Исихазм

Автор Тема: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”  (Прочитано 64914 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #90 : 02 Март 2010, 22:30:28 »
наверно дежать ум в аду это значит прежде всего полная обреченность в душе. если сейчас умру, то в ад 100 процентов. заметил что когда эта обреченность водворяется в душу, в нутро глубоко, то помыслы все уходят, и какбудто реально вокруг уже все в огне мысленном, как об этом писал Силуан. только бьет чтото типа отчаянности и проявления духовные эту обреченность какбы оттесняют, но скорее это не благодать а бес вытаскивает из этого состояния, имея повод. Потому что получается ее удерживать, эту обреченность на фоне утешений. просто обсуждали это состояние и свой опыт с одним братом, и нашел эту тему. честно говорю самое сильное из того что получалось умом делать, если не считать когда благодать душу умиляет. точнее так сказать когда эта обреченность входит в нутро, на бога токо и надеешься и благодать уже не медлит

Сергиенко

  • Сообщений: 361
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #91 : 02 Март 2010, 23:58:37 »
наверно дежать ум в аду это значит прежде всего полная обреченность в душе. если сейчас умру, то в ад 100 процентов.
Мое мнение иное. Это связано с состоянием ума в молитве прежде всего. Ад для ума наступает тогда, когда силой прекращается любая его активность.
Об этом - Силуан, а не о визуализации ада.

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #92 : 05 Март 2010, 10:48:17 »
Кстати в самой книге правильное толкование на эти слова Господа  к Силуану. Тут же каждый начинает выдумывать свое толкование. Elm прав, его опыт ближе. Вот Софроний как описывал почему старец позвал его к себе, - к нему обратился один послушник и спросил как молиться, он ему ответил - молись как на грани (на краю пропасти), когда устанешь попей чайку, тот его не понял и пошел спросил Силуана об этом, тогда Силуан позвал Софрония и открылся ему, а про послушника сказал, что это не его мера. А это пример - молиться с обречением на Ад, но не отчаиваться в милосердии Божием, и когда душа истощается, просто попить чайку.
Сергиенко, Вы не правы. 1. про визуализацию Ада никто не говорит. Силуан, кстати, больше ревновал о чистой молитве, но бесы являлись к нему воочию, когда он взмолился Богу о помощи. И когда Господь ему сказал эти слова, он увидел в этом ответ - быть во Аде, это быть в смиренном состоянии духа - это состояние, а не помышление или представление чего-нибудь.
2. Так-же силой прекратить активность ума Силуан тогда может и мог, а устранить скверных бесов из своей келлии, которые над ним издевались, - нет. Это восточная практика, медитация, к христианству это не имеет отношения. Хотя духовные упражнения - прогонять помыслы на молитве, это первоочередная брань, но методы другие, не силой - смирением и молитвой Господу.

Быть во Аде - это пример сокрушения, а сокрушенному и смиренному сердцем Бог дает благодать. Это все знали и раньше, но вторая часть - не отчаиваться, это очень важно, это жизненно, особенно для исихаста.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #93 : 05 Март 2010, 16:06:04 »


наверно дежать ум в аду это значит прежде всего полная обреченность в душе. если сейчас умру, то в ад 100 процентов.
Мое мнение иное. Это связано с состоянием ума в молитве прежде всего. Ад для ума наступает тогда, когда силой прекращается любая его активность.

Об этом - Силуан, а не о визуализации ада.

я не знаю вообще что такое ад и про визуал ничего не писал... у меня был опыт какбы оставленности, тяжелейший для души. был опыт когда я просто в утробе знал что в раи мне не попасть, а скорее в ад где я также буду мучиться. и был опыт когда непонятно с чего мне лезли советы в голову что проще убиться, тогда я хорошо начал ощущать эту граньи что рай полюбому мне врятли светит. тогда мне было страшно. слава богу, все это запомнил. я ад никогда не воображаю, хотя знать о нем больше хотелось бы, но может это и не полезно. Ака спасибо, но у меня вопрос про дух сокрушен.. я бы назвал Силуановский прием ДУХ ОБРЕЧЕН, потому что (мне лично) не получается так себя настроить именно на сокрушении сердца после например хорошей исповеди или причастия, когда уносит... эту обреченность получается какбы влить в утробу просто верой о содеянном или напрмер что все праведники шли в ад, много приемов пробывал. короче говоря просто чем то убедить себя без особого сокрушения, какбы обречь себя... а вот когда получается, то там и сокрушение и тяжелое сожаление самл появляется.. но бывает и нет, даже радость не малая что еще не умер.. трудно держаться когда благодать приходит, ум выплескивает наружу, рассудок не хочет слышать про какието муки. об обреченность кстати оптинские пичали, найду выложу цитату. Силуан лишь акцентирует на этом внимание, точнее Господь через него

