Жаль, что в практике все ети воззрения, мне кажется, мало применимы. Язык архаичный, буксующий, никакой гибридности с современными психологическими или клиническими понятиями. Есть опасение, что отрыв от современности в аскетической практике как бы раскалывает, шизофренизирует делателя. Может и напрасное опасение...
Вот, читаю Кафку, о Кафке, смотрю экранизации...скоро создам тему может быть здесь... ВИНА, ОТЧУЖДЕНИЕ, АБСУРД vs ОПРАВДАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ОТКРОВЕНИЕ. Кафка очень современен для человека, имеющего отношение (или ещё/уже нет) к церкви...
Да! У меня тоже есть такое ощущение.
Психиатрия имеет свои недостатки, но православная аскетическая практика застряла в средневековье (имхо). О чём это говорит (опять имхо)? Это говорит о том, что к сожалению православные часто делают предпочтение традиции в ущерб Духу Живому. Хотя исключения слава Богу есть.
Да, практика эта вневременна и т.д., но именно поэтому она должна с лёгкостью воспринимать любой язык. Как говорил Павел, с язычниками я как язычник, чтобы получить их, с эллинами я как эллин, чтобы получить их. Можно добавить, что с психиатрами я как психиатр, а с современными людьми вообще я как современный человек.
Эта архаичность возможно проистекает из страха утерять Дух. Но такое цепляние за форму из страха утерять Дух говорит о том, что Он уже утерян.
Однако, у желающего подвизаться в Умной молитве выбор невелик и в общем-то, архаичный язык "Добротолюбия" - не большое препятствие. Тем более, что если вглядеться, архаичность там только в форме, но не в сути. Но для "Добротолюбия" это естественно, не так ли? Но вот когда современный человек начинает говорить, думать и дышать Средневековьем - здесь есть над чем призадуматься.
Прошу прощения, Наталiа, не воспримите, пожалуйста, вышеприведённую тираду как выпад в вашу сторону.