У суфиев есть практика так называемого зэкра - произнесения словесно или в уме имени Бога. То есть это едва ли не полная аналогия христианской умной молитвы. Даже ступени те же самые, со сведением молитвы в сердце и дальнейшим приходом к безмолвию. Интересно то, что в данной практике используется не какое-то одно конкретное имя, а самые разные имена. При этом конкретное имя называется учителем ученику и не предназначено для его разглашения. Если проводятся коллективные молитвы, то используются известные общие имена. Но в личной практике каждый адепт использует то имя, которое называет учитель. При этом считается, что все имена суть имена Бога. Сначала ученик механически произносит имя, потом начинает чувствовать его сладость, сводит молитву в сердце. Затем однажды понимает, что форма не главное. Есть ощущение Того, Кто стоит за именем. Со временем слова уходят, остается чувство, предстояние Богу. Очень сходно с православием, верно? Отличие лишь в имени и в привязанности к нему.
Интересно то, что у суфиев очень четко описаны стадии прихода человека к богу - даже более конкретно, чем у православных. Сначала идет укрощение нафса (эго), затем работа с сердцем, потом следует уровень духа. За духом есть еще две ступени: глубинное сознание и сокровенное сознание. Глубиное и сокровенное сознание различаются примерно так:
Глубинное: воспринимается только Бог.
Сокровенное: существует только Бог.
Именно на последней стадии - это уровень святого - человек может сказать "Я есть Истина". На этом уровне он настолько сливается с Богом, что сам становится Им.