По поводу соотношения обряда и таинства:
Обряд обустраивает (обряжает) внешнюю форму таинства. Кому довелось проводить разные обряды/ритуалы, в которые заключены таинства, тот мог понять вот что:
Если познаёшь внутреннюю сущность обряда, тогда возможно внешнюю форму этого обряда свести к неформальному минимуму. Тогда "облачения", ритуальные предметы и жесты, развернутые многословные прошения и "тайные" молитвы, и даже "антиминсы" (говорю обобщенно) уже не важны, поскольку об-ряжение таинства cводят к сжатой сути, но без всякого ущерба для таинства.
Проникнув во внутреннюю суть обряда/ритуала, обустраивают его внешнюю форму, по обстоятельствам жизни. При том нет никакого противопоставления, а есть понимание: вот развернутый ритуал, а вот его краткая форма, а вот – сущностная, кратчайшая (без предметов, облачений, многословных молитв, жестов и пр.). По возможности и по желанию, исполняют развернутый или кратчайший (сущностной) обряд, но это никак не отражается на таинстве...
Вот таков критерий соотношения – когда познаЮт внутреннее, то могут переформатировать внешнее. А все "аксессуары" обряда – уже внутри самого человека, как бы срастворены с ним, еще и поэтому внешняя форма сводится к минимуму.
Так и таинство "не теряет по собой реальной основы" (по слову Svodа), и обрядоверие не грозит ))