Исихазм

Автор Тема: Устремляя око в середину чрева  (Прочитано 126633 раз)

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #90 : 03 Сентябрь 2007, 19:09:19 »

 Выходит, что *сердечный вход* и *сердечное место*- это одно и тоже. Я правильно поняла?

насколько понимаю, нет. вход и есть вход. а сердечное место - то, что за дверью. Войти можно двумя способами.

1. Если живешь безгрешной и покаянной жизнью, можно войти в сердечное место вместе с дыханием и молитвой.

2. Стоять при дверях (в гортани) и стучать при помощи молитвы. И когда достаточно очистишься, сможешь войти.

Об этом есть у схиигумена Германа в книге "Заветы о молитвенном делании":

     "Прежде всего должно быть жительство наше безмолвно и беспопечительно и со всеми мирно. Потом, сев в клеть свою, т. е. обратив все внимание внутрь себя и собрав ум свой, понудим его войти в сердце вместе с дыханием. Когда же он войдет туда, последующее будет уже не невесело и не нерадостно. Приучим ум свой нескоро выходить оттуда, потому что он сначала будет скучать от внутреннего затвора и тесноты. Когда же приобвыкнет, то уже не терпит скитаться вне, потому что "Царствие Небесное" находится "внутри нас". И когда мы ищем его там чистою молитвою, то все внешнее делается мерзким и ненавистным. Надо же знать и то, что ум, пребывая в сердце, не должен оставаться праздным или молчащим, но иметь непрестанным делом и поучением эти слова: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".
     Если же потрудившись невозможно войти умом в сердце, то вот что надо делать с помощью Божией: есть внутри каждого человека говорение тайное в душе его, которым мы при молчании уст говорим, рассуждаем, произносим молитвы или псалмы. Этому-то тайному голосу, отняв всякий помысл (что можешь, если захочешь), дай говорить: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", - и заставляй себя вместо всякой другой мысли постоянно взывать так внутри. Когда же потрудимся так некоторое время, то этим откроется и сердечный вход и придет с многовожделенным и сладким вниманием и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир и прочие. "

У него же есть ценное замечание:

     "Искусные в этом деле старцы советуют устами творить молитву по четкам вслух самому себе, хоть одну сотню раз наедине в келий так, чтобы мысли наши прислушивались к словам молитвы; чрез это будет впечатлеваться молитва в память.
     Надо беречься от всякого помысла и мечтания, хранить глубокое безмолвие ума, если же не возможем без помысла исполнить сотню, то опять надо начать и постараться исполнить ее без помыслов. Это наша азбука - с нее начинают все."

И в то же время:

"Приступая к молитве, надо возбудить в себе страх Божий и благоговеинство, затем стать вниманием в сердце и оттуда взывать ко Господу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного".

Т.е. получается, что и ум в гортани держать и в то же время внимание в сердце, чтобы молится от сердца, а не от разума.

Есть подозрение, что это тоже связано с трехчастностью души.

Внимание ума на слова молитвы.
Внимание разума находится в гортани и не действует(безмолствует).
Внимание духа (любви-ненависти-страха) в сердце направлено на любовь к Богу и на страх Божий.

По крайней мере, такое складывается ощущение.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #91 : 03 Сентябрь 2007, 20:09:54 »
 Это правда, когда проходишь  устную молитву по четкам- она , действительно, становится чище(от помыслов), сконцентрированнее, и еще... сердце начинает сочувствовать словам.
« Последнее редактирование: 03 Сентябрь 2007, 23:20:14 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #92 : 03 Сентябрь 2007, 22:06:06 »
Это правда, когда проходишь  устную молитву по четкам- она , действительно, становится чище(от помыслов), сконцентрированнее, и еще... сердце начинает сочувствовать словам.
Вы чо, народ? Я кое-что тут написал, а оказывается, четки очищают помыслы? Где ваша вера? В четках? Над чем работаем господа?
Над собой, господин полковник!!!

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #93 : 03 Сентябрь 2007, 22:44:49 »
Это правда, когда проходишь  устную молитву по четкам- она , действительно, становится чище(от помыслов), сконцентрированнее, и еще... сердце начинает сочувствовать словам.
Вы чо, народ? Я кое-что тут написал, а оказывается, четки очищают помыслы? Где ваша вера? В четках? Над чем работаем господа?
Над собой, господин полковник!!!

Нашел на кураевском форуме хорошую и в этом плане нехарактерную для тамошних мест тему про четки:
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=64419.0

Вообще, странно видеть такую аллергию на четки у человека, положившего 15 лет на умную молитву и чей ум обитает в сердечном месте.

Правильно ли понимаю, yury, что Вы снова вышли на тропу троллинга?

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #94 : 06 Сентябрь 2007, 23:40:45 »
Это правда, когда проходишь  устную молитву по четкам- она , действительно, становится чище(от помыслов), сконцентрированнее, и еще... сердце начинает сочувствовать словам.
Вы чо, народ? Я кое-что тут написал, а оказывается, четки очищают помыслы? Где ваша вера? В четках? Над чем работаем господа?
Над собой, господин полковник!!!

