Исихазм

Автор Тема: Типичный случай прелести  (Прочитано 66768 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #30 : 01 Октябрь 2005, 07:21:14 »
Леонид:

Цитировать
Igor, Спасибо за статью архимандрита Августина. Это слегка помогло мне умерить мой анти-францисканский пыл, но только слегка.
Не пойму только, почему Вы решили что это из лона МП? Ведь сам сайт http://www.agnuz.info/ - католический.


Архимандрит Августин (Никитин) - доцент СПб Духовной Академии уже с давних пор.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #31 : 01 Октябрь 2005, 11:59:59 »
Все же, сравнивая два взгляда на Франциска Ассизского, приходишь к выводу, что взгляд дьякона Алексия Бекорюкова  http://www.pravoslavie.ru/put/apologetika/francis.htm более критичен, конкретен и глубок, нежели статья архимандрита Августина (Никитина) http://www.agnuz.info/book.php?id=126&url=index.htm , которая представляется скорее данью современному экуменизму, "диалогу культур" и т.д.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #32 : 01 Октябрь 2005, 17:03:41 »
Цитата: Антиквар

Все же, сравнивая два взгляда на Франциска Ассизского, приходишь к выводу, что взгляд дьякона Алексия Бекорюкова  http://www.pravoslavie.ru/put/apologetika/francis.htm более критичен, конкретен и глубок, нежели статья архимандрита Августина (Никитина) http://www.agnuz.info/book.php?id=126&url=index.htm , которая представляется скорее данью современному экуменизму, "диалогу культур" и т.д.


Статья дьякона Алексия Бекорюкова  - это пасквиль в духе синодальных времен обличительного богословия.  Можно взять матрицу этого сочинения и, поменяв ситуации, и "присобачить"  ко многим святым Восточной церкви (или к святым западным до разделения церквей). Антиквар , не нравится Вам статья арх. Августина - почитайте, скажем, Карсавина или Флоровского. А лучше сказать, - расширьте свое ухо, не зацикливаясь на разности менталитета.
А экуменизм... В 70-х и 80-х годах было модно в духовных академиях писать дипломные и кандитатские на эту тему. Напропалую цитировался святитель Филарет. Сейчас он возведен во святые, и его экуменизм в кругах "сугубо-православных" стыдливо умалчивается.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #33 : 01 Октябрь 2005, 20:17:25 »
Igor, аргументы типа "пасквиль", "присобачить", "расширьте свое ухо", может быть, коробят, но не убеждают.
В статье Бекорюкова приводятся конкретные аргументы, с которыми можно соглашаться или не соглашаться.
А статья арх.Августина - это скорее заметка "к юбилею". Она состоит, как мне кажется из общих мест и поверхностного обзора по преимуществу "положительных" мнений.
Во всяком случае для меня Бекорюков более убедителен, чем Никитин.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #34 : 01 Октябрь 2005, 20:45:06 »
Антиквар,  давайте тогда останемся при своем мнении. Мне тоже не хочется Вас напрягать. :D

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #35 : 02 Октябрь 2005, 06:31:53 »
Igor,
Я прошу прощения за повторное включение в полемику, но мне всё же хотелось бы достигнуть здесь некоторой ясности отностиельно прелести.
Мне тоже не хотелось бы Вас напрягать, поэтому я и промолчал некоторым образом о деталях в статье архимандрита Августина. Но случилось так, что Антиквар буквально произнес то, что и я чувствовал во время прочтения.
Грубо говоря, мы все здесь хотим знать, является ли один из центральных, а может быть самых лучших и светлых католических святых, прелестником с точки зрения Православия или нет?
У меня есть копия новодельной иконы Сан Франческо, написанной в византийской манере, отображающей жгучее желание некоторых кругов принять его в лоно Православия...
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #36 : 02 Октябрь 2005, 10:58:10 »
Цитата: Леонид
Igor,
Грубо говоря, мы все здесь хотим знать, является ли один из центральных, а может быть самых лучших и светлых католических святых, прелестником с точки зрения Православия или нет?


Если почитать многочисленные тексты православных отцов о признаках благодати и прелести, то все станет достаточно ясно.

Григорий Синаит "О прелести"
Симеон Новый Богослов "О трех образах внимания и молитвы"
Старец Василий Поляномерульский "Предисловия..."
Игнатий Брянчанинов "О прелести"
Поучения о Иисусовой молитве Паисия Величковского и Серафима Саровского

Наталia

  • Гость
Типичный случай прелести
« Ответ #37 : 02 Октябрь 2005, 13:46:07 »
Я согласна с тем, что св.Францизск Ассизский жил очень давно, и поэтому мы не можем судить о его реальном душевном устроении. Уж если жизнеописания наших современников (ХХ век), недавно прославленных в лике святых, страдают субъективизмом по пословице "глухой что не дослышит, то доврет" и поэтому не всему написанному о них следует верить, то что говорить о тех кто жил 200-300, а тем более 800 лет назад. И вообще, я хорошо помню, что в Апокалипсисе Господь наш Иисус Христос обращался к церквям и ни от одной не отрекся, несмотря на те болезни, которые в них обличал, т.е. признавал своими. Вот и здесь тоже не надо забывать, что католицизм все же имеет апостольскую преемственность и поэтому, если кто-то из них переходит в Православие, то священник так и принимается в сане священника, все их Таинства признаются истинными, только приносится покаяние. В принципе мало кого волнуют богословские тонкости. Большинство святых были простыми делателями, а не проповедниками. Даже если они и писали что-то из своего опыта, то не подгоняли его под те богословские системы, которые господствовали в их время, как бы находились вне их, это проявилось на св.Исааке Сирине, формально принадлежащего несторианской ереси, и  других, как было показано в теме про роль мировоззрения  в процессе спасения.

