Исихазм

Автор Тема: о. Рафаил об исихии  (Прочитано 16337 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #15 : 23 Июль 2006, 00:55:54 »
Павел,  
Цитировать
Преподобных монахов (как и в миру праведных мирян) всегда было мало, но уверен, что они были, есть, и будут.

Согласитесь - и сами монахи сетуют горько - у этого "мало" было немало степеней умаления, чтобы дойти до той малости, которую имеем ныне.
Православная церковь всегда сторонилась социального служения - да деваться некуда, поскольку государство видит ее именно как социальный институт. Посмотрим на нынешнюю ситуацию. Духовно-просветительными центрами современные монастыри никак не назовешь, молитва заменена послушанием - остаются церковные службы. И все это  подчинено основной задаче - монастыри после восстановления становятся религиозно-туристическими центрами. Паломничество, поставленное на деловую ногу, - это натуральная социально-государственная работа. Так ведь социальное служение - премного более благословенный труд по заповеди Господа, чем обслуживание паломников или работа в монастырских мастерских.

То, что проповедовал архиеп.Никон в начале 20 в., было сметено вскоре могучим ураганом, так что его точка зрения не была поддержана самой историей русского общества. И понятно почему: Evgeny уже привел выше поясняющие выдержки из книги прот. Валентина Свенцицкого «Монастырь в миру». Старая историческая форма монашества была разрушена, и восстановление ее сейчас идет по внешнему - государственному, коммерческому и социальному - сценарию. Само же монашество - в истинном духе своем - никак не привязано к монастырским стенам.

Цитировать
Для социального служения можно открывать общины, братства, но не стоит их называть монастырями, ибо “монахом является тот, кто удалил ум свой от материальных вещей и пребывает в Боге через воздержание, любовь, псалмопение и молитву”

В этом мнении, связывающем слова прп.Максима с соц.служением и монастырями, скрыто присутствует разделение на более праведный труд и менее праведный. И теперь вслушайтесь в слова прп.Максима: монахом является тот, кто удалил ум свой от материальных вещей и пребывает в Боге через воздержание, любовь, псалмопение и молитву.

Или мы понимаем эти слова в истинном свете - как внутреннее состояние человека, посвятившего себя Богу, который в любых обстоятельствах удаляет свой ум от неверного и пребывает в Боге, - или... монастыри надо перестать называть монастырями, поскольку все делание и ум там сосредоточены вокруг материальных вещей.  И тогда пора открывать новые "монастыри" - общины и братства - где на первое место выйдет исполнение заповедей Божиих.

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #16 : 23 Июль 2006, 02:00:47 »
Александр, согласен, но мне кажется не совсем все так плохо. Например, на Коневце восстанавливаются два скита, и паломников туда не пускают. И это не единичный случай. Насколько оскуде преподобный я не знаю, Бог знает.
Идея о “монастыре в миру” замечательная, но кто способен в миру “удалить свой ум от материальных вещей”, тому и монастырские послушания не помеха. Каждый решает сам, никто никого в монастырь насильно не тянет.
Относительно “общин и братств”, как я писал выше, тоже согласен с Вами. Но что делать с традиционными монастырями, и как им развиваться дальше, думаю, пусть решают сами монахи, мы за них перед Богом отвечать не будем, а за суды над ними, можем вполне.

p.s. Поправьте, пожалуйста, мою цитату в Вашем посте вверху. “Согласитесь - и сами монахи сетуют горько - у этого "мало" было немало степеней умаления, чтобы дойти до той малости, которую имеем ныне”, - это как я понял Ваши слова.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #17 : 23 Июль 2006, 12:53:31 »
Восстановление скитов... Что за этим стоит, мы не знаем: формальные стены с несколькими скитскими монахами или искренний дух скитской жизни? Сам же дух скитской жизни в официально признанных стенах не нуждается.

Мы и не решаем, что делать с традиционными монастырями - интересно отследить :) , откуда эта мысль-то выплыла, - а говорим о своем видении их исторической судьбы - в свете умного делания.

