Исихазм

Автор Тема: По статье архм. Рафаила (Карелина)  (Прочитано 13826 раз)

Марина

  • Гость
По статье архм. Рафаила (Карелина)
« : 21 Февраль 2006, 19:44:37 »
Я заранее прошу прощения, если подобное уже обсуждалось.
Вопрос в следующем.
В статье О ИСКАЖЕНИЯХ В МОЛИТВЕ   http://karelin-r.ru/stories/103/1.html
 есть такие слова
"...Я много лет тому назад беседовал с человеком, который увлекался теософией и штайнеризмом и, в тоже время, считал себя православным. Он говорил, что занимается Иисусовой молитвой, пользуясь одновременно учением по “Добротолюбию” и дыханием йогов. Я ответил, что это невозможно уже потому, что дыхание йогов предполагает глубокий вдох и выдох, а также выраженное движение диафрагмы, которое будет привлекать внимание к брюшной области, от чего предостерегали Святые Отцы."
Вот как по трудам Святых Отцов можно обосновать такое положение?[/quote]

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #1 : 21 Февраль 2006, 23:26:36 »
Марина, арх. Рафаил говорит тут правильные вещи. Отцы предостерегают от практики глубокого дыхания. От этого молящийся рагорячается и молитва бывает тогда "от кровей". Дыхание должно быть сдержанным. Об этом можно, например, найти у Брянчанинова. На форуме эта тема уже обсуждалась. Но здесь есть участники, которые эти вещи лучше меня растолкуют. :D

Марина

  • Гость
По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #2 : 22 Февраль 2006, 00:06:38 »
Igor, я и не собиралась оспаривать мнение о. Рафаила.  :D Мне нужны выдержки из трудов Святых Отцов. Ищу безрезультатно, ибо литературы, сами знаете, море. Где именно у Брянчанинова? Данные сведения должны помочь мне удержать одного знакомого от, может быть, непоправимого, заблуждения....
Спасибо.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #3 : 22 Февраль 2006, 00:26:24 »
Марина, иногда полезнее что-то развить до абсурда, чтобы человек от этого отказался. Тактика, используемая в айкидо, например. Дышите глубже. ..
Удерживать, а зачем? Стать созависимой? Контролировать духовный поиск другого? У меня не получалось, если сам не делился своими горькими ошибками....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Марина

  • Гость
По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #4 : 22 Февраль 2006, 00:33:56 »
viktor, ни в коем случае "созависимой". Просто порекомендовать литературу. Святые Отцы бОльший авторитет, чем я. :D Чтобы думал САМ. Чтобы этот поиск направить.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #5 : 22 Февраль 2006, 00:44:25 »
Марина, у нашего Админа на сайте прекрасная биб-ка.  :D Посмотрите, хотя бы,  для начала Молитвенный дневник старца Феодосия Карульского. Там уже в предисловии идет речь о дыхании. Но не советую увлекаться техникой дыхания: не в ней суть умного делания.

Марина

  • Гость
По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #6 : 22 Февраль 2006, 01:00:34 »
Igor, спасибо (хотя там мноого). Я не собираюсь НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ увлекаться техникой дыхания. Это опасно...я очень опасаюсь прелести...Подвижники в нее впадали, что уж обо мне говорить, грешной...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #7 : 22 Февраль 2006, 01:39:49 »
Марина,  аскеза в умном делании необходима, но важнее духовные добродетели.  Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.   Слово сие верно и всякого принятия достойно.  Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. (1 Тим. 4, 8-10).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #8 : 22 Февраль 2006, 01:48:30 »
Igor,  
Цитировать
Отцы предостерегают от практики глубокого дыхания. От этого молящийся рагорячается и молитва бывает тогда "от кровей". Дыхание должно быть сдержанным.

Верно! Хотя дыхательные упражнения могут вести и к успокоению. Просто цели пранаямы (йогического дыхания) и исихастской молитвы различны. Пранаяма направлена на накачку и организацию умственных и чувственных сил (энергий). Но! я неоднократно встречал упоминания (читал давно, поэтому источников особо не помню) у людей, серьезно занимавшихся пранаямой, что после этапа умственного просветления и подъема жизненных сил следует длительный период упадка и  болезней. Пранаяма под контролем мастера или в ослабленном и цивильном виде, приспособленным для оздоровительной программы, думаю, может быть полезной - в тварном порядке - для тела и души.

Кстати. Молитвенные поклончики с неизбежной дыхательной регуляцией - один из вариантов практики углубленного дыхания - рекомендованы к безопасному использованию на первых этапах словесной и умственной молитвы. Ну, и мы помним, что о соединении молитвы и дыхания не мало упоминаний в аскетической литературе.

Касательно слов арх.Рафаила: "дыхание йогов предполагает глубокий вдох и выдох, а также выраженное движение диафрагмы, которое будет привлекать внимание к брюшной области, от чего предостерегали Святые Отцы." В них сквозит непонимание. (По моему, вся статья производит впечатление поверхностной апологетики и ругани, построенной на шаблонно-негативных и искаженных представлениях о неправославных практиках молитвы.)

Подвижники последних времен предупреждают об опасности концентрации ниже сердца - на животе. В основном, из-за возможности блудного разжжения, с которым современным монахам по их немощи трудно справиться. И вот из этого предупреждения, не понимая (или умалчивая) его смысл, начинают делать  страшилку и строят очередной запрет. Однако, обращаясь к опыту подвижников времен византийских, мы находим четкое и недвусмысленное указание на то, что они при молитве сосредотачивались именно на животе. Вывод неутешителен: в современном монашеском опыте утрачен важнейший ключ молитвенного подвизания, и эта утрата возводится в закон.

