Исихазм

Автор Тема: Представления об имяславии и паламизме  (Прочитано 19875 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

"Забавное" обсуждение около имяславия на форуме Патриаршего центра http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=2604&mode=linearplus

Здесь характеристика данного обсуждения и самого форума: http://users.livejournal.com/_fireguard/28592.html

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #1 : 13 Июль 2006, 14:29:49 »
Цитата: Alexander
"Забавное" обсуждение около имяславия на форуме Патриаршего центра http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=2604&mode=linearplus

Здесь характеристика данного обсуждения и самого форума: http://users.livejournal.com/_fireguard/28592.html


Пытаюсь там второй день зарегистрироваться, чтобы принять участие в обсуждении, но безуспешно.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #2 : 13 Июль 2006, 16:34:00 »
Детский сад у них там.
Здесь у Павла поинтереснее - взгляд на паламизм с точки зрения католика:
http://pavellspb.livejournal.com/4530.html

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #3 : 13 Июль 2006, 17:50:49 »
Вот, взялся перечитывать по Бог знает какому разу "Доктора Живаго", будучи инспирированным отвратной "новорусской" экранизацией, и сразу наткнулся на кусок про все наши форумы и болтологии:

- Попадаются люди с талантом, - говорил Николай Николаевич. - Но сейчас очень в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность - прибежище неодаренности, все равно верность ли это Соловьеву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит ее недостаточно. Есть ли что-нибудь на свете, что заслуживало бы верности? Таких вещей очень мало. Я думаю, надо быть верным бессмертию, этому другому имени жизни, немного усиленному.
     Надо сохранять верность бессмертию, надо быть верным Христу!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #4 : 13 Июль 2006, 20:03:39 »
Леонид, Действительно. Собственно чем отличается многословие и умствования на форумах(пусть даже на религиозные темы) от такого же умствования и многословия в реальной жизни? Мне кажется тоже самое только вот форма другая.
Цитировать
Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит ее недостаточно
Да.
Не ведем ли мы многословные беседы??  
Мне кажется, что душеполезные разговоры очень хорошо показаны в "Откровенных рассказах странника", когда он к благечестивым людям попадал. А в виртуальной жизни сомнения...

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #5 : 14 Июль 2006, 02:27:14 »
Цитата: Виктор
 
...Мне кажется, что душеполезные разговоры очень хорошо показаны в "Откровенных рассказах странника", когда он к благечестивым людям попадал. А в виртуальной жизни сомнения...



"Где на всех зубов найти?  - Значит, безработица."
В. Высоцкий

Это я к тому, что благочестивые люди как-то на дороге не валяются. Даже, если на месте не сидишь. А вот многие непонятные вопросы есть, и хорошо хотя бы где-нибудь ответ получить. Пусть даже этот ответ будет неправильно услышан и понят, через какое-то время переосмысление приходит. Ну а если не приходит, значит не готов ещё. :ohh:

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #6 : 14 Июль 2006, 17:59:13 »
Извините за может быть глупый вопрос: а насколько сейчас в православном мире распространено имяславие? Сводится ли дело к отдельным сторонникам или же есть довольно многочисленные течения? Или это вообще "пройденный этап"?

Владимир С

  • Гость
Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #7 : 14 Июль 2006, 19:16:06 »
Мне вообще смешно когда понятие ересь пробуют пришить к старо обряду или к имяславию. Если старый обряд раскол то кто тогда уходил в раскол - получается новоборядцы. Греки на троеперстие перешли  на много раньше чем тот пласт книг который изучался в РПЦ А с имяславием - нужно было заменить архимандрита в Пантелеймоновом монастыре и всё бы успокоилось тогда же. Отдали всё на суд людей никогда умным деланием не занимавшимся, но занимавшим высокое положение в иерархии.
р.Б.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #8 : 15 Июль 2006, 14:11:01 »
Антиквар,
Цитировать
Извините за может быть глупый вопрос: а насколько сейчас в православном мире распространено имяславие? Сводится ли дело к отдельным сторонникам или же есть довольно многочисленные течения? Или это вообще "пройденный этап"?


Антиквар, насколько я понимаю, имяславие (в узком смысле) не является практическим течением - оно представляет из себя попытку богословского осмысления имени Божиего и его действия в нашем мире. Вроде бы существуют группки, которые заявляют о своих имяславских склонностях, - они, по видимому, тяготеют к альтернативно-книжному молитвенному "исповедничеству".

По сути же все молитвенники прославляют имя Божие. При рациональном складе и молитве внешними устами, естественно, никакого глубокого опыта и понимания смысла молитвы быть не может - а есть вырождение номинального православия в завуалированный протестантизм.

