Исихазм

Автор Тема: духовный материализм  (Прочитано 5352 раз)

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

духовный материализм
« : 10 Февраль 2006, 23:45:58 »
Выделено из темы: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?p=10814#10814

Цитата: Dmitriy
Цитата: Леонид
Цитата: viktor
А шо такое "духовная материалистичность"?

Так хочется отослать тебя к книге выдающегося тибетского мастера Чогъяма Трунгпа Римпоче "Преодоление Духовного Материализма".
Сейчас уже, наверное, издана, а раньше пришлось столкнуться в Самиздате.


Я в свое время читал эту книгу и могу сказать, что там есть довольно-таки интересные моменты. Но есть несколько фундаментальных замечений о том, что сама методология и теория книга не имеет краегольного камня, на котором строится ВСЯ полнота духовной жизни Господней Церкви. В этой книге есть два момента:

1. Ч.Т. на вопрос о том, может ли учение Христа выступать в качестве гуру, отвечает, что это воображаемая ситуация, то есть, что нужен реальный учитель.

Естественно, это не так. Господь в Своей Божественной Человечности присутствует и ведет нас посресством Слова и учения из Него, и в той мере, в которой мы следуем за ним, Он сам нисходит и обитает с Нами, не воображаемо, а РЕАЛЬНО. Кроме того, говорится, что те блаженны, кто не видев, уверует. Господня Человечность, его Слово и учение - это не воображаемое, это реальное, духовно-органическое присутствие Его после Его Прославления во Вселенной. Игнорировать же Его христианам и искать силы и двери инде, кроме как через Его Слово и учение - это не идти через дверь.  

С другой стороны, безусловно, что, наряду со Словом и Учением (которое должно быть подлинным) должна быть молитва, чтобы Господь мог просветить и дал увидеть, кто же из ближних обретается в подлинных истинах и жизни, а кто - только в видимостях. Этот аспект есть почитание церкви. В этом плане есть много злоупотрбелений, непониманий, заблуждений и магии.

2. Второй момент заключается в том, что Ч.Т. считает (а возможно и вся традиция), что (если я правильно помню и ничего не перепутал), что энергия сама по себе не зла. Если в религии нет идеи об Абсолютном Творце-Боге, или такая идея есть в искаженном виде, то тогда нет и постижения, что такое наитие и энергии, исходящие от него, как от Творца. Тем более все это усложняется, как нет представление о едином Господе Боге Неба и Земли Иисусе Христе.  Если же есть правильная идея, то есть и представление о чистых, возродительных энергиях, и нечистых, от адов себялюбия и пр. Чистые энергия - это субстанциональное добро, т.е. то, что ЕСТЬ. А нечистые - это их полная противоположность. В абсолютном смысле, конечно, можно говорить, что только один Господь ЕСТЬ, что только одно ДОБРО ЕСТЬ, то есть, что есть только ОДНА энергия, но мы-то на абсолютном уровне, мы-то вопринимаем все, согласно тому состоянию ума, в котором находимся, поэтому при воприятии энергии, СУТЬ ее воприятия, нечистая, не изменится, если мы будем считать, что в глуинном источнике своем, пока она не дошла до злого нашего сознания, она была добром и им же остается. Если мы будем так считать, то рано или поздно станем в той или иной степени игрушкой энергии, не видя и не постигая их сути. Вот пример: если человек блудит, думая, что изначальный импульс блудной любви чист - это невереная практика и неверное мышление. Аналогичным образом дело обстоит с более утонченными страстями и пр.

Хотелось бы обсудить понятие - "духовный материализм". Если возможно - не только в свете работ Чогъяма Трунгпа Римпоче. Лично меня интересует присутствие (имхо явное) этого феномена в христианской среде.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

духовный материализм
« Ответ #1 : 11 Февраль 2006, 00:30:00 »
Митр. Антоний Сурожский говорит о христианстве как об "единственно подлинном материализме":

Слишком часто мы по привычке, по инерции, по лени ума, не только неверующие, но и верующие, думаем о материи, будто она инертна, мертва. С точки зрения нашего субъективного опыта, это действительно так. Но с точки зрения философии материи, с точки зрения ее соотношения с Творцом, Который державным словом ее призвал из небытия к бытию, все имеет жизнь: в каком-то смысле, все Богом сотворенное может участвовать радостно и ликующе в гармонии твари. Иначе если бы материя была просто инертна и мертва, то всякое Божие воздействие на нее было бы как бы магическим, было бы насилием, материя не была бы послушна Ему, те чудеса, которые описаны в Ветхом или Новом Завете, не были бы чудесами, то есть делом послушания и восстановления утраченной гармонии. Это были бы властные действия Бога, против которых материя, сотворенная Богом, не могла бы ничего. И это не так. Все сотворенное живет, на каждом уровне тварной жизни, своей особенной тварностью. И если мы умели бы в нашем очень часто холодном, тяжелом, потемневшем мире уловить то состояние материи, которое нам больше недоступно, потому что мы ее видим не Божиими глазами и не изнутри духовного опыта, мы видели бы, что Бог и все Им сотворенное связаны живой связью.

