Исихазм

Автор Тема: Смущение  (Прочитано 21573 раз)

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Смущение
« : 27 Август 2006, 11:43:57 »
Братья, из различных источников слышишь немного различные т.з. на вопрос спасения. Но признанные святые в целом согласны друг с другом. Что это ислючительность христиан или очередное законничество? Учение Истинной Церкви или ошибка во взглядах?
И все-таки, каково ваше мнение на эти ссылки:

http://www.anb.nnov.ru/letters/letter.php?id=203 Свт Игнатий Брянчанинов письма

Цитировать
Сын Божий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (спасению нашему) и отдать душу Свою для искупления многих (верующих) (Мф. 20, 28). Неверующие не спасутся; и из православных многие не спасутся за жестокосердие и немилосердие. Понеже не сотвористе единому сих братии Моих менших, ни Мне сотвористе (Ср.: Мф. 25, 40). Мало спасающихся. Много званых, но мало избранных. Ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери (Лк. 14, 24) за пристрастие к здешней жизни и за неверие и холодность к Богу и дебелость сердца (Ср.: Ис. 6, 10). Лисицы имеют норы, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имеет где голову приклонить (Ср.: Мф. 8, 20).
Св Прав Иоанн Кронштадский

Цитировать
Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе, то есть неверующие, неправо верующие, католики злые, лютеране богохульники и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники. А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни, веры, благочестия. Если мы имеем Дух Христов (Ср.: Рим. 8, 9), если мы будем новою тварью во Христе (Ср.: 2 Кор. 5, 17), то, несомненно, увидим славу Христову и вечно будем наслаждаться ею. Кто мудр и поймет это? — Кто понудит себя к достижению Царствия Божия (Ср.: Мф. 11, 12)?
он же.

Из современных писателей схожую т.з. разделяют о. Серафим Роуз, арх. Лазарь Абашидзе, арх. Рафаил Карелин.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #1 : 27 Август 2006, 14:35:40 »
Виктор, Вы в очередной раз поднимаете этот вопрос, и ответ на него дается не в первый раз. Поскольку проблема спасения людей иной веры волнует не только Вас, поговорим о ней еще.

1. Аскетический способ решения, направленный на приобретение чистоты помыслов. Вообще, человек с чистой душой желает спасения всем, поэтому соблюдает себя и поступает с другими людьми соответственно, не осуждая, милуя, благотворя. Отсюда и само решение - оно высказано сапожником Антонию Великому: все вокруг спасутся, я один погибаю. Другое правило, полученное Антонием в откровении: внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих. У Филарет Московского: Я не знаю спасутся ли католики и протестанты, но знаю, что для меня спасения вне Православия нет. И т.д.

2. Мы можем со всей очевидностью говорить, что о спасении иноверцев в положительном смысле в церкви утверждалось тогда, когда она не являлась по духу своему тоталитарной, особенно, когда она была гонима и в меньшинстве, - находилась в языческом обществе. Вспомним слова ап.Павла о законе Божием в сердце язычников (Послание к Римлянам) или его речь в Ареопаге:  я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.

При победившей религиозной идеологии и слиянии церкви с государством соблюдается "линия партии", когда все верующие и мыслящие по другому выбрасываются за борт тоталитарного корабля с применением карательной силы. В этой ситуации заповедь Господа о любви к врагам выхолащивается и отменяется, а слова ап.Павла об язычниках "забываются". Если какой-либо святой и высказался бы о спасении людей другой веры положительно, то эти слова были также забыты или изъяты.

И только в современную эпоху, когда церковь утратила силу физической расправы над иноверцами, и когда снимаются железные завесы, разделяющие народы, можно говорить о спасении неправославных в положительном смысле, как это делает митр.Антоний Сурожский. Те же, кто утверждает обратное, гонит волну религиозной нетерпимости и подстрекает людей к религиозному экстремизму. В прежние времена государство, кровно заинтересованное в такой позиции - в мягкой или жесткой ее форме, - поддерживало церковь в ее амбициях мирского господства, ныне ситуация изменилась кардинально.

Игнатий Брянчанинов и Иоанн Кронштадский были людьми своей эпохи, и их высказывания несли печать религиозной исключительности и нетерпимости, которые во многом и привели к краху церкви в начале 20-го века.

