Надо очень осторожно оценивать молитвенные практики и душевные состояния, это отностится как собственному опыту, так и к опыту других людей. Особенно трудно судить по внешним признакам и словесным описаниям. На Афоне, например, крайне осторожно и недоверчиво относятся ко всякого рода "экстраординарным" явлениям духовной жизни, обычно испытавшие не доверяют себе и советуются с более опытными, и как правило не судят сразу а смотрят на долговременные последствия и изменения в человеке. Чаще всего, когда трудно разобраться от "кого" это было, советуется - не принимать, но и не отвергать, относиться равнодушно.
Часто считают что любовь к Богу и людям - критерий того что нет прелести. К сожалению это не так, не всякая любовь к Богу, какой бы она "пламенной" не была, непременно есть чистая, духовная и благодатная. Бывает и душевная любовь распалённая в сердце ревностью и определённой молитвенной практикой, и такая душевная любовь легко совмещается с гордостью, тщеславием и прелестью. Правда душевная любовь может и НЕ совмещаться с гордостью или прелестью, поэтому душевность сама по себе - ещё не признак прелести. Определённая доля душевной любви, действующей со смирением и пониманием своей недостаточности, может быть допустимой в духовной жизни, пока не обретается духовная. Прелестью является когда такую любовь принимают за благодатную и подсознательно гордятся таким "достижением". Один из непременных признаков благодатной любви - это смирение (опять же, благодатное смирение, а не человеческое), благодатная любовь растворённая со смирением не имеет никакой даже глубоко скрытой гордости.
Далеко не все католические святые - прельщёные, и хотя я и не могу оценивать чужой опыт и утверждать категорично, но судя по описаниям, духовное состояние многих католических и суфийских святых всё же скорее всего является лишь распалённой душевной любовью нередко сопряжённой с прелестью мнения о себе. Я не думаю однако что католики Хуан де ля Круз и брат Лоренс находились в прелести.