Вопрос который меня очень волнует - почему исихасты умирают. Разве в Писании не сказано, что смерть результат греха? Человек создан бессмертным, смерть - однозначное зло. Во множестве мест приводится идея что долгая жизнь, продолжительность жизни и здоровье зависят от благочестия, праведности и соблюдения заповедей. Древние отцы жили по нисходящей 900 лет, 800, 600, 700, потом всё меньше и меньше. Писание чётко нам говорит что смерть не является Божиим наказанием, а навлекается самим человеком на себя. "Не вечно Духу Божию быть принебрегаемым людьми, пусть порог человеческой жизни будет 120 лет", но это не приговор это лишь констатация того факта, что Дух Божий находящийся в пренебрежении у земных людей не будет поддерживать плоть далее 120 лет. По сути, человек пилит ветку на которой сидит и из за этого умирает. В Новом Завете то ли Пётр то ли Павел (извините, не помню автора строк точно) говорит "открою вам тайну, не все мы умрём, но будут те кто изменятся ещё при жизни". Во множестве мест Писания приводятся высказывания что человек живёт пока в нём Дух, если Господь отнимёт Свой Дух, то всё мгновенно обратится в тлен. Серафим Саровский говорил что цель христианской жизни это стяжание Святого Духа. Возникает вопрос - как человек стяжающий благодать, может умереть, не просто умереть, а умереть точно в теже сроки что и все другие люди. Он стареет с той же скоростью. Он умирает в том же возрасте что и все люди. Вот что меня всегда смущало. Т.е. получается противоречие: с одной стороны в Писании во множестве мест прямо и косвенно указывается что продолжительность и состояние физической жизни зависят от Духа, от того насколько человек бережен к нему - от праведности, мудрости и так далее. А с другой стороны мы видим исиххастов, которые в смысле физической смерти рассыпаются и стареют как все люди. Нет даже отдалённо ничего напоминающего более длинную физическую жизнь (да даже более хорошего состояния тела).
ОДНАКО. В ходе практики многие исихасты получали различные.. мм.. способности скажем так - исцеление, предсказание, знание даты своей смерти, прозорливость, невредимость от диких зверей и прочее. Это всем изучающим историю церкви и биографии отцов известно. В индии те же самые вещи строго, называются "сиддхи", или малые силы. Так же не мне принадлежит наблюдение что исихазм потрясающе напоминает ряд восточных практик, они фактически идентичны: молитва-мантра, остановка внутреннего диалога (лайя-йога), однонаправленное внимание, созерцание, концентрация, регуляция дыхания известная и в исихазме (в частности приём задержки дыхания и обращения взора внутрь). Это частейшая пранаяма. Во множестве текстов адвайта-веданты прямо говорится что практика управления умом и направленности внимания на бога со временем развивает "сиддхи", или особые силы. плоды духовного труда.. Абсолютно тоже самое мы наблюдаем и в православной традиции просто под другой терминологией. Та же самая цель слияния с богом, обожения, напитания нетварными энергиями и т.п.
Но в отличие от православия восточные традиции прямо доходят до логических пределов ребром ставя вопрос: человек сливающийся с божеством, приобщающийся божественных энергий не может умереть (или как минимум радикально продляет свою жизнь). Это не некие умственные визуальные галлюцинации, это реальная физическая трансформация, нестарение, недоступность тлению и является одним из великих сиддхи - т.е. великих духовных плодов, в отличие от малых сидхи - исцеление, левитация (есть указание что Серафима Саровского незадолго до смерти видели молящегося стоящим буквально в воздухе, но он запретил об этом говорить до момента своей смерти), отсутствие жажды и голода, прозорливость будующего и т.п.
Т.е. при технической сходности восточной и христианской традиции и техники (вплоть до аскезы и столпничества) христианство обходит стороной вопрос продления жизни и долгожительства, хотя это прямо вытекает из христианских же текстов. Восточные тексты прямо этот вопрос рассматривают до логического конца. Так вот меня лично смущает почему никто из великих исихастов, начиная с раннего христианства не достигал ни паранормальнйо молодости, ни хотя бы бросающейся в глаза продолжительности жизни? Я прочитал внимательно всю тему ну не нашёл никаких глубоких проработанных ответов кроме какой то дикой казуистики в духе некоторых высказываний вроде "я думаю что долгая, вечная жизнь это и есть проклятие, это не по христиански". Но это звучит дико и бредово. Во множестве мест Писания Бог обещает за праведность долгую жизнь и указывает на смерть, болезни, старость как на результат греха, так же мы знаем о древних патриархах живущих по многу веков (как и великие индуиские йоги, бохисатвы). Так почему тогда исихасты занимающиеся фактически йогой (йога есть управление волнениями ума - патанджали), приобретая "малые сидхи" тем не менее не доходят в практике до совершенства, не приобретают сиддхов великих, или махасидхов - медленно стареют и умирают. Логически напрашивается вывод что они делают что то неправильно или их практика не совершенна/не глубока/не достаточна иначе бы они демонстрировали ЖИЗНЬ, а не медленную старость и распад, как и миллионы простых людей грешащих по чём свет стоит.
Если был бы хотя бы один исихаст который побил рекорды стандартной человеческой жизни тогда бы все элементы головоломки сошлись в единую стройную систему. Но прочтя многие исихастские тексты и книги я обратил внимания что фактически повторяя во всех технических аспектах первоисточники по йоге исихасткие труды впринципе нигде и никак не затрагивают тему бессмертия - они говорят о некоей реальной физической трансформации полунамёками, но не называют вещи своими именами, нигде не произносят это "вечная юность", они говорят о приобщении к Духу Божьему, к пропитыванию нетварными энергиями, но нигде не говорят о победе над смертью. В то время как на востоке тексты адвайта-веданты делают всё тоже самое но и доводят это до логического конца говоря об алмазном теле, неподверженном времени, стихиям и обусловленностям мира как плоде практики. Я уже понял примерно общий уровень участников дискуссии однако особо ни на что не надеясь - возможно кто то знает какой нибудь исихастский текст где есть намёки на возможность победы над смертью и неподверженности тлению?
p.s. прочитал тут довод, что дескать если тело увечно, то кому надо жить в таком теле, смёрть даёт надежду на освобождение. Это лукавый довод. Не исцелял ли Иисус глухих, хромых, слепых, не поднимал ли мёртвых (куда уж большее чудо, нарушающее все законы физики) и кстати это делал не только Иисус, но в христианской традиции поднятие мёртвых осуществляли другие люди, святые, подвижники, и это признано церковью, не ходил ли по воде, не говорил ли что Богу всё возможно, не говорил ли что имеющий веру с горчичное зерно сделает и более того? Человек добившийся обожения плоти, превзошедший физические законы и условности может отрастить и руки и ноги без всяких метафор, о чём прямо говорит множество идуистских текстов, как йоги-калеки ( с отрезанными ногами например), достигавшие соендинения с абсолютом становились полностью здоровыми. Разве отрастить руку или избавится от слепоты большее чудо чем победить старость и смерть? Поэтому те кто говорят что бессмертие бесполезно потому что никто не захочет быть бессмертным в увечном слабом теле - занимаются логической казуистикой. Молодое тело прекрасно, человек создан для физической жизни, а смерть является бедой, болезнью, злом (и согласно библии и согласно даосизму и созгласно индуизму), а для Бога нет ничего невозможного в деле исцеления. Поэтому подобные рассуждения чистое лукавство.