Институциональный уровень. Католики, начиная со 2-го Ватиканского собора, пытаются энергично выбраться из пучины церковного кризиса. (Напомню, что мнение католической церкви до этого вполне соответствовало православному: вне католической церкви нет спасения.) Православие также поражено экуменизмом, который до недавнего времени в МП проповедовался явно (при поддержке государством, ес-но), а сейчас неявно, но весьма действенно. Вероятно, пройдет свой срок в условные 40 лет, и  человек перестанет озадачиваться проблемой спасения иноверцев больше, чем собственного, по той простой причине, что будет жить среди иноверцев, часто в семьях, члены которой исповедуют разную веру или безверие.

ps Хочу отметить, насколько выродились т.н. современные писатели, отправляющие в ад всех неправославных, по сравнению с писателями прошлого, и как они далеко-далеко отстоят - просто несравнимо - от таких святых 20-го века, как прп.Силуан и митр.Антоний Сурожский.

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #2 : 27 Август 2006, 16:06:25 »
Александр, с первым Вашим пунктом согласиться можно, со вторым однозначно нет. Вот лишь некоторые слова святых отцов отрицавших возможность спасения неправославных (еретиков и иноверцев), и живших в то время, как Церковь, по Вашим словам, “не являлась по духу своему тоталитарной”.

Цитировать
Свт. Игнатий Богоносец: “Итак, убегайте злых произрастений, приносящих смертоносный плод: кто вкусит от него, тот немедленно умирает. Ибо еретики не насаждение Отца”.

Свт. Феофил Антиохийский: “И как есть иные острова - каменистые, безводные, бесплодные, полные диких зверей и необитаемые, опасные для плавающих и подвергающихся буре, об которые сокрушаются корабли и погибают к ним пристающие, так есть учения ложные: это ереси, губящие тех, которые пристают к ним. Ибо они не руководствуются словом истины, но как пираты, наполнив корабли, нарочно ударяются в вышеназванные места, чтобы погубить их, так бывает и с теми, которые уклоняются от истины, - они гибнут от своего заблуждения”.

Свт. Ириней Лионский: “Еретики, приносящие к алтарю Божию чуждый огонь, т.е., чуждые учения, будут сожжены небесным огнем, подобно Надаву и Авиуду (Лев. 10:1,2)”.

Свт. Киприан Карфагенский: “Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева”.

Свт. Мефодий Патарский: “Ибо собрания иноверных надобно назвать темными, мрачными и низко вращающимися звездами, потому что и они присвояют себе знание небесного и веру во Христа, пребывание души на небесах и близость к звездам, как бы чада света, но они низлагаются, будучи увлекаемы кознями дракона, потому что не остаются внутри тройственного образа благочестия, уклоняясь от православного его богопочтения”.


В дополнение можно привести примеры подобных утверждений, высказанных святыми-тайнозрителями, между познаниями которых и мудрованием многих нынешних поборников религиозного синкретизма (вне зависимости от церковного чина), огромное расстояние:

Цитировать
Прп. Симеон Новый Богослов: “Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа никому невозможно спастись, но надобно и научиться слову истины и познать его. Благо есть научиться слову истины, и знать его необходимо, но надобно и Крещение приять во имя Святой и Живоначальной Троицы, для оживления души”.

Свт. Григорий Палама: “Итак, пошлет Он Ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, т.е. еретиков и тех, которые не отступили от грехов и не покаялись; потому что всякий грех является беззаконием; итак, собрав их, ввергнут их в пещь огненную, идеже будет плач и скрежет зубов”.


И последнее. К церковному краху в начале XXв. привело как раз то, что русский народ перестал слушать таких святых как свт. Игнатий и прав. Иоанн, а обратился к учителям, льстящих слуху (ср. 2 Тим. 4:3). Хотя, к сожалению Вы правы, история ничему нас не научила, на так и должно быть. Жаль только тех, через кого соблазн приходит (ср. Мф. 18:7).

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Re: Смущение
« Ответ #3 : 27 Август 2006, 16:25:24 »
Цитата: Виктор
Братья, из различных источников слышишь немного различные т.з. на вопрос спасения. Но признанные святые в целом согласны друг с другом. Что это ислючительность христиан или очередное законничество? Учение Истинной Церкви или ошибка во взглядах?


