2 В основе "русского" креста, лежит крест шестиконечный византийский. То есть крест с титлой. Этот крест являлся гербом Византии. Мать Константина Елена, разыскала его, и установила его подобие на площади Цареграда. Шестиконечный крест, на трех ступенчатом возвышении, это древний герб Византии, который намного древнее символа двуглавого орла. Во время царя Константина римляне еще прекрасно помнили как именно совершалось распятие. Нижняя перекладина креста, которую мы называем подножием, никогда подножием не была. Это "сидекула" по римски. Распятый на ней сидел, удерживая весь свой вес. Ноги же пришивались гвоздями к вертикальному столбу. Ноги стояли как бы на велосипедных педалях, только оси -гвозди этих педалей прошивали суставы ступней слева и справа к столбу. В самых ранних изображениях креста, собственно кресту и титле придаётся большое значение, а подножию практически никакого. Вместо подножия изображался куб, который символизировал престол. Седалище-сидекула спустилась к ногам, только тогда когда о технике распятия уже основательно подзабыли. Русский восьмиконечный крест заимствован из иконописи. Такие кресты в Византии на купола никогда не ставили. Ставить на купола и могилы иконописный восьмиконечный крест, это стремление русского народа построить свою жизнь по канонам иконописи. Само по себе это стремление восхитительно. И если так можно сказать ноу-хау русского духовного сознания. В Византии и до монгольской Руси, кресты на храмах и могилах были исключительно четырех конечными.
Я хочу сказать что косая нижняя перекладина русского креста, придаёт кресту необычайную красоту. Косая перекладина сообщает статической форме креста, ощутимую динамику. Как бы ощущается визуально сама духовная борьба. Не уравновешенность. Косая креста как склон горы, можно подуматься в верх, а можно скатиться кубарем вниз. Всё в процессе.
Древняя историческая форма креста шестиконечна (без подножия). Но Русский восьмиконечный крест, это самый красивый и "смыслонасыщенный" крест в мире. Таково моё глубокое убеждение.