Исихазм

Автор Тема: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.  (Прочитано 11123 раз)

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Добрый вечер, братия сего форума!
Что делать неофиту, с чего начать изучение Православия? Ведь, как я понимаю, неофит не должен сразу браться за умное делание. Должен пройти какой-то период подготовления-оглашения в Православной вере. Т.е. человек должен изучать опр. лит-ру, со вниманием и усердием выполнять домашнее правило, посещать богослужения, причащаться, каяться. Т.е. всяческими способами приводить свою жизнь к нормам христианства. Но переход к умному деланию - это ведь нечто особенное. Должен пройти какой-то период? Если да, то кто его устанавливает - духовник или просто внутренее ощущение? Как определить, что этот вот момент настал? Или Господь по молитвам даст почувствовать? Как ву думаете? Скажите, пожалуйста.

И еще вопрос. Для неофита предлагается следующее : "...стесни удовлетворение самых естественных потребностей; продли час бдения, умали обычную меру пищи, приложи к трудам новый труд. Главное - как хочешь и как можешь облегчи плоть, уточни ее дебелость"Сборник законоучителя,М. 1903.
Что означает "утончи ее дебелость"? Т.е. физически потерять вес? А если он уже итак потерян из-за оккультных практик, что дальше терять некуда? Как быть здесь? И насчет сна т.е. если я спал скажем 8 часов, нужно спать 6?

Спаси Господи.

С уважением, Виктор.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Виктор,
я попробую ответить Вам - что я думаю по поводу Ваших вопросов.

"Ведь, как я понимаю, неофит не должен сразу браться за умное делание".

Садиться на низкий стульчик и наклонять голову к груди сразу не стоит. Деланием для неофита будет: внимание к своим мыслям и чувствам и говорение молитвы Иисусовой. Так часто, когда только она вспомнится. И всё это на покаянном фоне. К людям стараться иметь любовь и не осуждать явно грешащих.

"Человек должен изучать опр. лит-ру, со вниманием и усердием выполнять домашнее правило, посещать богослужения, причащаться, каяться".

Конечно.

"Но переход к умному деланию - это ведь нечто особенное".

К такому деланию о котором говорено выше - это действительно нечто особенное, ранее не делавшееся. Пока достаточно выполнять это.

Если Вы ощутите потребность в молитве (не только обычном правиле, но в частой молитве) , такую потребность, что будет чувствоваться пустота жизни без этой молитвы - то это и будет переходом к умному деланию, которое заключается не в лишь "исихастских приёмах", а к внимательной и благоговейной духовной жизни.

"Что означает "утончи ее дебелость"? Т.е. физически потерять вес? А если он уже итак потерян из-за оккультных практик, что дальше терять некуда? Как быть здесь?"

Нет, если дальнейшая потеря веса скажется отрицательно на самочувствии - то не надо. Утончить дебелость - означает: сделать плоть не грубой, пронизать её духом, то есть - чтобы плоть стала послушной духу. Утончается она не чрезмерным постом, а умеренной простой пищей, вкушаемой с молитвой. Не потакать плоти - вот мысль это отрывка, что Вы привели.  Со временем это утончение приводит к общему внешнему осветлению плоти. Процесс этот постепенный, не быстрый.

И насчет сна т.е. если я спал скажем 8 часов, нужно спать 6?

Нужно спать столько, сколько нужно для нормального самочувствия. Если чувствуете, что можете и уменьшить время сна безболезненно - уменьшайте. Главное - не валяться утром в постели (сам грешен!  :wink:) и не пересыпать без надобности.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Цитировать
Деланием для неофита будет: внимание к своим мыслям и чувствам и говорение молитвы Иисусовой. Так часто, когда только она вспомнится. И всё это на покаянном фоне. К людям стараться иметь любовь и не осуждать явно грешащих.
Говорение молитвы Иисусовой, я так понимаю, в мыслях? Например, когда идешь или едшь куда-нибудь, стоишь где-нибудь и т.д. Насчет не осуждения. Вы имеете ввиду словесное или еще и мысленное. "Покаянный фон" - т.е. просить у Господа прощения в эту же секунду как согрешил. Просто, я думаЮ, что неофит не имеет дара слез от Господа пока.
Что вы имеет ввиду под "простой" пищей?

Спаси вас Господи!