Виктор, а Вам слова архиеп. Серафима (Соболева): "Только в богословии святых отцов Церкви, основанном на их святой жизни, на их сердечной чистоте, мы можем найти незыблемые основания для безошибочного решения богословских вопросов и, в частности вопроса о спасении".
Перестанем доверять святым отцам, дойдем до недоверия апостолам, и даже это не предел.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #4 : 27 Август 2006, 18:06:06 »
Павел, Вы немного не так меня поняли. И я не так выразился, наверное. Я разделяю т.з. о. Иоанна
Цитировать
А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни, веры, благочестия
и свт. Игнатия
Цитировать
Христиане! познайте Христа! - Поймите, что Вы Его не знаете, что Вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какия-то добрыя дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.

Alexander, как и Павел согласен с пунктом 1. Насчет пункта 2
Цитировать

Игнатий Брянчанинов и Иоанн Кронштадский были людьми своей эпохи, и их высказывания несли печать религиозной исключительности и нетерпимости
Немного не согласен с вами. Свт. Игнатий в своем письме показывает свое отношение к иноверцам таким образом
Цитировать
Сущность всякой ереси - богохульство: Святый Флавиан - Патриарх Константинопольский, запечатлевший кровию исповедание истинной веры, произнес определение поместнаго Константинопольскаго собора на ересиарха Евтихия в следующих словах: «Евтихий, доселе иерей, архимандрит, вполне уличен и прошедшими его действиями и настоящими его объяснениями в заблуждениях Валентина и Аполлинария, в упорном доследовании их богохульству, тем более, что он даже не внял нашим советам и наставлениям к принятию здраваго учения. А потому, плача и воздыхая о его конечной погибели, мы объявляем от лица Господа нашего Иисуса Христа, что он впал в богохульство, что он лишен всякаго священническаго сана, нашего общения и управления его монастырем, давая знать всем, кто отныне будет беседовать с ним или посещать его, что они сами подвергнутся отлучению». Это определение - образчик общаго мнения Вселенской Церкви о еретиках;
[/b]

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #5 : 27 Август 2006, 18:38:38 »
Мне кажется здесь есть путаница понятий. Слово "спасение" имеет два смысла: спасение как процесс (человек спасающийся), и спасение как состояние (человек спасенный). Во втором смысле этого слова фраза "вне Церкви нет спасения" - это почти тавтология. Спасение есть "не иное что как обожение"(прп. Дионисий) - реальное опытное познание Бога и жизнь в общении и единстве с ним. Сообщество людей обьединеных любовью в Боге, знающих Бога "лицом к лицу" - это есть небесная Церковь. Поэтому "вне Небесной Церкви нет спасения", поскольку спасение (в смысле окончательного состояния человека в будущем веке) и есть ни что иное как пребывание в Небесной Церкви.

В первом же смысле этого слова (спасения как процесса) вопрос стоит так: возможно ли в конце концов, в будущем веке, прийти в состояние спасения, присоединиться к Небесной Церкви, пребывая в земной жизни вне границ православной Церкви? На этот вопрос предание по-видимому отвечает положительно (см цитаты ниже).

Итак, например фразу св.Киприана  “Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева” можно понимать по разному:
- для не успевших присоединиться к земной православной Церкви в течении земной жизни окончательное спасение невозможно
- до тех пор пока человек пребывает в за пределами Христовой Церкви, в земной ли жизни или в будущем веке, для него спасение невозможно

Если соотнести высказывания св. Киприана, Игнатия, Иоанна Кронштадского с приведенными ниже цитатами и с традицией Церкви в целом,  то ясно что их фразы следует понимать во втором смысле - пока человек не присоединиться к Небесной Церкви, он не спасен в полном смысле слова. Между прочим это также означает что формально пребывание в земной православной Церкви (Церкви Воинствующей) вовсе не гарантирует присоединение к Небесной Церкви (Церкви Торжествующей).

По другому можно сказать так: спасение - это жизнь в Боге и совершенное знание истины. В этом смысле никто из нас не спасен пока что. Но ясно что если человек находится в заблуждении, если он придерживается ложного мировоззрения, ложных или еретических представлений, ложного отношения к Богу, к людям, ложной аскетики, то:
- во-первых, в смысле процесса спасения, он идет не прямым путем к Богу, его движение либо замедляется, либо останавливается, либо он вообще деградирует
- во-вторых, в смысле состояния спасения, очевидно что спасенный человек знает Истину, пребывает в Боге и в Небесной Церкви, и не может иметь неверных взглядов

