Греческое слово "acedia" (ακηδια) означает “усталость совершения добрых дел” “утомление”, “скуку” или “равнодушие”. Латинский аналог термина: «Accidia» ( “хандра, тоска, скука”).
На просторах Интернета мне удалось отыскать нижеследующие синонимы и определения этого понятия: убийственное равнодушие ко всему; тоска; уныние; меланхолия; чувство неудовлетворенности существующим; духовная леность; скука; душевная хандра; порок нерадения; небрежность; отказ от деятельного образа жизни; "бесчувствие окаменевшего сердца"; страдание, утратившее смысл; сердечная вялость; беспечность в делах спасения души . Уныние (греч. acedia ) — состояние беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. Один из семи смертных грехов , поскольку, по словам Иоанна Лествичника, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» (Лествица 13:2).
А также следующие любопытные выдержки:
1) Статья «Депрессия. Экскурс в историю.» Адрес:
http://lossofsoul.narod.ru/DEPRESSION/history.htm Цитата: ((......«У Энагрия Понтиака(346-399 г.), Иоанна Кассиана (360-435 г.) описана чистая, беспричинная меланхолия отшельников, селившихся в пустынных местах. Она одолевает этих одиноких людей в полдень, потому то называется «бесом полуденным». Она составляет основной симптом acedia (вялость, лень), которая в средние века была синонимом старого понятия «меланхолия». Монах, находящийся во власти acedia , испытывает непреодолимое желание покинуть келью и искать исцеление где-то в другом месте. Он исступленно оглядывается, надеясь увидеть кого-то, кто идет навестить его. В своем тоскливом беспокойстве он находится под угрозой впасть в состоянии апатии или, наоборот, пуститься в неистовое бегство. Acedia , являвшаяся для отшельников «повальной напастью, которая наводит порчу в полдень», обычно связывалась с 90 псалмом. Она парализовала способность к концентрации внимания и молитве. Энагрий Понтиак говорил своим собратьям, что не следует поддаваться меланхолии и покидать своих мест………
…..В средневековье характерно то, что все переживания подразделяются на пороки и добродетели. Латинское слово desperatio ("отчаяние") обозначало не просто чувство или психическое состояние, а порок, греховное сомнение в милосердии божьем. Пороком была и уже упоминавшаяся acedia , означавшее апатию, духовную леность, нерадивость и безразличие к духовным занятиям. Вместо Acedia часто употребляли слово tristitia ("печаль"). В XIII в. это состояние стали ассоциировать с физическим разлитием желчи и постепенно слово acedia вытеснило гиппократовскую "меланхолию" и стало употребляться и в значении "тоска". Средневековая мысль, таким образом, видит в апатии и неустойчивости настроений как порок, так и болезнь (часто то и другое вместе)…… ))
2)Ссылка на главу трактата о меланхолии 1621 г.:
http://www.npar.ru/journal/2005/2/berton.php2) Ссылка на историю классификации греха (библиотека Якова Кротова):
www.krotov.info/yakov/5_hist/00/greh_klass_1237.htm3) Н. А. Литвиненко «Меланхолический герой в ранней романтической прозе
(Эволюция сентиментальной модальности)» Адрес:
http://natapa.msk.ru/biblio/sborniki/litvinenko.htm4) Об унынии пишет Н.Д. Гурьев в книге «Страсти и их воплощение в болезнях»:
…..Уныние – желание сожалеть о том, что не будет в жизни так, как именно тебе представляется правильным, сопровождает любой грех, удовлетворение которого недоступно ни сейчас, ни в обозримом будущем, но от которого унылый не отказался….унылый отстаивает обоснованность своих сожалений, изыскивает мнимые беды, неприятности с удовольствием.
Ещё несколько определений уныния:
-- расстройство ментальных функций вследствие препятствий к реализации желаний;
-- модификация страха смерти, отказ от сопротивления, сопровождающийся угнетением инстинкта самосохранения, включением программы самоуничтожения;
-- чувство, воспринимаемое субъективно как вялость, инертность, пассивность, бессилие;
5) Кое-что о лени…. Лень (лат. - Acedia; Pigritia). Один из семи смертных грехов, хотя очень часто опускаемый в циклах последовательных изображений ДОБРОДЕТЕЛЕЙ И ПОРОКОВ в средневековой скульптуре и довольно редко фигурирующий в ренессансном искусстве. Моралисты, делали различие между просто физической ленью и более утонченной умственной бездеятельностью, порожденной меланхолией и именуемой по-латыни acedia. Для средневековых христиан acedia была пороком, поскольку подразумевала утрату веры, однако для ренессансных гуманистов она означала больше потерю творческого вдохновения и даже приобретала некие качества добродетели. Художники, однако, полагались на более очевидные символы: ОСЛА, на котором едет тучная фигура. Лени, или же он опускается перед нею; реже ВОЛА и СВИНЬЮ - все эти животные считались, возможно несправедливо (за исключением свиньи), ленивыми по натуре. Лень при одних обстоятельствах может привести к БЕДНОСТИ, при других - к РАСПУТСТВУ. Потому Лень может быть связана и с тем и с другим…..
И начнём от Адама.... :think