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

"Говорение молитвы Иисусовой, я так понимаю, в мыслях? Например, когда идешь или едшь куда-нибудь, стоишь где-нибудь и т.д."

Да. А когда один - если хочется, можно и попеть или почитать вслух.

"Насчет не осуждения. Вы имеете ввиду словесное или еще и мысленное".

Всякое - в том числе и осуждение движением, жестом, взглядом, мимикой также. И не только неосуждение грешащего явно, но и вообще кого-бы то ни было. И ловить себя на этом.

"Покаянный фон" - т.е. просить у Господа прощения в эту же секунду как согрешил".

Как можно чаще - как вспомнится о покаянии. Даже если в эту минуту "я не грешу".

"Просто, я думаЮ, что неофит не имеет дара слез от Господа пока".

Дар слёз - это дар слёз, а покаяние может быть и без него.
Дара слёз не имеют многие - не только неофиты.

"Что вы имеет ввиду под "простой" пищей?"

Если Вы готовите сами - это самые простые блюда, не для гурманского вкуса. Если Вам готовят родные или близкие - старайтесь уклоняться от деликатесной еды, изысканной кухни, острого, пряного, кровяного, и конечно, стараясь не обидеть готовящих.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Victor, Храни вас Господь

Сармат Уаллагкомский

  • Гость
Вот ведь и вправду век живи век учись. Вопрос вроде и ни я задал а ответ поучителен и для меня. :D

Time

  • Сообщений: 212
    • Просмотр профиля

Виктор, на исповедь почаще, причащайтесь почаще, Господь все управит. :wink:
Проблема - путь к совершенству.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Time, Почаще - это вы какой период времени разумеете.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Скажите пожалуйста, у вас всех, занимающихся умным деланием, есть духовные наставники в молитве иисусовой? А то я прочитал, что кто-то говорил здесь о том, что руководствуетесь в основном книгами. Я думал, что без опытного наставника строго воспрещается заниматься умным деланием. Опасно говорят, чревато прелестью.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Виктор, у меня нет сейчас возможности часто выходить в сеть и отвечать развернуто. Советую, если имеете интерес к умному деланию, читать книги :) - они есть в библиотеке на сайте, они есть и в книжных магазинах. Там сказано, как следует вести себя, если нет опытного наставника, - о чем мы и на форуме неоднократно говорили. И такое аккуратное отношение к отеческой литературе, а не к бабьим басням в церкви, и будет началом умного делания.

Ira

  • Гость
Цитата: Виктор
Опасно говорят, чревато прелестью.


Виктор, здравствуйте!

Вот что пишет о прелести Игнатий Брянчанинов:
"В средство погубления человеческаго рода употреблена была падшим ангелом ложь (Быт.3,13). По этой причине Господь назвал диавола ложью, отцем лжи и человекоубийцею искони (Иоан 8,44). Понятия о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве: потому что последнее есть непременное последствие первой. Словом "искони" указывается на то, что ложь с самаго начала послужила для диавола орудием к человекоубийству, и постоянно служит ему орудием к человекоубийству, к погублению человеков. Начало зол - ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести - ложная мысль! При посредстве лжи, диавол поразил вечною смертью человечество в самом корне его, в праотцах. Наши праотцы прельстились, то есть, признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиною истины, повредили себя неисцельно смертоносным грехом, что засвидетельствовала и праматерь наша. Змий прельсти мя - сказала она - и ядох (Быт.3, 13). С того времени естество наше, зараженное ядом зла, стремится произвольно и невольно ко злу, представляющемуся добром и наслаждением искаженной воле, извращенному разуму, извращенному сердечному чувству. Произвольно: потому что в нас есть еще остаток свободы в избрании добра и зла. Невольно: потому что этот остаток свободы не действует как полная свобода; он действует под неотъемлемым влиянием повреждения грехом. Мы родимся такими; мы не можем не быть такими: и потому все мы, без всякаго исключения, находимся в состоянии самообольщения и бесовской прелести. Из этого воззрения на состояние человеков в отношении к добру и злу, на состояние, которое по необходимости принадлежит каждому человеку, вытекает следующее определение прелести, объясняющее ее со всею удовлетворительностию: прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечныя ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцем с душею. Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти."