Рано или поздно любой человек, если он искренне ищет Бога и Истину, на своем пути в этой жизни или будущей встречается с Богом, вступает в союз с Ним и становится членом Его Церкви. Реально это процесс долгий, растянутый на жизни и эоны, имеющий свои этапы и облекающийся в определенные внешние формы, но не имеющий четких границ и пределов.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #6 : 27 Август 2006, 18:42:05 »
Обещанные цитаты:

“Может быть, они будут там крещены огнем – этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха”
св. Григорий Богослов

“...По примеру Господа и апостолы проповедовали Евангелие в аду. Выходит, что добродетельнейшие из учеников должны подражать своему Учителю и в загробном мире – подобно тому, как они подражали Ему на земле, дабы Логос мог привлечь к себе евреев, нисшедших в ад, а апостолы язычников, или, другими словами всех, кто жил праведно, согласно требованиям той правды, какие предъявляли им закон и человеческая мудрость и, следуя которым, они впадали в частые прегрешения, будучи далеки от совершенства. Достоинству божественного замысла и подобало, чтобы все выказавшие большую праведность и покаявшиеся в заблуждениях прежней жизни – даже если они в иных местах пребывают, – благодаря врожденному знанию сокровенного признали себя достоянием Бога Вседержителя и были спасены. Уповаю, что это и совершит Спаситель, ибо дело Его – спасать. Он и совершил его, привлекая Своей проповедью к спасению всех, кто хочет в Него уверовать – где бы те ни находились”
св. Климент Александрийский

“...Человек до принятия имени Сына Божия мертв, но как скоро примет эту печать, он отлагает мертвость и воспринимает жизнь. Печать же эта есть вода; в нее сходят люди мертвыми, а восходят из нее живыми... Апостолы и учители, проповедовавшие имя Сына Божия, скончавшись с верою в Него и с силою, проповедовали Его и преждепочившим и сами дали им печать; они вместе с ними нисходили в воду и с ними опять восходили. Но они нисходили живыми, а те, которые почили прежде них, нисходили мертвыми, а вышли живыми; чрез апостолов они восприняли жизнь и познали имя Сына Божия, и потому взяты вместе с ними и положены в здание башни (Церкви – А.З.); они употреблены в строение не обсеченные, потому что они скончались в праведности и чистоте, только не имели этой печати,”
Пастырь Ерма

“Под мертвыми (1 Петр. 4, 5) следует разуметь всех мертвых ко дню последнего Суда Христова, то есть как слышавших слово евангельское во время земной жизни, так и не слышавших... Если бы Евангелие Христово не коснулось слуха всех умерших, то не все умершие подлежали бы и Суду Христову. Таким образом, в настоящем стихе дается основание думать, что, подобно тому, как умершие до пришествия Христова на землю были оглашены проповедью Евангелия во аде через умершего и снисшедшего во ад Христа, так и умершие по пришествии Христовом, но не слышавшие на земле проповеди евангельской и не ведавшие Христа, будут оглашены таковою проповедью во аде”
Епископ Григорий. Изъяснение труднейших мест 1-го Послания святого апостола Петра.

«Церковь твердо верует, что вне Христа, вне Крещения и Церкви спасение невозможно. Однако не все, кто на земле не знал Христа, лишаются всякой возможности избавления от ада, так как и в аду слышна проповедь Евангелия. Создавая человека свободным, Бог взял на Себя ответственность за его спасение, и это спасение уже совершено Христом. Тот, кто сознательно отвергает Христа и Его проповедь, делает выбор в пользу диавола и сам является виновником собственного осуждения: «Не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). Но как может быть осужден тот, кто вообще не слышал Евангелия? «Предположите, - говорит Климент Александрийский, - что умершим до пришествия Господня Евангелие не было проповедано: тогда выйдет, что как спасение их, так и осуждение суть дело вопиющей несправедливости». Точно так же и умершим после пришествия Христа, которым не было проповедано Евангелие, не может вмениться ни вера, ни неверие. Поэтому Христос и благовествует во аде, чтобы каждый созданный Им человек мог сделать выбор в пользу добра или зла и в соответствии с этим выбором или спастись, или быть осужденным»
Епископ Илларион (Алфеев). Таинство веры.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #7 : 27 Август 2006, 18:43:45 »
И еще, из книги «Избранные вопросы православной апологетики», сайт: http://apologia.sobor-spb.ru/

