Evgeny,
Поэтому не будет путаницы если различать свет изначальный и свет отраженный, т.е. различать сами по себе Божественные энергии от того что мы называем "благодать святых".
Соглашаюсь с Вашим сообщением…Хотя не полностью
Все же останавливает меня однозначно обозначить «благодать святых» как «свет отраженный». Да, это, конечно, свет не изначальный. Но просто «свет отраженный»… Тут мы погрешаем, как мне кажется, против славы святых. Посмотрите, как часто (верховные) Ангелы, зрящие славу Божию, удивлялись славе Божией Матери:
«Ангелы вхождение Всечистыя зряще, удивишася : како со славою вниде во святая святых».«Ангелы, успение Пречистыя видевше, удивишася , како Дева восходит от земли на небо».И весь Ангельский собор о ней радуется и превозносит Ее выше
«горних воинств».Божия Матерь, как говорится в песнопении,
«явилася…Приятилище Неприступного и Божественного Света». «Приятилище» - это «вместилище». Она смогла вместить Свет Неприступный. Но не «отразить» Его. Здесь большая разница.
Да, Божия Матерь – «Честнейшая херувим…». Но Она из нашего человеческого рода. И при жизни у Нее была, как говорит старец Силуан, «некоторая неполнота». Но в Ней был
«побежден естества чин». И Она соединила в Себе всё Домостроительство Божие.
Но соединив, не привнесла ли Божия Матерь в Домостроительство Божие Своего
неповторимого личностного?..
«Идеже бо хощет Бог, тамо побеждается естества чин».Так и Енох ходил пред Богом и был сверхъестественно взят на Небо. Так же и Илия.
Кстати, проводя параллель Илии с Иоанном, мы забываем, что Илия был первым пророком-девственником Ветхого Завета. А Иоанн – первым Нового Завета.
Но этим было бы немного сказано. Не очень принимается во внимание Богоявление ему не в сильном ветре, «раздирающим горы и сокрушающим скалы», не в землетрясении и не в огне, а в
«веянии тихого ветра» (3 Цар. 19, 9-12). Илие-«громовержцу» было такое Богоявление . Не означало ли оно пророчество о новозаветном Богоявлении? О «кенотическом» Богоявлении (
зрак раба приим)?
Богоявление Илии произошло на той самой горе Хорив, где было видение Моисею Купины Неопалимой…
А затем на горе Фавор являются и Моисей, и Илия. Они – со Христом, соучаствующие в тайне искупления:
«Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который ему надлежало совершить во Иерусалиме» (Лк. 9,31). Обратите внимание: устрашившимся апостолам Сам Отец говорит:
«Сей есть Сын мой возлюбленный; Его слушайте» (9,35).
А Сам Сын Божий слушал Моисея и Илию!
И еще:
Лишь только после фаворского преображения Спаситель
« в следующий же день» (9,37) , первый раз (!) сказал своим ученикам:
«вложите себе в уши слова сии: Сын человеческий буден предан в руки человеческие» (9,44). То есть слово об исходе Спаситель воспринял от Моисея и Илии!
Говорю это все к тому, что Священная история - это не просто эманации Божества, которые отражаются на святых. Нет! Святые являются непосредственными соучастниками божественного Домостроительства.