Вообще, странно видеть такую аллергию на четки у человека, положившего 15 лет на умную молитву и чей ум обитает в сердечном месте.
Правильно ли понимаю, yury, что Вы снова вышли на тропу троллинга
Да, Sергий, извините, что долго не отвечал. Простите, пришлось себя немного "собрать". Просто навеяло воспоминаниями безусловного подчинения младостарцу, свято чтившему золото икон и совершенно безумные правила, напрочь уничтожающие всякое воспоминание о любви Христовой к нам, и к ближнему...
Наверное, поэтому у меня присутствует некоторая аллергия ко всякому внешнему деланию.
Впрочем, попробую обосновать. Четки, как вторичный инструмент делания, могут стать фетишем "благодатности", что в-общем, есть очевидная прелесть, весьма неудобоустранимая после нескольких лет "привыкания" молиться по четкам. Главный аспект веры меняется. Так что никакого троллинга. Так что: "Над чем работаете, господа офицеры?"
Ну дык по-прежнему: над собой, господин полковник.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #95 : 07 Сентябрь 2007, 19:19:31 »
Вооб ще то чётки (есть такая пословица) это духовное оружие монаха!!!
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Эл

  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #96 : 14 Октябрь 2007, 11:19:33 »
Мир вам всем! :wink:
Подскажите пожалуйста названия трудов которые цитируются выше,т.е. путеводители по духовному очищению сердца.
Заранее благодарен!
« Последнее редактирование: 14 Октябрь 2007, 19:42:24 от Эл »

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

man2007

  • Сообщений: 16
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #98 : 18 Октябрь 2007, 20:59:53 »
...Движущаяся сила исторического монашества - его цель заключается именно в работе над собой ради Бога, а не активная внешняя деятельность - дала сбой, и уже давно. И печально, что нас пытаются убедить, что быть по другому и не может, и не дано, и не нужно.

А может это не сбой, а трезвое понимание - ведь если я крестился взрослым или большая часть моей жизни прошла в советское время, пройдут годы или вся жизнь, прежде чем я стану простым членом Церкви!
Прежде чем я буду молиться непрестанно, я должен научиться молиться вообще. Монахи в монастырях занимаются более простыми вещами - рубят дрова, пашут землю. Они понимают то, чего не хотят понять и принять "духовно настроенные" миряне.
Дело ведь не в том, что "по другому не нужно". Не выйдет! Мы же все связаны невидимыми связями. В пустыню бежали, чтобы стать хоть чуть-чуть свободнее от уз мира.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #99 : 03 Сентябрь 2008, 17:09:22 »
      В этой теме вопрос о возможном методе сосредоточения ока на чреве  рассматривался почти исключительно в традиционно принятом ракурсе, через привязку духовного к телесному… тогда как Alexander написал, что локализация центра внимания по типу: два пальца выше левого соска - идет от слишком большого желания жестко привязать духовное сердце к сердцу телесному.
У отцов древности такой привязки не было!
… а если и середину чрева рассматривать как центр духовный, а привязку на пупке как условную оговорку, сделанную в силу необходимости.
    Тогда и на метод сосредоточения ока на чреве следует посмотреть по другому, как на сосредоточении ока  ума, смотрящего(видящего) сначала на себя со стороны, потом  сердце духовное, а потом и на то, что можно называть чревом, утробой т.е. на центре внутренних  сил,  которые не желают быть частью Силы (если правильно понимаю).
     Возможность подобного сосредоточения, т.е. возможность заглянуть в самого себя появляется при обнаружении Центра о котором говорит Alexander  
……………….ум осознает (видит) самого себя …….Сие означает, что у ума появляется Центр (или Источник), который глубже и  направляет ум.
      Однако обрести данный Центр нельзя…. можно лишь  сораствориться в Нем, став уже не собой, на частью Целого, то есть совлечься себя, той  индивидуальности ума (в которой и возможны действия зверя), можно сказать наверное - дав ей  умереть в Целостности (т.к. эффект смерти в данном случае присутствует имхо).
      В связи с этим  и борьбу с мысленным зверем стоит рассматривать  не как  конфронтацию молитвенную, а как последующее за установлением в Центре совлечении  с себя индивидуальности, позволении индивидуальности умирать в Целостности, распространении  Целостного осознания  на оставшиеся части себя.
       Интересно узнать мнение других участников форума на этот счет.    
p.s.   
Беседа с anonym'ом выложена на нашем форуме в теме: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1225
К сожалению  на  данной ссылке ничего нет. Возможно  восстановить информацию.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #100 : 03 Сентябрь 2008, 17:36:03 »

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #101 : 03 Сентябрь 2008, 17:39:06 »
Спасибо.

rino

  • Сообщений: 47
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #102 : 09 Март 2010, 13:38:58 »
Здравствуйте!