Спасутся только православные?
Ответ: Христианской Церкви часто приписывают учения, которых Она не исповедует. Все ли спасутся или нет? Прежде всего, необходимо сказать, что Бог « хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Не какой-то избранный народ, или группа людей объединенных по любым признакам, а все! Если человек никогда не знал Иисуса Христа, никогда не имел возможности познакомится со Священным Писанием, будет ли он гореть в аду? В Новом Завете есть ответ на этот вопрос: « Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:11-16). Как видим, язычники будут судиться не по Евангелию, а по закону совести, написанному в их сердцах. Спасение невозможно для тех, кто, слыша Евангельскую весть, отверг ее. Сознательное богоборчество есть хула на Духа Святого: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32). Что значат эти слова? Блаженный Феофилакт Архиепископ Болгарский так толкует этот евангельский стих: «…кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущего по-человечески, и называет Его другом блудников, сластолюбцем и винопийцею за то, что Христос так поступал, — такой человек, если и не покается, не даст в том ответа, получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, поскольку не имел никакой благовидной причины к хуле…» (1). Христиане не утверждают, что все, кто не принадлежит к Православной Церкви, обязательно погибнут. Мы предаем этот вопрос милости Божьей, так как нам не известен суд Божий: «Внешних…судит Бог» (1Кор.5:13), но конец света не наступит раньше, чем Евангелие не будет проповедано до всех концов земли (Мф.24:14). Мы утверждаем, что нет спасения для тех, кто занимается сознательным богоотвержением и, что нет спасения вне Христа.

Ira

  • Гость
Смущение
« Ответ #8 : 27 Август 2006, 20:21:08 »
Цитата: Павел
Александр, с первым Вашим пунктом согласиться можно, со вторым однозначно нет. Вот лишь некоторые слова святых отцов отрицавших возможность спасения неправославных (еретиков и иноверцев), и живших в то время, как Церковь, по Вашим словам, “не являлась по духу своему тоталитарной”.

У меня ко всем вопрос:

Из описаний, какой должна быть нееретическая церковь: чтобы приемство епископов было от Апостолов, например. Насколько известно истории, во всех церквях почти имели место "перевороты", то есть, когда снимали епископов и ставили других, называя прежних епископов еретиками. Возможно ли такое, чтобы епископ оказался еретиком, а церковь, которую он возглавлял нет? А если епископа сняли и поставили другого, то не нарушает ли это апостольского приемства? Меня волнует вопрос, какие еще признаки нееретической церкви известны из писаний святых? Интересны и даты описания.

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #9 : 27 Август 2006, 20:38:53 »
Евгений, Вы напрасно поставили пред именем Климента Александрийского сокращение “свт.” Климент не был святым отцом, и именно по причине его уклонения от церковного учения.

В “Пастыре Ермы” говорится об известном в предании Церкви факте спасения ветхозаветных праведников, которое не имеет отношение к умершим после проповеди Евангелия. Отличие только в том, что у него в аду проповедовали апостолы, а не Господь.

Далее. Евгений, цитата свт. Григория Богослова приведена Вами естественно без контекста (ввиду его большого объема), поэтому может вызвать неправильное понимание слов святого. Если мы прочитаем Слово 39 свт. Григория, то станет видно, что “крещение” о котором он говорит, метафорично-насмешливо подразумевает под собой “огонь неугасимый” вечного наказания, относит он эти слова к падшим во время гонения и не хотевшим покаяться при этой жизни. Прочитайте где свт. Григорий чуть ранее перечисляет все виды крещения: Моисея, Иоанна Крестителя, водою и Духом, мученическое, и оканчивает слезным крещением, которое есть, по его словам, последнее.
Заодно можно обратиться к Слову 15 свт. Григория, в котором он четко и ясно отрицает возможность какого-то там посмертного спасения:

Цитировать
«Ибо как выше смерти поминали здесь Бога, так для отшедших отсюда нет исповедания и исправления во аде (Пс. 6:6); потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного»


Короче говоря, эта известное неправомыслие озвученное в последнее время проф. Осиповым, - о крещении в аду, - уже подробно раскритиковано более богословски грамотными людьми чем я, Вы наверняка об этом читали, поэтому не буду попусту тратить время, и свое и Ваше.
С уважением.