А так логика арх.Рафаила проста: когда мы дышим, то давим на живот, давление на живот привлекает внимание к животу (кстати, не очевидно), а на нем сосредотачиваться нельзя, поэтому нельзя и (углубленно) дышать.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #9 : 22 Февраль 2006, 02:58:02 »
Цитировать
Хотя дыхательные упражнения могут вести и к успокоению


Цитировать
Подвижники последних времен предупреждают об опасности концентрации ниже сердца - на животе. В основном, из-за возможности блудного разжжения, с которым современным монахам по их немощи трудно справиться. И вот из этого предупреждения, не понимая (или умалчивая) его смысл, начинают делать страшилку и строят очередной запрет. Однако, обращаясь к опыту подвижников времен византийских, мы находим четкое и недвусмысленное указание на то, что они при молитве сосредотачивались именно на животе. Вывод неутешителен: в современном монашеском опыте утрачен важнейший ключ молитвенного подвизания, и эта утрата возводится в закон.


 Alexander, cпасибо! В молодости  я приступил рьяно к дыхательным упражнениям, но поимел негативный опыт. Совета было не у кого получить (да, в общем-то, мне даже отсоветовали), а с литературой была в стране напряженка. Но, несомненно, систематическое умное делание подводит к вопросу о правильном дыхании. Четко прослеживается необходимость ровного размеренного носового дыхания. И путь сосредоточения на животе (внутрь себя) тоже интуитивно выбирается. Только, все равно, что-то удерживает от популяризации сей практики. :think  
Взглянул на это сообщение арх. Рафаила на его сайте. Он там заодно ругает и Бутейко. Alexander, как Ваше мнение о нем? Здесь в наших пределах один священномонах страдал каждую весну от аллергии, когда рядом с его скитом цвел рапс. Ему предложили съездить к Бутейко. Он послушно навестил его и стал практиковать его методику. Аллергия прошла, но вместе с этим и умное делание у него продвинулось.:D

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #10 : 22 Февраль 2006, 14:49:55 »
Современный человек становится "психичнее". Сращенные доселе душа и физическое тело как бы расслаиваются, отделяются друг от друга, и душа оформляется в душевное тело, а за ним угадываются сокровенные тайники души, скрывающей тело духовное. И работа с телом душевным - еще робкая, эклектичная и наощупь - теряет свою сакральность, перетекает из сферы исключительно религиозного опыта в прагматический мир внешних сношений, и отныне лекарь душ человеческих именуется (и производится в матричной штамповке учебных заведений и курсов) психологом, психотерапевтом, психоаналитиком, психиатром... В таком облике ему лезть в тайники человеческой души, потрошить ее и штопать. А православие, имеющее богатый опыт душеведения и созидания внутреннего человека? - находится в коматозном (со)стоянии перед тайной души, не смея войти в нее, ибо запрещено! В современном православии запрещены оккультные знания и знания об оккультном - напрочь, - и душа закрыта для постижения, потому что она - оккультна насквозь - все душевное тело, невидимое и таинственное, живет за рациональной перегородкой, лишь рисуя себя на ней для плотяного человека.

Отрицание оккультизма - отрицание глубины души и выпадение православия из процесса постижения человека - как таинственного существа, имеющего в себе бездны и ищущего высоты.

В этом смысле история с иг.Евмением весьма показательна: полез он туда, куда православным нельзя...

---

Я мало знаю о методах лечения Бутейко. Очевидно, есть способы настройки и регуляции тонких физических и душевных процессов. Если работа с физическим и душевным телом профессионально поставлена и имеет положительный эффект на психосоматическом плане, почему бы не воспользоваться ее результатами. Ведь на духовную сферу она не претендует! Воспользовавшись ее результатами, можно с бОльшим успехом идти к духовной цели. Все определяет духовная устремленность.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #11 : 22 Февраль 2006, 15:15:44 »
Да, хорошо понимаю суть вопроса. И правда, современный человек становится "психичнее". Древний человек был слишком соматичен, но и в этой соматичности более натурален. Древняя аскеза немыслима сейчас в наше время. Замечаю об этом и у позднейших отцов: душевным добродетелям отдается предпочтение  уже даже на первых этапах. Верно, можно даже говорить о постепенном процессе развоплощения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #12 : 22 Февраль 2006, 15:25:51 »
Да, движение шло от соматики к душе, а затем от души к духу. Было несколько этапов, и, действительно, у позднейших отцов (19 в.) отдается предпочтение душевной аскезе по сравнению с телесной. Двери открылись, и в проем хлынула наука и внерелигиозная практика. В настоящее время одна из центральных задач - сопряжение связки тело-ум-душа-дух.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #13 : 22 Февраль 2006, 15:34:23 »
Александр, насчет "лекарей душ человеческих" - это вы зря. Ни психологи, ни психиатры на это не претендуют, а если претендуют, то значит границ своих не постигли. "Тот, кто считает, что он пуп земли, тот, по-любому, дерьмо на лопате", сказал один известный доктор и был прав. В тайники души лезут те, кто занимается психоанализом, например, но не психиатры. Мозг и тайники души - это не одно и то же... Так и не могу понять, что вы оккультизмом называете, запутался в понятиях..ж.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

По статье архм. Рафаила (Карелина)
« Ответ #14 : 22 Февраль 2006, 15:45:30 »
viktor,  мы просто немного по-разному понимаем, что такое оккультизм. Лекари душ человеческих - это образное, собирательное выражение.

Кстати :) Как представляется нам баба-яга или колдунья? - живет нелюдимкой - в лесу или на болоте (так по сказкам). А современная бага-яга и колдунья может трудиться на престижной работе, водить машину, воспитывать детей. Изменился облик, социальный статус - но в душе...