Что это все значит? Нет ни протестантизма, ни умного делания
Хочу дополнить данную тему описанием своего опыта молитвы, чтобы не уклонятся от обсуждаемого вопроса.
Будучи харизматом, а потом знакомясь с различными протестантскими течениями, я пришел к выводу, что всех объединяет одно представление о Боге, а значит и молитве.
Каков Бог в представлении человека, такова будет и молитва.
Однажды, усиленно молясь за моих друзей-харизматов, я бродил по пещерам Лавры. Делал я это методично, в свободное время от послушания при нашем больничном храме.
Через какое-то время, ко мне пришло явное осознание, что моя молитва не будет услышана Богом.
"Если на мне ответственность за спасения тех, кто мне дорог, то они несомненно погибнут" - осознавать это было невыносимо больно. В этот момент я стоял в пещерах и заливался слезами.
Это было осознание своей негодности как молитвенника, и совершенной беспомощности, невозможности "стоять в проломе" перед Богом.
Вдруг я почувствовал совершенную свободу от каких либо мыслей, как будто свет проник в темную комнату.
И в этом свете родились слова:
"Думал ли ты, как Я люблю тех, за кого ты молишься? Будь со Мной и ты увидишь их спасение."Какая-то несказанная радость и утешение пришли от этих слов. В этих словах я увидел глубину Любви Господа к людям. Не скажу, что я пережил эту Любовь, это похоже как будто ты смотришь в звездное небо и мыслишь о его бесконечности. Все во мне вдруг перевернулось, потому-что это был Бог, которого мой разум не знал.
Этот момент изменил все, он разрушил старые догмы, которыми я жил, когда я был харизматом, но начали рушиться и мои православные догмы.
Может со мной что-то не то, может я в прелести? - думал я.
Слава Господу, Он мне дал основание для новой веры в Него. Как-то раз я слушал лекцию Осипова, где он приводил слова Антония Великого о Боге.
Эти слова потрясли меня и обрадовали.
"Значит все это правда. Бог именно такой, Он есть Любовь и только Любовь, он неизменно Любит, и все что я могу сказать Ему - Господи, я хочу быть с Тобой!
Я хочу утешиться Твоей Любовью, пребывать в Твоей воле, желать того, чего и Ты желаешь..." - такие мысли, как озарения рождались в моем разуме и сердце.
А теперь о грустном. Попробовал я поделиться своими мыслями с моим напарником по послушанию. Он очень любил свою родню, усиленно молился о них, желая им спасения.
"Ты не можешь умолить Бога о спасении, потому как Он Сам неизменно больше тебя желает спасения твоим близким" - сказал я за ужином.
И получил по шапке - "у меня было желание тебя сильно ударить, когда ты это говорил" - объяснил свою реакцию товарищ.
Мои слова были поняты как - "твои молитвы напрасны, Бог будет Сам делать все по Своему суду или милости без твоего предстательства".
Догматическое сознание давлеет над сердцем, а сердце не видит Господа перед собой, не понимает Его Любви.
Так я понял, что о своем опыте православным знакомым лучше не говорить, не поймут.
И на эту тему лучше не говорить и не делать выводов, потому как тогда многое из того, что делается в православии, покажется лишним и не нужным.
Как пример - мне стало тяжело читать молитвенные правила в тех местах, где стояли слова о гневе Бога, о умаливании Его, чтобы Он сменил гнев на милость, посредничестве святых и Божьей Матери в деле умаливания Бога и пр. Некоторые акафисты зазвучали для меня по другому, мое сердце не отзывалось на их слова.
Проповеди о Боге-Судьe, о Боге Который хочет миловать, но не может, ожидая посредничества святых, Божьей Матери, наши дела милосердия ради близких, наши записки и просьбы смиловаться над уже отошедшими в мир иной, стали для меня чуждыми.
С другой стороны, я понимал, что все это нужно, чтобы возвести от земли ум и сердце человека к Богу, приготовить его для встречи с Ним. Мой опыт об этом говорил мне. Нет слез, просьб и стенаний - нет и ведения своей немощи, недостаточности никаких молитв, молебнов и жертв, тонн записок, пожертвований, послушаний "во славу Божию". Это педагогика Бога, по отношению к человеку падшему, слепому, по сути язычнику рядящемуся в православные одежды.
"Ложка меда в бочке дегтя" - это то, что я решительно понял, что харизматом или протестантом вообще, я быть не смогу по определению.
Поэтому я и ценю православную Церковь, что в ней есть все необходимое, даже мое новое знание о Боге - это старое знание и опыт отцов Церкви, с которыми я столкнулся.
Слушая проповеди протестантских пастырей, читая их книги, 20 лет общаясь с протестантами разных деноминаций, я практически не встретил ничего подобного, о чем сказал Антоний Великий и другие отцы.
Из Писания решительно нельзя вывести это умом, не просвещенным Духом Святым. Для них Бог остается Богом Ветхого Завета и только живая вера в Евангелие смягчает это представление о Боге.
Когда я второй раз "попал" к харизматам, у меня не было страха, полагался я только на Господа и Его Промысел.
Для православных я был несомненный еретик, если смотреть на это внешним взглядом. Чего мне бояться? Я мертв как "православный".
Внешне во мне не было ничего православного, кроме клички, которую мне дали харизматы - "Саша православный".
Я не исполнял ничего из внешнего делания, жил по их законам и правилам.
Раз я мертв, и они мертвы, то я смело говорил о Боге, так, как я Его ощутил и понял.
Когда мои друзья-мертвецы начали сами понимать, а некоторые переживать личную встречу со Светом, тогда и произошло Чудо Господне - Пасха.
"Принял тело, и встретил Бога; принял землю, и встретил небо; принял, что видел, и подвергся тому, чего не видел. Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа!
Воскресе Христос, и пали бесы; Воскресе Христос, и радуются Ангелы; Воскресе Христос и водворяется жизнь; Воскресе Христос, и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос воскресший из мертвых, начаток умершим бысть. Ему слава и держава во веки веков. Аминь."Иногда не нужно бояться умереть для православия, даже если тебя объявят еретиком и отступником. Со мной так было, анафемы не было, но батюшка на приходе сказал, что я ушел в секту опять.
Для прихода я был духовный труп - "один из них".
Если кто молится о заблудших, если кто болеет сердцем, того Господь и пошлет в "ад". И этот "ад" нужно пережить с теми, кто тебе дорог.
Не все спасутся, но по словам ап.Павла - "хотя бы некоторые" - это великое чудо, это совершения нашего спасения.
Я не представляю себя без них - и заблудших и уже обратившихся друзей. Они меня побуждали, они вытаскивали меня из ямы отчаяния, они дарили мне надежду на Господа.
Когда они воскресали душой, я тоже воскресал с ними, оживал для Господа, мое сердце ликовало.
Так во мне рождалась новая вера в Господа, в его чудеса, в силу Его Слова.