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #10 : 27 Август 2006, 20:58:08 »
Цитата: Виктор
Павел, Вы немного не так меня поняли. И я не так выразился, наверное. Я разделяю т.з. о. Иоанна

Виктор, я догадывался об этом. :D  
Просто я еще ни разу не встречал, чтобы подобные вопросы и ответы на них кого-то переубедили. После бурных дебатов, все остаются при своем мнении. Одни еще больше укрепляются в своем неправомыслии, а другие долго восстанавливают свое душевное равновесие после споров. Приведу напоследок слова того же свт. Игнатия (Брянчанинова), которых хоть и понимал всю пагубность ереси, однако понимал и то, что “словопрение - самое слабое оружие против еретиков, оружие более вредное, нежели полезное. Оно делается таким сообразно свойству душевного недуга - ереси. Гордая ересь не терпит обличений, не терпит побуждения. От обличений она ожесточается; от побеждений приходит в неистовство. Это доказали бесчисленные опыты. Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее - молчаливым приветствием, смирением, любовью, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему”.
Так не будем лить воду на мельницу "лжеца и отца лжи".
Помощи Вам, Божией.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #11 : 27 Август 2006, 22:21:56 »
Цитата: Павел
Короче говоря, эта известное неправомыслие озвученное в последнее время проф. Осиповым, - о крещении в аду, - уже подробно раскритиковано более богословски грамотными людьми чем я, Вы наверняка об этом читали, поэтому не буду попусту тратить время, и свое и Ваше.


Варианта проф. Осипова здесь не требуется. Для непринявших крещение в земной жизни возможно крещение после воскресения но до Суда. Об этом например писал о.Феогност http://abbatus-mozdok.livejournal.com/396373.html
Это вполне согласуется со словами свт.Григория («Ибо как выше смерти поминали здесь Бога, так для отшедших отсюда нет исповедания и исправления во аде (Пс. 6:6); потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного»). Действительно, во аде (периоде между смертью и воскресением) нет исправления и крещения, но есть "исследование соделанного". Для чего дается возможность "исследования соделанного"? - чтобы люди могли по воскресении покаяться и принять крещение если пожелают.

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #12 : 27 Август 2006, 23:31:08 »
Цитата: Evgeny
Варианта проф. Осипова здесь не требуется. Для непринявших крещение в земной жизни возможно крещение после воскресения но до Суда. Об этом например писал о.Феогност http://abbatus-mozdok.livejournal.com/396373.html
Это вполне согласуется со словами свт.Григория («Ибо как выше смерти поминали здесь Бога, так для отшедших отсюда нет исповедания и исправления во аде (Пс. 6:6); потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного»). Действительно, во аде (периоде между смертью и воскресением) нет исправления и крещения, но есть "исследование соделанного". Для чего дается возможность "исследования соделанного"? - чтобы люди могли по воскресении покаяться и принять крещение если пожелают.

Евгений, говорят, что лучшим способом узнать правильно ли поняты слова святого отца – это попросить его в молитве о вразумлении. Возможно в наше время, когда в умах многих современных богословов рождаются все более и более смелые гипотезы, это лучший способ не оступиться. Спасибо за ссылку.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #13 : 28 Август 2006, 01:20:41 »
Да, существует эта подмена: Церкви, как Тела Христова, - церковным институтом. Скажем, ап.Павел говорил одно, а у Киприана Карфагенского находят другое, и тогда, не имея ни мудрости, ни силы, уже не могут вместить и соединить оба церковных мнения - и изымают Павловы слова из обращения. И сжимается церковный институт как шагреневая кожа: сначала отбрасываются ереси, затем начинаются расколы - и вот уже каждая группировка виновата перед правилами и канонами, а расколы продолжаются, и единство, если оно сохраняется по видимости - как в МП, - то за счет бесконечных компромиссов, соглашательств и отступлений.

Церковь - это не шагреневая кожа церковного института, и осознанное вхождение в Церковь - спасение - может совершаться в посмертии, поскольку при жизни был уже сделан правильный выбор внутри человека - в его сердце, но сознательного оформления этот выбор при жизни еще не получил. Господь - Сердцеведец, Он смотрит в сердце человека, и если сердце гнилое, то формальное пребывание в рядах земной церкви спасения не дарует.