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #94 : 05 Март 2010, 20:17:00 »
Мир и попечения вытесняют духовные чувства, сокрушение и прочие. Ад чувствовать (не воображать) это сильнее сокрушения, я согласен. Но это не так просто. Сокрушение легче. Но и чтобы хоть что-то аоставалось необходимо безмолвие.
Я повторю - то совет исихасту подвижнику. Многие живущие в семье не смогут этого добиться по этой простой причине. Я помню про одного игумена говорил старец Ефрем Катунакский, что тот не мог почувствовать сердцем многие вещи за многопопечение о братии монастыря но когда отошел от дел через некоторое время все пришло с преизбытком.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #95 : 05 Март 2010, 23:40:11 »
да суета все вытесняет, вспоминается Григорий Палама сразу с 5дневным безмолвием, несмотря на руководство. особенно все уходит среди людей.. у меня кстати работа 2 днч на нед. совет для исихастов, но в той же книге Софрония про Силуана первое упоминание о этом методе относится к Антонию Великому, когда он пришел по повелению божию к сапожнику в мир, чтоб увидеть человека более смирившегося чем он. По видимому, Антоний не увидил в нем какихто слез или сокрушения и вообще он не понял в чем дело и стал спрашивать, как это все написано в житии от Афанасия. сапожник там видно сам удивился таким вопросам, наверно не было там особого сокрушения в мирской суете. он просто без особых размышлений считал "все спасутся, один я погибну" чем и удивил Антония. кстати тут в топе ктото писал про слова прп. "поверте дети где сатана, там и я буду", что это сказано во время искушений. нет это сказано было в старости не во время искушений. а вот что пишет прп. Варсонофий Оптинский мирским:
Считайте себя хуже всех и свыкайтесь с мыслью, что вы приговорены к адским мучениям, что вы достойны их и что избавиться от них можете только по милости Божией. Хотя это нелегко, и только святые достигают того, что считают себя достойными адских мучений и худшими всех считают самих себя.

с миром и сапожником я так замечаю, что эта обреченность не одноразовый акт, а определенный настрой в душе, он может быть больше или меньше, но его можно например резко усилить волей, приемами, после чего он медленно (смотря от обстоятельств) возращается на свое статистическое "значение". но это все равно несколько проще, чем возносить ум горе или память божия. не надо лезть умом, тут все рядом. например когда грех "давит" это вообще не составляет особого труда. ну не знаю это мне щас так кажется, раньше было подругому. сокрушаться о грехах проще наверное потому что привычнее, а когда этот помысл укореняется то он легче даже. трудно одновременно сокрушаться и, мне, либо одно либо другое. но как я писал когда достигается определенная кондиция, то сокрушение само выплескивается... кстати насчет кондиции, этотим оборотом у меня не получалось загасить сильную блудную похоть, когда без ражжений в душе просто похоть которую ничем не выключить, только если переждать с постом. также бьет уныние но тут особенность когда кондиция достигается то и уныние улетает. остается в душе какаято безрассудность чтоли, и реально радость что еще живешь. я сейчас это пишу по памяти и самому не особо верится, настроение щас другое. да и даже блуд в таких случаях отступает когда начинаешь жалеть реально о грехах, такая ненависть пробуждается внутри.. да там чесно все разом и слезы.. Ака вы упомянули про то что Силуана доставали бесы, на бесов реально действует всегда, даже если благодать скрывается. бесы особо любят досаждать через людей, преп. часто советую при досадах думать что "я хуже в 100раз этого человека и буду в аду" и ненависть проходит.тотже прием. а пример с иноком, где Силуан говорит что это еще не его меры, это наверно либо потому что либо еще не просвещен, либо не настроен временем к таким оборотам, потому что речь там как раз про определенный оборот на молитве. про этот оборот какраз там в книге все подробно написано. вообще много бы хотелось бы обсудить, да не с кем. да и инока я того ничем не лучше

