У ап. Иоанна есть обряд умовения ног. Вещество - вода.
"...что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. 8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною".
Я вижу так: здесь веществом является не только вода, но сосуд и руки Омывающего, и полотенце, которым Он препоясался и конечно - ноги омываемых, и отираемых апостолов.
Они, воспринимая видимое действие Учителя в этом, в общем-то традиционном в обряде иудейского быта, еще не способны были САМИ узнать в нем таинство - то невидимое действие Бога, которое приуговляет их к при-частию, со-у-частию с Ним в Его Пасхе.
Важная поправка: Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: "если не умою
тебя, не имеешь части со Мною". - т.е. не только ноги!но через ноги доочищает апостолов,
т.о. ноги тут есть символ всей плоти!, которую вся падает, если пяту жалит искуситель.
А то, что речь идет не только примере смирения, ясно из ответа на восклицание неистового Петра: " Господи! не только ноги мои, но и руки и голову"
Иисус говорит ему: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все."