Следовательно, непрестанно молиться не опасно, опасно не молиться. Как объясняет Игнатий, мы уже находимся в состоянии прелести.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Цитата: Ira
...непрестанно молиться не опасно, опасно не молиться. Как объясняет Игнатий, мы уже находимся в состоянии прелести.


Вы правы, но поскольку мы все и впрямь находимся в прелести, то опасностей на пути непрестанной молитвы существует достаточно много, и Святые Отцы предупреждают нас об этом.
Я не могу сказать, что занимаюсь непрестанной молитвой, просто стараюсь молиться как можно чаще. Вот с чем лично я столкнулся.
В частности, это грех гордыни, которая незаметно, змеей проползает в сердце. "Я не такой как все, я в отличие от всех меня окружающих все время молюсь..."
Вторая очевидная опасность, особенно на первых порах, это стремление к необычным ощущениям, к быстрым внутренним переменам.  Вроде знаешь, что это опасно, но где-то внутри это желание есть и оно как будто подстегивает тебя мчаться, не разбирая дороги, через болото. Но эта иллюзия скорых перемен на поверку оказывается наваждением, и тогда...
Тогда - третье:  бывают периоды, когда (незаметно или вдруг сразу) пропадает всякое желание молиться и просто неохота себя понуждать,  и открываешься старым страстям. Тогда происходит падение, тебя засасывает трясина и выкарабкиваться из нее очень трудно. Как сказано в Евангелии, тогда на место одного изгнанного из души демона приходят семеро сильнейших и бывает тому человеку хуже чем прежде. Может, я и преувеличиваю то, что со мной было, но во всяком случае это очень болезненно. За равнодушием приходят страсти, за ними - опустошенность и подавленность.
Повторюсь, что это лишь мой личный, очень скудный опыт, даже не непрестанной, а просто частой молитвы.
Лучше, конечно, найти духовника.  Почаще ходить на исповедь и ко Причастию и не стремиться к скорым внутренним переменам.

А здесь, на сайте, также есть очень хорошие книги.
Хочу отметить, безусловно, в первую очередь: "Откровенные рассказы странника"
http://www.hesychasm.ru/library/strannik/index.htm

Во вторых, это прот. Валентин Свенцицкий "Тайное поучение о нашем спасении (о молитве Иисусовой")
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/sven.htm
В книге Свенцицкого как раз очень подробно разбираются опасности, которые могут подстерегать на пути непрестанной молитвы.

Еще мне кажется очень хорошей книга монаха Константина "Беседа о молитве"
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/monk_konstantin.htm

Но в любом случае, Виктор, ни в коем случае не берите сразу с места в карьер, чтоб не свалиться на полном скаку.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Alexander, Спаси Господи. Потихоньку покупаю книги в магазинах. С компьютера сложнее читать как-то.
Цитировать
Следовательно, непрестанно молиться не опасно, опасно не молиться. Как объясняет Игнатий, мы уже находимся в состоянии прелести.
Я имел ввиду, как правило утреннее и вечернее вводить в свою жизнь Иисусову молитву без опытного духовного наставника. А то, что когда на улице, в трамвае, метро и т.д. то, конечно, вы правы нужно молиться.
Антиквар, Спасибо за 3-ю ссылку. Предыдущие две читал. Чуствую, что прот. Валентина Свенцицкого нужно перечитывать. Спасибо.

Agаsfer

  • Гость
Цитата: Time
Виктор, на исповедь почаще, причащайтесь почаще, Господь все управит. :wink:


Вот полность согласен с Вами  :yes

Sivilla

  • Гость
Цитата: Антиквар

 Вот с чем лично я столкнулся.
В частности, это грех гордыни, которая незаметно, змеей проползает в сердце. "Я не такой как все, я в отличие от всех меня окружающих все время молюсь..."
Вторая очевидная опасность, особенно на первых порах, это стремление к необычным ощущениям, к быстрым внутренним переменам.  Вроде знаешь, что это опасно, но где-то внутри это желание есть и оно как будто подстегивает тебя мчаться, не разбирая дороги, через болото.


Понимаю вас, сама с такими же проблемами, мне кажеться что из за Иисусовой молитвы обостряется борьба, чем выше ступенька тем тяжелее борьба, наверное лекарством против греховных помыслов, является отсечение их при появлении, но это требует труда и внимательности. :( а так же наверное бить еще более усердной молитвой.