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #96 : 06 Март 2010, 11:05:04 »
Про похоть - это гормоны, химические соединения которые вызывают разжжение в крови - заводится почти мгновенно от предмета, памяти, помысла, - пост серьезно ослабляет реакции, но даже болезнь иногда не в силах помешать этому процессу если предмет рядом. Чтобы по благодати она оставила человека - это обычно большой подвиг (см. жития святых), а с обычными подвижниками бывает и до смертного одра, промыслительно, чтобы смирялись и молились, как у ап.Павла, помните он Господа просил, чтобы Он убрал жало жалющее плоть.

>сапожник там видно сам удивился таким вопросам, наверно не было там особого сокрушения в мирской суете. >он просто без особых размышлений считал "все спасутся, один я погибну" чем и удивил Антония.

Вот почему ангел показал сапожника выше Антония, это вопрос скорее педагогический чем фактический. Тут ведь дело в том, что тот кто подвизается в пустыне самое главное искушение имеет это помысл "что никто так не молится никто так не стоит близко к Богу как он" и от этого он мог легко повредится и погибнуть. Да и сам вопрос подвижника - кто выше меня? говорит о многом. И ангел показывает ему человека с правильным помыслом. Вопрос не в том кто выше, вопрос в том, что чем выше делание тем больше смирения надо иметь. Т.е. не имея ничего легко смиряться, гораздо труднее когда есть созерцания, видения, богооткровения, дары чудотворения - вот в чем все дело. Но правда смирение вещь такая - даже ничего не имея его может и не быть, одна гордыня. Поэтому имея множество добродетелей и не имея помысла сапожника Антоний мог утвердится в помысле своего величия и погибнуть, поэтому сапожник и был выше Антония. Но сапожник не был выше по другим добродетелям, как упрощают некоторые не понимая педагогики Божией, они думают что сапожник, как и любой мирянин может в миру стяжать такие добродетели что и монахам не снились, в этом они заблуждаются, сапожник спасался, но ни созерцания, ни богооткровения, ни чудотворения он не удостоился.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #97 : 06 Март 2010, 13:22:09 »
***сапожник спасался, но ни созерцания, ни богооткровения, ни чудотворения он не удостоился.***

Спасался - это означает, что стяжал уже при жизни нетварные энергии Бога и был вводим ими в Царство Божие. Это главное богооткровение! А созерцания, чудотворения и  прочие богооткровения - суть второстепенные вещи, с ними можно и погибнуть в гордости.


 

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #98 : 06 Март 2010, 13:29:13 »
***сапожник спасался, но ни созерцания, ни богооткровения, ни чудотворения он не удостоился.***

Спасался - это означает, что стяжал уже при жизни нетварные энергии Бога и был вводим ими в Царство Божие. Это главное богооткровение! А созерцания, чудотворения и  прочие богооткровения - суть второстепенные вещи, с ними можно и погибнуть в гордости.
 
Александр, как думаете - это ведь можно отнести и к соседней теме о некотором опыте?

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #99 : 06 Март 2010, 13:59:59 »
***сапожник спасался, но ни созерцания, ни богооткровения, ни чудотворения он не удостоился.***

Спасался - это означает, что стяжал уже при жизни нетварные энергии Бога и был вводим ими в Царство Божие. Это главное богооткровение! А созерцания, чудотворения и  прочие богооткровения - суть второстепенные вещи, с ними можно и погибнуть в гордости.
Спасение БМ и апостолов разнится от спасения Разбойника, висевшего на кресте рядом с Господом. И в Царствии Божием кто-то будет ближе к Господу, кто-то дальше одна слава солнцу, одна луне и звезда от звезды разнится в славе.

В этом весь вопрос.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #100 : 06 Март 2010, 14:44:17 »
Александр, как думаете - это ведь можно отнести и к соседней теме о некотором опыте?