Я хочу предложить вам Одну цитату Игумена Авраама:

"Если кто боится, что он, проявляя чрезмерное усердие к Иисусовой молитве, таким образом покажет дерзость пред Богом и что это будет неуместно и богооскорбительно, то пусть подумает, что сама эта молитва по своему точному смыслу является молитвой покаяния, а если мы имеем дерзновение в покаянии, то, конечно, Бог на это прогневаться не может. Иисусова молитва учила бы нас смирению, даже если бы в ней не было слова "грешного", которое усугубляет покаянное настроение. Ибо и само выражение "Господи, помилуй" передает основной смысл этой молитвы. "Господи, помилуй" уже говорит о том, что мы считаем себя людьми недостойными милости Божией, обязанными просить ее у Бога, то есть что мы считаем себя людьми лишенными чего-то. И вот ни о чем не думая, ни о чем заранее не помышляя, просто внимательно молясь, мы в этой молитве находим все необходимое нам для того, чтобы смириться. И чем с большим дерзновением мы молимся, чем с большим дерзновением напрягаем внимание (конечно, нужно сделать оговорку, что все должно быть разумно и умеренно, каждый должен действовать сообразно мере своего преуспеяния), - иначе говоря, чем больше мы понуждаем себя ко вниманию, тем больше приобретаем покаяния и смирения. И потому не нужно бояться этого дерзновения, не нужно думать, что Богу не угодно это наше усердие. Наоборот, все святые отцы шли таким путем, прибегая даже к различным искусственным приемам для усугубления внимания и преуспеяния в молитве: с дыханием вводили ум в сердце, взирали умственным взором на верхушку сердца или, например, вместо всякого слова, произносимого гортанью человека, произносили слова Иисусовой молитвы и таким образом сосредотачивались и собирались. Это наиболее распространенные приемы занимающихся Иисусовой молитвой. И никто из отцов не считал, что они дерзновенны. Если святитель Игнатий и делает некоторую оговорку, что эти приемы не обязательны и можно без них обойтись, то отсюда не следует, что они вообще не нужны. Иному, действительно, лучше просто молиться, только вмещая ум в слова молитвы, а иному можно прибегнуть и к искусственным средствам. И сам святитель Игнатий оговаривает их, поскольку понимает, что люди все равно вынуждены будут к этим искусственным приемам прибегать, и поясняет, как нужно правильно их применять. Некоторые из них вообще кажутся нам какими-то дикими, странными, их даже сам святитель Игнатий не мог понять, не мог поверить, что они соответствуют учению святых отцов, например такой: держать ум при пупке. Святитель Игнатий говорит, что это хула на молитву и так далее, поскольку он не читал всех творений святителя Григория Паламы, который тогда еще не был переведен на русский язык. Только в наши годы, семидесятые-восьмидесятые, он был переведен и недавно, всего несколько лет назад, опубликован. Вышли "Триады в защиту священнобезмолствующих", где святитель Григорий Палама говорит, что нет ничего зазорного в том, чтобы держать ум на пупке и таким образом препятствовать низменным страстям подниматься вверх и охватывать душу человека, и это одно из средств, которые помогают попирать плотские страсти. Я знаю людей, которые пользовались подобным средством, и оно действительно помогало. "А почему бы не прибегнуть к сердечной молитве?" - спросите вы. Сердечная молитва является постоянным деланием, и уже находясь в этом состоянии, подвижники прибегали к названным приемам, чтобы остановить плотские страсти. А святитель Игнатий (Брянчанинов) считал, что это какое-то недоразумение и клевета на Григория Паламу. Конечно, мы в основном руководствуемся учением святителя Игнатия; безусловно, он наиболее подходящий учитель для монахов последних времен, наиболее осторожный, рассудительный, точно изъясняющий учение древних отцов, но нельзя абсолютизировать некоторые второстепенные моменты его учения и впадать в буквализм. Поэтому я, например, советую тем, кто уже перешел от молитвы устной к молитве умной, пользоваться способом, который рекомендует преподобный Симеон Новый Богослов. А он советует взирать умом на вершину сердца. Этот совет он преподает в "Трех образах внимания и молитвы". Феофан Затворник при переводе этого творения на русский язык упустил самый важный момент, когда преподобный Симеон говорит собственно о третьем образе внимания и молитвы. Суть же предлагаемого Симеоном Новым Богословом метода состоит в том, что надо умом взирать на вершину сердца. Вот о чем он говорит. И это метод очень действенный, может быть, даже более уместный и легкий, чем соединение молитвы с дыханием. "

С уважением

rino

  • Сообщений: 47
    • Просмотр профиля

rino

  • Сообщений: 47
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #104 : 09 Март 2010, 13:44:47 »
Правда, я долго искал в интернете эти слова св. Григория Паламы, но нигде их не нашёл. Вот об этих словах речь:

"святитель Григорий Палама говорит, что нет ничего зазорного в том, чтобы держать ум на пупке и таким образом препятствовать низменным страстям подниматься вверх и охватывать душу человека, и это одно из средств, которые помогают попирать плотские страсти."

Может, иг. Авраам сам домыслил это? Или может у него есть такой опыт?