А язычники... и тут старательно забывают слова ап.Павла о Божьем законе в сердцах, с легкостью отправляя всех их в ад вкупе с христианами, думающими по иному. Отсутствие Христовой любви - вот оно - начало-начал апостасии в церкви, и все дары без этой любви - ничто, и набегающая волна времени разрушает песчаные замки, где поселялись исключительно праведные люди, думая, что песочные стены их сооружений - до небес.

Кто не вошел в Тело Христово, тот и не спасся - вот смысл отеческих поучений.

Я вспоминаю одну воцерковленную знакомую - интеллигентную женщину, которая ослепшим языком отправляла в ад блаженную Терезу Калькутскую. Да, - говорила эта дама, - Тереза - праведница, но ведь не может быть спасена, потому что католичка. Только катастрофическая потеря благодати порождает такое человеконенавистничество. И каждый свободен в своем выборе: проклинать в ад миллионы добрых "самарян" только потому, что они не "иудеи", или заняться делом собственного спасения, учась и у "самарян", если они добрые.

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #14 : 28 Август 2006, 20:45:27 »
Еще несколько высказываний святых отцов о невозможности спасения человека после смерти, в качестве дополнения к вышеприведенным словам свт. Григория Богослова. Может кому-то (тем кто не считает святых богословов “нетерпимыми” и “язычниками”) в будущем и пригодиться для объективной оценки разнообразных теорий загробного существования.

Свт. Климент Римский: “Итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мире этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедаться или покаяться”.

Сщмч. Киприан Карфагенский: “Муки казни будут тогда без плода покаяния, слезы напрасны, мольба не действительна. Поздно поверять в вечную казнь те, которые не хотели верить в вечную жизнь. Позаботьтесь же, пока можно, о своей безопасности и жизни. От души подаем спасительный совет... Когда настанет исход отсюда, не будет уже никакого места покаянию, никакого действительного удовлетворения. Здесь жизнь или теряется, или сберегается. Здесь обеспечивается вечное спасение почитанием Бога и делами веры”.

Свт. Кирилл Иерусалимский: “Когда говорится, что не воскреснут нечестивые на суд, то это означает, что они воскреснут не для суда, а для осуждения. Ибо для Бога не нужно долговременное испытание, но вместе с тем, как воскреснут нечестивые, последует и наказание. И когда говорится: не мертвые восхвалят Тя, Господи, то сим показывается, что время покаяния и отпущения грехов ограничивается только сею жизнью, в течение которой получившие оное восхвалят Тебя; а окончившие жизнь во грехах после смерти своей уже не возмогут хвалить Тебя подобно тем, которые получат благодеяние: они должны будут плакать: ибо хваление прилично благодарящим, а плач наказуемым. Посему праведные будут тогда хвалить Бога, а умершим в грехах не время уже будет славить Его”.

Прп. Ефрем Сирин: “Будем молиться, пока есть на это время. Здесь, пока мы в этой жизни, всегда можем умилостивить Бога. Не трудно здесь снискать нам прощение, и благовременно для нас ударять в дверь Его милосердия. Прольем слезы, пока еще время принятию слез, чтобы, отшедши в тамошний век, не плакать бесполезно; ибо там ни во что вменяются слезы... Здесь выслушивает Он нас, если взываем к Нему; здесь прощает, если просим о том; здесь изглаждает беззакония наши, если мы благопризнательны. Здесь утешение, там допрос; здесь терпение, там строгость; здесь снисхождение, там справедливость; здесь свобода, там суд”.

Свт. Василий Великий: “По отшествии из этой жизни нет уже время для добрых дел; потому что Бог по долготерпению своему время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу» и «Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем праведный суд воздаяния”.

Свт. Иоанн Златоуст: “Если ныне, находясь еще на поприще, мы не совершим подвигов добродетели и не будем избегать сетей зла, то впоследствии, хотя и станем обвинять самих себя, но уже тщетно: тогда раскаяние будет уже бесполезно. Пока мы находимся в настоящей жизни, возможно еще, раскаявшись, получить оттого пользу, и очистив прежние согрешения, удостоиться милосердия от Господа. Если же, опустив настоящее время (жизни), будем внезапно (от нее) восхищены, то, хотя и будем тогда каяться, но уже не получим от того никакой пользы”.

Прп. Иоанн Дамаскин: “Нужно знать, что падение для ангелов тоже, что смерть для людей. Ибо после падения не им покаяния, как и людям нет покаяния после смерти”.

Блж. Феофилакт Болгарский: “После отшествия от сей жизни, не время каяться и делать”.