Можно. Лучше не раздувать свой опыт, не строить на нем схему, отнестись к нему просто и трезво - и тогда будет еще много опытов, и будет путь...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #101 : 06 Март 2010, 14:48:18 »
Спасение БМ и апостолов разнится от спасения Разбойника, висевшего на кресте рядом с Господом. И в Царствии Божием кто-то будет ближе к Господу, кто-то дальше одна слава солнцу, одна луне и звезда от звезды разнится в славе.

В этом весь вопрос.

Не о том разговор, а о том, что люди пытаются славу Божию определить по количеству видимых подвигов.

В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
(Матф.18:1-4)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #102 : 06 Март 2010, 14:55:01 »
насчет сапожника я не знаю что ему было открыто.. (и под чем здесь подразумевается созерцание?) там сказано, что он стабильно давал треть доходов нищим, вроде бы. Учитывая что это золотой век христианства, то думаю, он был просвещен. Впрочем все равно не известны причины его "помысла", откуда он его стяжал.все-равно понятно что вы хотели сказать, про педагогику. Но Софроний в книге толкует это определенно к молитвенному обороту, а не исходя из меры сапожника и Антония по добродетелям. Так что,мне кажется, это важное дело для всех христиан, не только для монахов. Вообще первый раз я читал про сапожника еще до крещения, тогда было не совсем понятно, и как это употребить четко к себе тоже было не ясно. Потом уже переваривая в себе, начал чего-то понимать, а то по началу вообще трудно было -как это "один я погибну". замечал как настраивается душа после падений, и др. Бывало просто проговаривал. Дажетогда уже начало немного проясняться че к чему. Ну а после крещения обильный новый опыт,и потом уже прочитав книгу про Силуана, заострил на этом внимание. И сейчас точно уверен, что это самый дельный прием, центральное дело. То есть я хочусказать, что по началу я не понимал сути и не придавал должного значения, а сейчас координально по-другому все. Да и я не понимал этой фразы "держи ум во аде", когда прочел сокращенное житие Силуана. Понятно вполне стало именно после прочтения книги. А тут как мне кажется, многие не знакомы с книгой целиком.

По поводу блуда вы правы, но как я уже написал, бывает, что появляется жуткая ненависть к греху, которая похоть сильно накрывает, впрочем, не отключает. Я просток тому, какой все-таки это действительно другой настрой,когда реальнопонимаешь, что ДАЛЬШЕ АД. действительно удивительная вещь. вот сейчас уменя этого нету, а я уже мечтаю чтобы всегда таким себя чувствовать. И много молился об этом. И чето я так понимаю, пока такого духа не стяжешь, нечего и думать о прозорливости, исцелениях и других дарах. Я уж даже так уразумел, что лучше таких людей считать прельщенными, которые например прозорливые, но без такого смирения. Да и вообще раньше думал смирение это кода таебя смиряют, а тут пока сам себя не смришь ничего не поможет. Просто раз уж пошла речь прро дары -это мои соображения. А почему кроет бесов я так думаю- у нас отдаленные представления про ад, а у них это непоредственно очень рядом. stranik в топе писал что знает человека который видел ад,седого.помню отговаривали меня бесы читать Силуана

Sin

  • Сообщений: 57
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #103 : 06 Март 2010, 16:49:31 »
Спасение БМ и апостолов разнится от спасения Разбойника, висевшего на кресте рядом с Господом. И в Царствии Божием кто-то будет ближе к Господу, кто-то дальше одна слава солнцу, одна луне и звезда от звезды разнится в славе.

В этом весь вопрос.

Не о том разговор, а о том, что люди пытаются славу Божию определить по количеству видимых подвигов.

В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
(Матф.18:1-4)

 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
 и, получив, стали роптать на хозяина дома
 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе;
 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
(Матф.20:8-16)


Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #104 : 06 Март 2010, 17:31:53 »
Спасался - это означает, что стяжал уже при жизни нетварные энергии Бога и был вводим ими в Царство Божие. Это главное богооткровение!
 

А где в Евангелии, о стяжании нетварных энергий, упоминается?