Устремляя око в середину чрева
1) визуально-сознательный процесс: внимание не может концентрироваться на несколько предметов одновременно, однако она может работать сознательно с одним предметом, а автоматически с другим(и) т.е. сознанием пребывать в сердце пред богом, а взор направлять на пупок (также некоторые автоматические действия есть и с дыханием, которое после навыка становится не осознаваемым и т.д.)...
2) Есть ли мотив в Устремление ока в середину чрева? Да есть. брань со страстями это внутреннее содержание и мотив устремления ока в середину чрева. Но тут надо уточнит кое что...новички исихасти боролись со страстями, а опытные боролись с падшей природой. Устремление ока в середину чрева исходя из этого имело в разных случаях разное содержание,например:
Новичок удалялся от видимых соблазнов, и в основном шла брань на уровне помыслов; если по не опытности в бдение, сердце сочувствовала помыслу и начинались страстные движения в чреве, то тогда внимание сознания перебрасывалось (как десант) вниз. Совершался визуально-сознательный процесс убегая от страстного хода помыслов и образов (Психологически-сознание направляется от внутренне мысленных образов к визуально внешнему (пупок); а далее следовали мысленные (и речевое самообличение) делания которые у всех были свои...Физиологически -параллельно с визуально-сознательным процессом начинался контроль дыхания (глубокое дыхание в основном вдох) с втягиванием живота (на вдохе) тогда сознание возвращается в альфа волну... )
опытные имели дело уже не столько с страстными помыслами и чувствами, сколько с человеческой природой. Если новичок не на долго удерживался внутрь, то опытны исихаст старается добиться непрерывности делания,тогда его отдых или сон не отличается от бдения все у него под контролем сознания; брань велась и во время сна (с истечением) и во время дневного бдения с природным возбуждением ( последнее конкретизировать я воздержусь но кто хочет знать есть некоторые аналоги с даосской алхимией, с традиционной, а не с современной бестолковой)...