Трагедия заключается в том, что номинальное православие (разумею под ним главенствующее мышление), не приняв идей имяславия, в действительности заявило об окончательном разрыве со святоотеческой традицией. Дни церкви (и Российской империи) были сочтены. Если Византия перед своей гибелью правильно осмыслила (насколько смогла) сердцевину православного учения в лице т.н. паламизма, имеющего глубокие корни в афонском исихазме, то Синод русской церкви военными штыками, наоборот, оборвал чахлые и кривые побеги имяславия, идущие от скрытых в глубине золотых корней афонского монашества.

Искусного садовода - русского Паламы не нашлось - богословие и монашеская практика потеряли единство... Впрочем, уже Григорию Паламе во времена оны досталось не мало, и в дальнейшем православное святоотеческое учение было похерено.

Ошибка имяславия в том, что оно (в лице своих выразителей) вместо гибкого и свободного развития (на которое, впрочем, не было ни сил, ни времени), отвердело, не выпрямившись и не утвердившись. Быстрое догматическое отвердение оказалось катастрофой - имяславие мгновенно заметили и постарались - по сложившейся привычке - прополоть. А затем стали одумываться - да не успели - оказались прополотыми сами.

И теперь главное, о чем буду повторять неустанно. Благодать и многовековой опыт афонского монашества - как мистической вершины и сердцевины православия - с крушением имяславия утеряны не были. Передача благодати и излияние ее на весь православный мир произошли не с помощью догматических средств, как это было в Византии, а через слово афонского старца Силуана и его ученика Софрония.

Не случайно вокруг имени (и главы) прп.Силуана разыгрывались странные игры, и не случайно раздается змеиное шипение - как реакция на имя арх.Софрония - со стороны современных "имяславцев", хотящих восстановить мертвую оболочку этого учения. У них отнята сила и благодать и отдана всем жаждущим и алчущим - это дар монашества миру - мимо патрологических амбиций, догматических споров и клерикально-жреческого превозношения.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #9 : 15 Июль 2006, 17:49:55 »
... мимо патрологических амбиций, догматических споров, клерикально-жреческого превозношения, а также амбиций мессалианско-харизматического превозношения ...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #10 : 15 Июль 2006, 18:32:54 »
Варлаамиты любили обвинять Паламу и его сторонников в мессалианстве, и оно - мимо...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #11 : 15 Июль 2006, 18:42:14 »
Тем не менее кроме Паламы и его сторонников были тогда и настоящие мессалиане и богомилы. Есть они и сейчас. Мессалианство бессмертно, корни его - в человеческой душе.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #12 : 17 Июль 2006, 16:43:38 »
Цитата: Антиквар
насколько сейчас в православном мире распространено имяславие? Сводится ли дело к отдельным сторонникам или же есть довольно многочисленные течения? Или это вообще "пройденный этап"?


Настолько, насколько распространено православие. То есть дело, действительно, сводится, скорее, к отдельным сторонникам, понимающим что это вообще такое:-)

Имяславие, собственно, это всегдашнее учение Церкви, которое не было выражено эксплицитно только потому, что оно до поры до времени (продолжающегося упадка богословия и молитвенного делания) всем православным казалось самоочевидным, и никому не приходило в голову его оспаривать.

С точки зрения догматической богословие имяславия, в значительной степени, сводится к богословию иконопочитания, так как имя -- это, согласно отцам, первичный тип иконы. Соответственно, имяборчество нач. 20 в. и по сию пору -- это новое иконоборчество, только на новом этапе своего развития и очередном витке апостасии.

Вот, кстати, если говорить о сторонниках, то вот тут http://symeon.livejournal.com/10936.html собираются строить храм на месте обретения мощей о. Антония (Булатовича). Сочувствующие могут принять посильное участие.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #13 : 18 Июль 2006, 13:54:47 »
Удалось-таки зарегистрироваться после писем админу http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=2604&st=15

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Представления об имяславии и паламизме
« Ответ #14 : 19 Июль 2006, 13:52:10 »
Я хочу отметить один феномен, который можно отследить на примере обсуждения (таких примеров не счесть) проблемы имяславия на форуме Патриаршего центра. Это внедрение в сознание православного люда убийственной смеси из адогматического и охранительного отношения к церковным святыням, когда охранительство выдается за приверженность догматам и канонам при полном отрицании самой возможности творческого развития святоотеческого учения.

И тогда забытый паламизм - неотъемлемая часть учения свв. отцов - воспринимается как ненужное и даже опасное новшество, имяславие становится заведомой ересью, и сам исихазм хорош только в охранительном качестве - в виде святых мощей, но никак не живая и действенная практика молитвы, мистического богословия, церковного творчества...  

Рождается (и родилась уже) бытовая вера, которая блюдет догматы как родовые реликвии, не понимая их смысла, не разбираясь в их содержании, не видя цели.

А время догматических (и канонических) споров... оно (безвозвратно?) ушло из церкви и продолжает свое вялое существование на виртуальной кухне - в полушепоте интеллигентной оппозиции, когда за окном гремят политические и имущественные разборки между церковными группировками.