Монашество, понятое по внешнему признаку, - как жизнь в стенах монастырей или даже скитов - это всего лишь одежда. (Мы не говорим здесь о монашестве, как способе делания церковной карьеры или бегства от неурядиц мирской жизни.) Если человек думает, что он напялит на себя такую одежду и внутренне преобразится, то... Господь не поддерживает такие наивно-тщеславные помыслы.

Монашество должно быть понято как внутренний акт всецелой отдачи себя Богу, а дальше - куда Бог пошлет распинаться принявшего такое монашество человека - в мир или монастырь...

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #18 : 23 Июль 2006, 13:32:34 »
Цитата: Alexander
Монашество должно быть понято как внутренний акт всецелой отдачи себя Богу, а дальше - куда Бог пошлет распинаться принявшего такое монашество человека - в мир или монастырь...

Согласен с Вами.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #19 : 23 Июль 2006, 15:46:17 »
\
Цитировать
Если человек думает, что он напялит на себя такую одежду и внутренне преобразится, то... Господь не поддерживает такие наивно-тщеславные помыслы.

Монашество должно быть понято как внутренний акт всецелой отдачи себя Богу, а дальше - куда Бог пошлет распинаться принявшего такое монашество человека - в мир или монастырь...
 
Согласен.

Цитировать
Восстановление скитов... Что за этим стоит, мы не знаем: формальные стены с несколькими скитскими монахами или искренний дух скитской жизни? Сам же дух скитской жизни в официально признанных стенах не нуждается.
Вот это, конечно, мне не до конца ясно. Тогда для чего человек "ревнующий по Бозе" уходил в монастырь. Если можно не уходить? Не укладывается как-то... Может быть вы разъяните по яснее?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #20 : 23 Июль 2006, 17:55:28 »
Виктор,  
Цитировать
Вот это, конечно, мне не до конца ясно. Тогда для чего человек "ревнующий по Бозе" уходил в монастырь.

Все очень просто. Куда "уходил" человек, "ревнующий по Бозе", или группа единомышленников, там и создавалось поселение - монастырь. Ибо монастырь - это общинное поселение людей, посвятивших себя Богу.

Говорю очень схематично. Поселение разрасталось, и ученики продолжали дело своего духовного наставника. В последующих поколениях "ревность по Бозе" угасала, и оставалась одна развитая монастырская инфраструктура, которая привлекала к себе людей, далеких от исканий Бога, зато ищущих власти, богатств или отдохновения от мира. Накатывали и волны возрождения монашеского духа в старых стенах. Яркий пример: Оптина пустынь, которая начиналась отовсюду гонимым старцем Леонидом, а затем прошла через череду известных старцев. Уже о.Варсонофий опять гоним от церковных властей и сетует о резком оскудении монашеского духа в Оптиной.

Далее. Мы знаем, что наше школьное образование весьма далеко от идеала, однако, отдаем в школы наших детей, что прописано и в законе, хотя дети могут получить и домашнее образование. Можно, да сложно. Так и уход в сложившиеся монастыри происходил (и происходит) по жесткому закону, соединившемуся со стереотипными представлениями, всячески поддерживаемыми в церкви и обществе, что по другому и нельзя поступать.

Однако, по другому поступали и в прошлом: уходили странничать, убегали в леса и горы или несли крест домашнего послушания. О них мы знаем немного. Еще Макарий и Антоний Великий говорили о тихом и незаметном подвиге без каких-либо внешних атрибутов (две женщины, ведущие хозяйство и воспитывающие детей, сапожник из Александрии), как о большем, чем их монашеский путь. В наше время афонский старец Ефрем Катунакский говорил нечто подобное о своей матери. Сохранились и другие упоминания и свидетельства благословенности пути в миру.

Когда-то я говорил, что в церкви есть два мистических пути: путь учеников Иоанна Предтечи - с непременной пустыней, обетами, послушаниями... и путь учеников Господа: в миру - как в пустыне, без формальных обетов - и посвятивших себя Богу, не имеющих формального послушания - и проходящих послушание самим строем своей жизни ради Господа. Традиционное монашество - честь ему и хвала от Бога - выбрало первый путь. Но когда внутренними стезями приходит Сам Господь и приближается Царство Божие - умаляется Предтеча. Было время учеников Иоанновых, наступает время учеников Христовых...

