Я написал, что статья о.Петра созвучна тому, что я думаю и я говорю о невежестве, когда, говоря о послушании, смирении, самоукорении и т.д. не ведают о чём говорят, но уверены в себе. Требуют послушания, например, и не понимают, что лучший способ послушаться такого "авву" - это дать ему по шее
, но духовно, в смысле - ничего не объясняя, так как слова бессильны, а безмолвие рождает хорошие мысли. И т.д. Я столько видел изломаных душ рядом с Церковью, причём изломанных именно по приходу в Церковь и такими околоцерковными поверьями и обычаями, уверенными невеждами, не знающими смысла произносимых слов. Я не говорю об этом слишком на людях не только из-за того, что могут не понять, но скорее боясь ошибиться: я ведь не имею многолетнего опята наблюдения за тем, чем кончают люди, которых так духовно "окормляют" и смиряют. О.Пётр говорит - по его опыту они плохо кончают, и это уже факт, а не умозаключение. Воздай Бог ему за эту честность, по намерению его.
Хотелось бы конечно видеть в этом тексте о.Петра капельку юмора, тепла и сердечного участия к автору книги (арх.Лазарю) и людям, обманутым и обманывающимся под воздействием страстей, губящим свои силы и души... Иначе (как это в статье изложено) получается чётко, ясно, для ума - понятно, закончено, приемлемо, но что-то холодно. И хотя я и пытаюсь не быть романтиком (которым руководит чувство, а не разум), но за такой холодной констатацией действительности стоит такое же отношение к происходящему. Духовная выдержка это или бессердечие - не знаю, но уж точно отсутствие духовного чутья. "Не знаете, какого вы духа" - говорит Господь.
Что касается реальных мер ... то здесь ?...?...?...?...?...
Помочь монашескому духу одними орг. методами мира, наверное, не получится (об этом писал свт.Игнатий) - это ближе к протестантизму, чем к Церкви. Старцев на каждую обитель тоже нет. Заочно (без опытного учителя) учить всех "святости" через молитву - тоже не путь. Вроде бы и сделать ничего нельзя.
И я в бессилии думаю - тогда хотя бы словом истины (как это делает, пусть и несовершенно, о.Пётр). Кому надо - вразумится. Ведь задача монастырей - быть человеку средой, где чуть легче сохранять духовную свободу из-за (относительного) отсутствия причин страстей (зрелищ и т.д.), быть местом убежища от потребности до изнеможения трудиться и думать о других (семье), где ищущий Бога как-нибудь да незаметно просуществует - и среди расхлябанной братии, и тем более среди сильных молитвенников. В принципе, если в монастырь идёт сильный человек, то ему достаточно знать, где истина и уже легче - остальное Бог поможет.
Главное же - в Церкви есть Промысел Божий, Который действует в исторических событиях и устроении Церкви, направляя мысли и слова людей, худые события обращая к добрым последствиям и т.д. Говорил один китайский император, что нужно управлять великой империей легко - как жаришь мелкую рыбёшку. Видимо, этот человек познал жизнь и освободился от заботы о многом, зная, что слаб человек. Имеешь слово - скажи - и достаточно. Видишь погибающего протяни ему жезл (не руку) - если захочет спастись - выберется. Так, что слово о.Петра полезно для Церкви, а обсуждать реформы - не наше дело
... Нужно думать о своих страстях
.