Мне кажется правильным, что существуют Христовы церкви с национальным характером. В конце концов, если Бог сделал Вавилонское смешение языков, то значит, таков порядок и должен сохраняться. Осуждать другие церкви я не осмеливаюсь на основе изложенного, хотя имею стойкие антиэкуменистические убеждения.
С другой стороны, конечно, признаки прелести абсолютны, и душевнобольной в Англии будет признан таковым и в Китае несмотря на разницу в культурах и языках. Но опять же, больного обследуют лично, конкретно, а не понаслышке.
Мне кажется, что акцент о прелести следует сместить с конкретного человека, которого мы не видели, на учение, которое толкует его жизнь. Также объективности ради надо еще посмотреть, может есть другие учения, нам не известные, на основе жития данного святого.
А так, я равнодушна к тем святым, о ком идет речь. Просто хочу обратить ваше внимание на такую возможную точку зрения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #38 : 02 Октябрь 2005, 18:15:24 »
Igor,
Цитировать
Статья дьякона Алексия Бекорюкова - это пасквиль в духе синодальных времен обличительного богословия. Можно взять матрицу этого сочинения и, поменяв ситуации, и "присобачить" ко многим святым Восточной церкви


Согласен с Igor'ем.

GeorgiZ,
Цитировать
Если почитать многочисленные тексты православных отцов о признаках благодати и прелести, то все станет достаточно ясно.


Ясно что? Многие православные святые - читая даже вычищенные жития, это видно, - тест на бесстрастность не проходят. Верно говорит Igor, гулаговская матрица этой синодально-большевистской статьи почти универсальна - так и канонизированного в православии святого можно за решетку прелести упрятать.

Один из св.отцов (кажется, Симеон Новый Богослов) говорил: святых много, бесстрастных - единицы. Франциск из Ассизи - великий святой, но он не бесстрастен. И он - представитель другой традиции подвижничества. А вот сравнение традиций - тема особая.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #39 : 02 Октябрь 2005, 20:07:55 »
Наталiа писала: "С другой стороны, конечно, признаки прелести абсолютны, и душевнобольной в Англии будет признан таковым и в Китае несмотря на разницу в культурах и языках." ...
С этим утверждением нельзя согласиться полностью. Многие психические расстройства весьма даже социально-опосредованные, поэтому диагноз псих. расстройства (прелести тоже?) зависит от этнокультурального контекста очень сильно. Всё дело в глубине патологии, чем более грубые нарушения мозга, тем более универсальная картина болезни.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #40 : 03 Октябрь 2005, 13:14:12 »
Цитата: Alexander
GeorgiZ,

Ясно что? Многие православные святые - читая даже вычищенные жития, это видно, - тест на бесстрастность не проходят. Верно говорит Igor, гулаговская матрица этой синодально-большевистской статьи почти универсальна - так и канонизированного в православии святого можно за решетку прелести упрятать.

Один из св.отцов (кажется, Симеон Новый Богослов) говорил: святых много, бесстрастных - единицы. Франциск из Ассизи - великий святой, но он не бесстрастен. И он - представитель другой традиции подвижничества. А вот сравнение традиций - тема особая.


При чем тут бесстрастность? Проблема в том, что католики почитают как высокодуховные такие практики и состояния, которые ведут к прелести и являются прелестью

Лена

  • Гость
Типичный случай прелести
« Ответ #41 : 03 Октябрь 2005, 13:21:45 »
Натолья, Исаак Сирин-вообще нонсенс в православии. Насколько я знаю, это единственный святой, имевший дерзновение молиться о бесах.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #42 : 03 Октябрь 2005, 13:43:07 »
GeorgiZ,
Цитировать
При чем тут бесстрастность? Проблема в том, что католики почитают как высокодуховные такие практики и состояния, которые ведут к прелести и являются прелестью


Вы можете указать те моменты практической жизни католической церкви, которые являются прелестными? Если католические практики прелестны, то эта прелесть должна видимым образом сказаться на жизни церкви. Причем в жизни православной церкви таких прелестных моментов, как понимаю, быть не должно. О бесстрастности позже...

 Матф.7:20 Итак по плодам их узнаете их.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #43 : 03 Октябрь 2005, 14:00:50 »
Александр! Я могу, конечно, привести множество моментов и плодов, но Вы и сами все это прекрасно знаете. Какой будет смысл нашей дискуссии?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #44 : 03 Октябрь 2005, 14:25:49 »
Cмысл есть. Надо разобраться, что реально хуже (или прелестнее) в жизни католической церкви (католического мира) по сравнению с православием. Только так можно показать плоды доброй православной практики по сравнению с католической прелестью. Иначе голословие и бездоказательность получается.