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #21 : 23 Июль 2006, 20:47:25 »
Alexander, Спаси Господи!
Разве монашество не сформировалось за счет того, что некоторые христиане из живущих в миру, больше возревновали о благочестии и чистоте, ушли в пустыни и монастыри? Простите, м.б. не до конца вас понимаю.
Цитировать
Еще Макарий и Антоний Великий говорили о тихом и незаметном подвиге без каких-либо внешних атрибутов (две женщины, ведущие хозяйство и воспитывающие детей, сапожник из Александрии), как о большем, чем их монашеский пу
Да, вы правы.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #22 : 23 Июль 2006, 21:15:28 »
Виктор,  
Цитировать
Разве монашество не сформировалось за счет того, что некоторые христиане из живущих в миру, больше возревновали о благочестии и чистоте, ушли в пустыни и монастыри?

Вначале не было монастырей, потому что не было монахов.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #23 : 23 Июль 2006, 21:18:33 »
Alexander, Простите. Но ведь было так: что многие христиане уходили в пустыни, пещеры и пр. потому, что искали большего благочестия и чистоты.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #24 : 23 Июль 2006, 22:16:47 »
Виктор,  я не понимаю вопроса. Да, уходили, на свой страх и риск, подальше от тех мест, которые для них стали выглядеть не спасительными, т.е. из городов, где христианство стало обмирщаться (схема)...

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #25 : 23 Июль 2006, 22:24:08 »
Alexander, Виктор и намекает на то, что раз они ещё тогда уходили из обмирщённых городов - то не стОит ли это делать нам сейчас, когда города стали ещё более обмирщёнными?

Интересно, а место может быть спасительным? Здорово, наверное, в такое место попасть - гарантии получаешь!  :wink:

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #26 : 24 Июль 2006, 01:16:45 »
Пока города были языческими, христиане жили в них, не боясь обмирщения, потому что церковь была чиста. Христианство, став гос. религией, утратило первоначальную чистоту, и поэтому люди, ищущие Бога, стали уходить в пустыню - от "своих". Заметьте: не от чужих - от своих уходили!

А что имеем сейчас - опять языческие города, только постхристианской эпохи, монастыри - как островки христианства - теряющие чистоту и цель своего создания. Проповедь монашества в миру прозвучала - и начинается исход - уже из монастырей. И результат: старцы ушли из монастырей - их там почти нет.  

И куда нынче уходить - безлюдных пустынь не осталось. Бегут еще по привычке на Кавказ, и последнее прибежище - Афон принимает совсем немногих. Так и из Афона, как монахи не протестуют, туристическую площадку делают. Когда утрачиваются внешние способы и пути исхода - се благословенное время - начинается исход внутренний.

Внутренний исход означает, что мы не бегаем по Земле Русской или Земле Греческой во внешнем поиске монастырей и старцев, но живем по слову - его озвучил архимандрит Софроний (Сахаров): Пусть каждый на том месте, где поставил его Бог, трудится ради стяжания Святого Духа, а Бог доделает остальное. И мы не должны бояться языческих городов, как не боялись их ранние христиане.

Victor,  
Цитировать
Интересно, а место может быть спасительным?

Безусловно, есть особые места: кому-то в спасение, а кому-то в погибель. И преблагословенное место есть - Царство Божие - внутри нас!

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #27 : 24 Июль 2006, 12:55:58 »
Внутри нас !!!
Спасибо - Радость Моя !

