Клиническая оценка (ориентировочно, конечно
) болезни главного героя рассказа с предварительным описанием истории:
Всё начинается после психической травмы в 17 лет, когда впервые возникает склонность к замкнутости, аутизация, развились к тому времени и художественные способности: <появились творческие "запои" и ...всё труднее становилось жить "как все">, изменилось восприятие - картины стали "окнами в другие миры", причем избирательно; он стал создавать "новые реальности" и с каждым днем в тревоге ощущал приближение к какой-то Бездне, которая притягивала его. Одновременно с этим он все больше отдалялся от социальной реальности, плохо ест, плохо спит, запустил своё жилище - "один на один с Пустотой, нечего терять". И вот, на фоне сильного эмоционального напряжения, героя постигает озарение - встреча с Королевой, потусторонней богиней, несущей и блаженство и гибель. Он пытается поймать и воплотить образ Королевы, крайне аффективно напряжен при этом, и реальность смешивается с фантазией в единое целое, теряется чувство времени..., начинается острый этап болезни - психоз. У героя появляются явления деперсонализации - чувство отчуждения собственных психических процессов: "... его голос плохо слушался, звучал глухо и как-то неуместно трагически. ", он всё хуже понимает, что с ним происходит, плохо управляет своими эмоциями, возникают, расстройства сознания, чувство душевной боли, склонность к слезам, он вновь начал курить, мучительно размышляет о бренности, мрачности существования, абстрактных вопросах – что есть красота, любовь?, при этом полностью теряет интерес к живописи, становится всё более бездеятельным и как бы завороженным, он чувствует тягостную раздвоенность : «Его душа словно разделилась на две части: одна находилась всецело под чарами Королевы, а вторая... вторая - плакала.». Образ Королевы в определенные моменты сливается с реальной женщиной (Анной). Мишель становится всё более заторможенным, пассивным, безучастным к окружающему, мрачным, его охватывает отчаяние, чувство погружения в ад, ледяная тоска: «… он знал: Королева не отпустит его. Она уже пустила в нём корни, ждёт своего часа, чтобы впитать его, переварить его. И он не был против: другого выбора кроме как всеобщей участи быть пожранным он не видел. Он чувствовал себя тонущим - когда уже нет ни сил, ни желания бороться и просто погружаешься в ледяную бездну, медленно и неотвратимо.», - герой погружается в сновидную реальность, наполненную жуткими, насильственными картинами, видениями трупов, совокуплений, распадающихся миров, жертвоприношений, наполненных потусторонним тайным смыслом, чувством ужаса и отчаяния, ощущением себя игрушкой в руках нечеловеческих сил, появляются устрашающие зрительные галлюцинации, чувство какого-то эксперимента вокруг, всё наполняется особым смыслом, связанным с Королевой, которая стремится его поработить, пожрать. Далее Мишель уезжает в сельскую местность, где пребывает преимущественно в состоянии пассивного созерцания, заторможенности со стереотипным поведением: «мерно раскачивался вперёд-назад...его взгляд абсолютно ничего не выражал...он был похож на куклу, словно из его тела вынули душу» или «бродил как заведённый механизм», плохо ел и спал. Через какое-то время состояние самопроизвольно изменилось – он стал веселым, радостным, уединялся в «жилище эльфов» и «глаза его нестерпимо сияли», он «видел много чудес», стал неожиданно активным, контактным, стал интересоваться молитвой и «простосидением». На этом рассказ завершается.
Так какова же вероятная психиатрическая клиническая интерпретация происшедшего с героем? Сначала у героя нарастают так называемые аутистические изменения характера – замкнутость, непрактичность в житейских делах, склонность к фантазированию, «созданию новых миров», всё это на фоне творческих «запоев» - сверхценного поиска чего-то очень важного (Идеала?). Затем возникает предпсихотическое состояние на фоне переутомления от одержимости живописью, мрачное предчувствие катастрофы, хаоса, Бездны, формируются тревожно-депрессивные расстройства (с тягостным навязчивым самоанализом) и на их фоне бредовое переживание по типу «озарения» - психотический страх распада личности кристаллизуется в убежденности, что Королева овладевает героем, стремится его поглотить, поработить. Ярко описана картина шизофренического расщепления психики : «Его душа словно разделилась на две части: одна находилась всецело под чарами Королевы, а вторая... вторая - плакала.», а также шизофреническая амбивалентность: Королева и манит, привлекает и ужасает. Наш герой в психозе не различает внутренние свои психические содержания и объекты внешнего мира (яркий пример с пьяной девчонкой). Далее после депрессивно-бредового этапа болезни развивается онейроидная кататония (сновидное помрачение сознания), затем частично т.наз. ориентированный онейроид и, после переезда в сельский район субступорозное затяжное кататоническое состояние (когда за ним ухаживала Анна и Дедушка Сандро) со стереотипиями, заторможенностью-завороженностью, импульсивными поступками, «роботоподобностью», автоматической подчиняемостью и волевыми расстройствами. Затем на фоне некоторого затухания кататонии полюс аффекта сменился и развилось гипоманиакальное состояние, вероятно, также с бредовыми переживаниями. Во всяком случае смена настроения на восторженно-приподнятое хорошо описана. Характерен момент, что психически больного героя неоднократно ошибочно принимали за наркомана, что довольно типично для кататоников в целом, да и врач в рассказе не распознал кататонии, посчитав, что это «наверное, летаргический сон», соответственно, квалифицированной помощи больной, скорее всего не получил. Кататоническая шизофрения приводит к инвалидности в 30-40% случаев.