О "неподвижной" молитве. Мне очевидно, что при созерцательной молитве не должно происходить никакого размышления, никакого чувственного побуждения, ни одной попытки как-то оформить приходящее "нечто" - обладающее и знанием, и мощью, и блаженством.
... неподвижная молитва - это только идея, доносящая весьма слабо и несовершенно смысл молитвы сверхнеподвижной и сверхподвижной одновременно.
Мне тоже очень хочется понять или хотя бы как-то почувствовать для начала разницу между православной "неподвижной" созерцательной молитвой и китайскими восточными заморочками, будь то дзен или даосизм или ещё Бог весть какая практика. В моём основном занятии легко поддаться и спутать одно с другим, чего очень бы не хотелось.
ИМХО
На мой взгляд, главное отличие восточной традиции от христианства состоит в том, что первая утверждает тотальную индифферентность Абсолюта по отношению к человеку. И именно отсюда вытекают все остальные различия, в том числе и в духовной практике.
В православной Умной молитве на первом этапе молитва служит для очищения ума от помыслов, как и в большинстве восточных традиций. Однако, уже на этом этапе имеют место принципиальные различия.
Первое различие – начальный посыл практикующего. В случае восточных традиций это как правило стремление к достижению совершенства. Махаянский обет спасения всех живых существ не может большинством людей восприниматься как нечто, чем можно руководствоваться в своих поисках. Хотя по преданию, Гаутама Будда был движим в своих поисках именно этим чувством. Христиане же в идеальном случае движимы стремлением к Богу, к Истине в Её предельном выражении. Итак, в первом случае это совершенство, во втором случае – любовь.
Второе различие – сугубое углубление внутрь себя и в смысле телесном и в смысле психическом. В восточных традициях такое углубление обычно либо отсутствует, либо выражено в искажённом виде (наподобие визуализаций).
Третье различие – акцент на сердце как на центральной арене всех внутренних событий человека. В восточных традициях подобный акцент вообще отсутствует. Сердечная чакра не может считаться чем-то, совпадающим с сердечным местом православных. Чаще же акцент делается на животе либо на головном центре. Но следующий путём сердечной молитвы скоро понимает, что голова в сравнении с сердцем вторична.
Итак, когда очищение ума уже достигнуто, различия достигают своего апогея. В восточной традиции вообще часто останавливаются на этом и пребывают в блаженном безмолвии и покое, полагая при этом, что искомое совершенство достигнуто. Либо же они продолжают своё исследование (вопрос – чего?) и углубляются всё больше в странные и бесконечные пространства, деля атомы бытия на всё более мелкие элементарные частицы и этому нет конца. В Умном делании же достижение безмолвия – лишь идеальная почва для начала истинного устремления ко Богу, когда всё домостроение человека сливается в единое целое в своём призывании, а затем и в созерцании Абсолюта. Эта стадия для восточных мистиков невозможна уже просто потому, что, как уже говорилось, они воспринимают Абсолют как нечто совершенно равнодушное к человеку.
Однако, насколько я знаю, в восточных традициях всё же есть отдельные течения или хотя бы отдельные люди, приблизившиеся к Истине близко благодаря Господу. Имхо, главное - искреннее устремление, и если кто стучится, тому откроется.