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #28 : 25 Июль 2006, 06:57:30 »
Цитировать
Чтобы понять святого Григория Паламу надо приблизиться к нему через личную аскезу. Чтобы увидеть сокровенный смысл и понять язык преподобного Григория Синаита и его учеников надо заниматься Иисусовой молитвой в уединении. Чтобы говорить о исихии, надо вначале научиться молчать.
Мне кажется, что о. Рафаил здесь прав. Потому, что, как мне кажется, мы находимся не в тех и не в таких же условиях, как те св. Отцы, чтобы иметь близкий опыт. Хотя, Evgeny выразил, как мне кажется, верную т.з. на этот вопрос. "Никто не спорит, конечно живущим в миру недоступны те степени внешнего и внутреннего молчания, которые доступны отшельникам, но и мирянам хотя бы немного и в малой степени доступно приобщиться к этому таинству, если конечно совершать делание с благоговением и правильным отношением." Потому, что еще свт. Игнатий писал
Цитировать
Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии, — Отцов, написавших, наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, — святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов.
Может быть, где-то, в чем-то о. Рафаил и ошибается, но, я думаю, что наше мнение(в частности мое) тоже во многом бывает неверное. Думаю, что и форумчане не претендуют на Истину своих высказываний. Думаю, мнение свт. Игнатия более близко к мнению Церкви, чем мое и наше скудное мнение.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #29 : 25 Июль 2006, 11:20:43 »
1. Виктор, ошибки автора разбираемой статьи затрагивают основные ее положения (а не где-то и в чем-то).

2.
Цитировать
Потому, что, как мне кажется, мы находимся не в тех и не в таких же условиях, как те св. Отцы, чтобы иметь близкий опыт. Хотя, Evgeny выразил, как мне кажется, верную т.з. на этот вопрос. "Никто не спорит, конечно живущим в миру недоступны те степени внешнего и внутреннего молчания, которые доступны отшельникам, но и мирянам хотя бы немного и в малой степени доступно приобщиться к этому таинству, если конечно совершать делание с благоговением и правильным отношением."

Здесь единственно верная мысль, что мы не отшельники и не находимся в таких же условиях, как они. И все (почти все) ранние христиане первых трех веков не были отшельниками, как не были отшельниками Господь и апостолы. Однако, никто не посмеет утверждать, что они из-за этого не могли достигать высоких и высочайших степеней святости, не молились и не имели внутреннего молчания.

3. Следующее Ваше (как и о.Рафаила) заблуждение кроется в черно-белом мышлении и разделенности ума. Суть заблуждения в том, что вы определяете степень подвига по формальному признаку мирянства и монашества. Эти группы выстраиваются по социально-религиозным и даже государственным принципам и признакам, а не по евангельским и Христовым. Мирянство - народ Божий, а вместо Божьего народа, который, кстати, является царственным священством, имеем неких работников и служащих в миру - христианского вероисповедания, - которым полагается хорошо работать и ходить в храм на службы.
 
Монашество - тот же Божий народ - возникает как реакция на жесткое присвоение Божьему народу социальной и государственной функции в 4 -ом веке, когда христианство становится гос. религией и начинает развиваться клерикализм. Посему внешнее монашество содержит протест на деградацию и обмирщение христианской веры.

И теперь эта греховная разделенность, которая породила жестко обусловленные группы мирянства и монашества (добавим еще священство), абсолютизируется, и социальный статус вкупе с религиозным долгом превращается в духовное рабство. Такая разделенность возникла и существовала в условиях государственной религии. И только когда пути государства и пути церкви опять начинают расходиться...

4.
Цитировать
Потому, что еще свт. Игнатий писал Цитата:
Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии, — Отцов, написавших, наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, — святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов.

А Вы представляете себе, когда Игнатий Брянчанинов изрекал сие поучение? Жизнь этого человека (основная ее часть) проходила, когда на Руси было рабство. Вот Вы сейчас, к примеру, без проблем воспримите безобидный совет  отправиться в паломническую поездку к святыням. Мог ли в такую поездку отправиться крепостной крестьянин по своему желанию? А уйти в монастырь? Это было жестко структурированное классовое общество, где каждым классом и сословием выполнялась своя задача, в т.ч. религиозная.

Отменяется крепостное право, и не случайно в это время появляются "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу". Это уже путь мирянина... и внутреннего монаха в миру. И что же ему по совету свт.Игнатия Добротолюбия читать не надо было? Не даром прп.Серафим Саровский говорил Мотовилову:

— Но никто не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божий, твори добро — вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты не богоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.

Вот некоторые "учителя" в спецодежде и негодуют до сих пор на поиск Царства Божия теми, кто одет и живет иначе, - забыв в негодовании, что истинная цель христианской жизни (всех христиан) - в стяжании Духа Божиего!