Это очень важно для нашего религиозного сознания, потому что на этом основано очень многое не только в нашей религиозной вере, но и в нашем религиозном опыте. В нашей религиозной вере с этим связано понятие чудес, связана самая возможность и значительность Воплощения, то есть того, что Бог облекся плотью, соединив с Собой материю этого мира. С этим связана мысль о том, что в Своем Вознесении Господь эту нашу плоть, опять-таки материю, Им же созданную, унес с Собой в глубины Троической тайны.

С другой стороны, когда мы говорим о преображении всей твари, которого ждет человечество верующее, мы о том же говорим: не о том, чтобы мертвая материя засияла мертвым блеском, а о том, чтобы она засияла внутри обновленной и возрожденной жизненностью, чтобы в ответ на Божие прикосновение, на приобщение к Божией благодати, она ликующе начала жить. И в этом тоже — и это очень важно для нас — глубина и значение таинств. Таинства — это не пустые обряды, это события, в которых человек своей верой, то есть уверенностью, что Бог есть, доверием к Нему, любовью к Нему, отдает Богу и вводит в область небесного, высвобождает материю, возвращает ее к первичной или к конечной славе и свободе. И материя, освященная этим освобождением, этой пронизанностью Божественной благодатью, в свою очередь, возвращаясь к нам, прикосновением, приобщением обновляет нас в той мере, в которой мы способны это воспринять и вместить. А что это так, мы видим из религиозного опыта: именно через нашу плоть, через нашу вещественность Бог может на нас воздействовать.
 
Взято: http://www.metropolit-anthony.orc.ru/trudy/

Dmitriy

  • Гость
Re: духовный материализм
« Ответ #2 : 11 Февраль 2006, 03:10:17 »
Вот навскидку некоторые аспекты того, что можно назвать эгоистичным  и мирским подходом к духовности, или же эгоистичной и мирской/омирвщленной духовностью:

1. Любовь к превозношению СЕБЯ и СВОЕГО в религии над всеми другими.

2. Любовь к истине не ради истины, но ради возвышения над другими, ради управления другими, ради самоутверждения, ради благополучного места в царстве небесного (в том случае, когда царство небесное воспринимается, как спецраспределитель благ членам той или иной земной организации)

3. Служение ближним не ради ближних, а ради своей выгоды и карьеры.

4. Презрение к тем, кто не входят в свою духовную организацию, с свою дух. традицию или свой дух. клуб по интересам.

5. Надмевание над всеми в мире своей традицией и своими познаниями, вместо того, чтобы служить ими другим.

6. Использование истины, чтобы ранить других, унижать других, лгать и клеветать, и таким образом убиваеть соц. жизнь других

7. Поиски преимущественно внешних удовольствий чувств посредством религии, истины, добра, супервозвышенных, сладостных состояний

8. Любование своим собственным смирением. Возвышение себя в своих собственных глазах.

9. Поиски того, чтобы стать малым, смиренным, чтобы после смерти стать великим, сильным и могучим. Желание творить великие внешние подвиги, чтобы заслужить великое (непонимания, в чем заключается великое).

10. Воровство у Господа Его святости и присвоения ее своей собственной личности. Желание, чтобы другие оказывали вам/мне божественное почтение/поклонение, как здесь на земле, так и после смерти.

11. Приписывание личностям других людей Господней святости, и поклонение им как святым самим в себе. А также почитание их с целью, чтобы потом, после многотрудных духовных подвигов, такое же поклонение оказывалось нам/мне.

12. Желание войти в духовное посредством энного кол-во внешнего - повторения сотен и тысяч слов.

Можно, наверное, продолжать, но для начала, по моему, достаточно.
Кое-что выше повторяется, но, мне кажется, так оно нагляднее.

Некоторые из вышеописанных элементов могут примешиваться в той или иной степени в начале пути (что может занимать годы) или при тех или иных искушениях, то если все в религии или пути человека погружено в вышеописанное, то вместо прогресса может быть регресс, запустение, загнивание и падение - чему немало пример в истории.

Вышеописанные принципы - это не из Ч.Т., а из моего понимания книг, подписанных именем Эммануила Сведенборга.

....

Термин "духовный материализм" не совсем подходит для описания того, о чем идет речь выше (если он вообще верен, так как материализм - это материализм, а духовность - это духовность).

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

духовный материализм
« Ответ #3 : 11 Февраль 2006, 20:17:55 »
Цитировать
Термин "духовный материализм" не совсем подходит для описания того, о чем идет речь выше (если он вообще верен, так как материализм - это материализм, а духовность - это духовность).

 Dmitriy, тут Вы совершенно правы - я и сам собирался указать на неточность контекста термина - "духовный материализм" - у Трунгпа Римпоче. Он (имхо) описывает "духовный эгоизм".
Alexander, спасибо - вы высветили другой, истинный полюс "духовного материализма" - духовность материи. В своем отрицательном качестве "духовный материализм" - это (ИМХО) проецирование стереотипов, помраченного земным материализмом, мышления и чувства - в область Духа.