Поздравляю с Праздником всех участников форума!
На этой ветке мы начали говорить об учении о логосах преп. Максима Исповедника. Давно читаю его с удовольствием, и многое из слов этого премудрого учителя вошло мне в сердце. Читал и некоторых «максимоведов», но далеко не всех. Углубленного систематического изучения его писаний у меня нет. МИ мне доступен в оригинале, но не настолько я знаток греческого
Довольствуюсь переводами на русский и на три европейских языка, иногда заглядывая в оригинал. В общем, я далеко не специалист. Говорю это потому, что замечаю, как в моих постах меня по-дилетантски иной раз «зашкаливает». Простите меня. Одно оправдание – искреннее желание разобраться в тонких деликатных духовных вещах.
У нас уже и на другой ветке наметилась непростая тема «предвидение – предопределение» ( как я ее для себя сформулировал). Мне бы хотелось бы ее проанализировать на агиоаграфических материалах. Сюда же входит, на мой взгляд, и толкование Максима Исповедника притчи о горчичном зерне, которое отмечено в «Главах о богословии и Домостроительстве» (2, 10), а также и в других параллельных местах. Кстати, под «логосами всех вещей» МИ понимает «все возвышенные логосы чувственных и умозрительных тварей».
Евгений,
Как правило, когда св. Максим говорит просто о "логосе", то он под этим подразумевает все три логоса одновременно: логосы природы, промысла и суда. Иногда он их и перечисляет, но никогда не пишет о существовании четвертого типа логосов -- "индивидуальных", отличных от логосов промысла и суда (тоже индивидуальных). И это неудивительно, в его богословии триады (троичность) играют существенную роль, т. к. все они образы Св. Троицы.
Да, Максим Исповедник неоднократно говорит о логосах Природы, Промысла и Суда (выделю их с большой буквы). Но он и говорит о «пестроте», «множественности» этих логосов, когда противопоставляет им логос Единицы. На мой взгляд, триада этих логосов не всегда прослеживается. В частности, объясняя явление на Фаворе Спасителя с Моисеем и Илией, он двух великих ветхозаветных пророка рассматривает в контексте логосов Промысла и Суда, противопоставляя им (имхо), логос Единицы – Самого Спасителя (может быть, лучше сказать, восполняя логосом Единицы).
Складывается впечатление, что схема триады логосов (Природа, Промысел, Суд), которая, как можно было бы подумать находит «упокоение» в логосе Единицы, замечается более максимоведами, чем самим Максимом Исповедником. Его учение о логосах не схематично, учитывая, что он говорит о «частных» (не хочется сказать «индивидуальных») логосах.
Евгений,
Попытки ввести четвертый тип логосов идут с той же стороны, что и попытки ввести четвертую Ипостась, вроде Софии.
А как тогда можно прокомментировать Максимово
«естество зримых [тварей] содержит в себе и духовные логосы Премудрости»? Это и вопрос о «софийности» всей твари:
« Премудрость Божия, пребывающая во всех тварях».