Если молитву произносить без внимания, т.е. как придётся, когда думаешь о другом, когда сердце тоже в страстных чувствах о другом и т.д., тогда молитва может "сломаться", т.е. при её произнесении, сколько не произноси - ничего чувствовать не будешь или будешь чувствовать обычные сердцу страсти. Так важно сознательное внимание к слову.
Если так к несчастью уже произошло - приходится либо уединяться на длительное время и ломать навык сердца в тех же словах (чего я не испытывал за неимением времени даже на меньшее), или, что более прямой путь, менять саму молитву и связанный с ней ритм дыхания или ещё какой физиологический ритм (для уединенников это может быть ритм сердцебиения, который нам, мирянам днём не слышен), например, произносилось так:
вдох - Господи,
выдох - Иисусе Христе,
вдох - Сыне Божий,
выдох - помилуй мя, грешного.
св.А стало так:
вдох - Господи, Иисусе Христе, // (как бы вдыхая в себя имя Божие)
выдох - Сыне Божий, помилуй мя. // (а здесь уже исповедание и обращение к милости Божией)
Т.е. молитва и укоротилась и совершенно поменялся ритм, она стала напряжённей. Первая же была растянута и была опрелеляема ритмом дыхания, а в новом рождении она сама стала напрягать ритм дыхания и эта трудность (противоречие молитвы и дыхания, и отсюда необходимость вмешательства в физиологический ритм) привлекает сознание к слову (иначе ничего не выходит, молитва просто сбивается). И т.д. - могут быть иные варианты, я привёл один. Это не правило, что молитва ломается, это вообще-то следствие греха гордости, дерзости и т.д., когда всё понемногу оскудевает и незаметно, а потом оказываешься у разбитого корытца своей души. Вообще же св. отцы советуют редко менять слова молитвы, чтобы дерево укоренялось. Но вот бывают же случаи :-(
Вот почему я считаю, что внимание - то, что мы обязательно должны Богу, иначе можно отщетить всё. Лучше 5 слов умом, чем 100 устами. Лучше не молиться, чем молиться абы как. Но ещё лучше всегда внимание напрягать. Это вот опыт.
И ещё, кажется, что не нужно искать что-то в сердце помимо слов молитвы (хотя какой покой и простота нужны порой для того, чтобы это понять и оставить сложности!). Нужно внимать словам молитвы в простоте сердца, с верой, что Бог слышит, а всё остальное - от благодати, в том числе какое-то невысказываемое обращение к Другой Личности и упокоение в Ней. Оно само появляется как-бы (так кажется) в результате духовного усилия, ожидания и поиска, а когда уходит, понимаешь, что это было не от человека, но было усилие обеспеченное благословением Божиим и сама благодать.