Цитировать
Путь Странника к Богу начался намного раньше (когда он жил дома с женой) его страннического пути. Удивительным образом забывают, что Странник долго и самой жизнью готовился к принятию Иисусовой молитвы, и он долго и безуспешно искал старца, который бы наставил его на внутренний путь.

Удивительно! Я как раз думал: писать об этом в топе или нет. :) Я как раз это и имел ввиду! Т.е. до момента возгорания в его сердце желания беспрестанно молиться, он уже прошел довольно долгий путь благочестия, очищения и т.д. Так вот мысль такова, что это внутренне желание, эта жажда духовного совершенства, жажда сердечной чистоты, очень недешёвая и непростая штука. Но многие наставления Святых Отцов начинаются как раз с этого места. Интересно, есть ли у кого из них какие-нибудь личные наставления вроде:"Нет, сын мой, рановато тебе пока ещё в иноки: не выдержишь, сорвешься."? И объяснения: почему так, и что делать? По этому поводу есть ещё одно наблюдение. Большинство Святых Отцов взывают к нам из глубины веков, так сказать. Нельзя не признать, что общий уровень чистоты, духовности в те временна был многим многим выше теперешнего "cреднего" духовного уровня. И я в данном случае не исключение. Порой думаю, те грехи в которых проходит молодость среднестатистического современного человека и не снилась тогдашним прихожанам и вопрошающим. И я имею ввиду не только грубые страсти, но и множество тонких самоотождествлений, различных парадигм, атеистических концепций, которые сидят в нас практически с младенчества.
Цитировать
Пока ищет человек на внешних стезях, сияют для него в ослепительном совершенстве лики святых с икон и гложет мысль: это не про нас, грешных!

И снова в точку! Отлично сказано!
Посему попробую перефразировать вопрос:
меня больше интересует ВНУТРЕННЕЕ состояние человека, его духовный опыт до момента отречения. Есть ли какие-то более-менее общие рекомендации на этот счёт? Интересующая меня точка - это непосредственно решене отправится в монастырь.
С уважением.

brajabasi

  • Гость
Квалификация к отречению
« Ответ #6 : 01 Январь 2006, 22:16:06 »
Забыл подписаться. Гость - это я.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Квалификация к отречению
« Ответ #7 : 02 Январь 2006, 00:56:28 »
Цитировать
меня больше интересует ВНУТРЕННЕЕ состояние человека, его духовный опыт до момента отречения. Есть ли какие-то более-менее общие рекомендации на этот счёт? Интересующая меня точка - это непосредственно решене отправится в монастырь.

 Я не могу дать на этот вопрос компетентного ответа. Во-первых, сам в монастырь не собираюсь, находя, что монашеское состояние - как целостность и посвященность Богу - лучшее, и, как внутреннее состояние, оно возможно и без ухода в монастырь. Во-вторых, Вы приверженец другой религиозной традиции, а я ничего не знаю о положении в кришнаитских ашрамах. В-третьих, у меня есть некоторые сомнения по отношению к вайшнавской практике молитвы. Высказывать свои сомнения в этой теме не нахожу уместным.

Могу высказать свое отношение к самому акту отречения. В отречении присутствует эгоистическое ущемление, боль отрезания какой-то части живого тела души, потеря, отказ... Больше, шире, чище акт посвящения себя Богу - полностью, без остатка. Если человек не может посвятить себя полностью Богу, он должен отречься от какой-то части - той, которая его соблазняет.

brajabasi

  • Гость
Квалификация к отречению
« Ответ #8 : 02 Январь 2006, 09:45:43 »
Александр, спасибо за ответ.
Цитировать
Вы приверженец другой религиозной традиции, а я ничего не знаю о положении в кришнаитских ашрамах.

Всё правильно, Александр. Меня как раз интересует отношение именно православных Святых на это счёт. Ваше отношение к отречению тоже понятно и небезосновательно. Я тоже склоняюсь к подобной точки зрения, но мне хочется понять почему именно инночеству уделяет такое  большое внимание староотетческий опыт?
Засим обращаюсь к посетителям форума: если кто знает что почитать на эту тему, скинте ссылочку.
Всего хорошего, удачи.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Квалификация к отречению
« Ответ #9 : 02 Январь 2006, 12:30:34 »
Цитировать
Я тоже склоняюсь к подобной точки зрения, но мне хочется понять почему именно инночеству уделяет такое большое внимание староотетческий опыт?

Совершенно по той же причине, почему в вайшнавизме (шире - индуизме) уделяется такое большое внимание саньясе по сравнению с жизнью и путем грихастхи.

ПА

  • Гость
Квалификация к отречению
« Ответ #10 : 02 Январь 2006, 16:16:38 »
Цитировать
какова должна быть квалификация для, так сказать, "успешного" иночества, отречения от мира?

Имхо, в монахи часто уходили и уходят люди, не умеющие разрешить своих проблем "в миру". То есть, это нередко не постановка на Путь, а попытка убежать от общества и своих проблем.
Вот и спросите себя честно, попробуйте не слукавить...