Еще несколько высказываний святых отцов о невозможности спасения человека после смерти, в качестве дополнения к вышеприведенным словам свт. Григория Богослова. Может кому-то (тем кто не считает святых богословов “нетерпимыми” и “язычниками”) в будущем и пригодиться для объективной оценки разнообразных теорий загробного существования.
Свт. Климент Римский: “Итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мире этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедаться или покаяться”.
Сщмч. Киприан Карфагенский: “Муки казни будут тогда без плода покаяния, слезы напрасны, мольба не действительна. Поздно поверять в вечную казнь те, которые не хотели верить в вечную жизнь. Позаботьтесь же, пока можно, о своей безопасности и жизни. От души подаем спасительный совет... Когда настанет исход отсюда, не будет уже никакого места покаянию, никакого действительного удовлетворения. Здесь жизнь или теряется, или сберегается. Здесь обеспечивается вечное спасение почитанием Бога и делами веры”.
Свт. Кирилл Иерусалимский: “Когда говорится, что не воскреснут нечестивые на суд, то это означает, что они воскреснут не для суда, а для осуждения. Ибо для Бога не нужно долговременное испытание, но вместе с тем, как воскреснут нечестивые, последует и наказание. И когда говорится: не мертвые восхвалят Тя, Господи, то сим показывается, что время покаяния и отпущения грехов ограничивается только сею жизнью, в течение которой получившие оное восхвалят Тебя; а окончившие жизнь во грехах после смерти своей уже не возмогут хвалить Тебя подобно тем, которые получат благодеяние: они должны будут плакать: ибо хваление прилично благодарящим, а плач наказуемым. Посему праведные будут тогда хвалить Бога, а умершим в грехах не время уже будет славить Его”.
Прп. Ефрем Сирин: “Будем молиться, пока есть на это время. Здесь, пока мы в этой жизни, всегда можем умилостивить Бога. Не трудно здесь снискать нам прощение, и благовременно для нас ударять в дверь Его милосердия. Прольем слезы, пока еще время принятию слез, чтобы, отшедши в тамошний век, не плакать бесполезно; ибо там ни во что вменяются слезы... Здесь выслушивает Он нас, если взываем к Нему; здесь прощает, если просим о том; здесь изглаждает беззакония наши, если мы благопризнательны. Здесь утешение, там допрос; здесь терпение, там строгость; здесь снисхождение, там справедливость; здесь свобода, там суд”.
Свт. Василий Великий: “По отшествии из этой жизни нет уже время для добрых дел; потому что Бог по долготерпению своему время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу» и «Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем праведный суд воздаяния”.
Свт. Иоанн Златоуст: “Если ныне, находясь еще на поприще, мы не совершим подвигов добродетели и не будем избегать сетей зла, то впоследствии, хотя и станем обвинять самих себя, но уже тщетно: тогда раскаяние будет уже бесполезно. Пока мы находимся в настоящей жизни, возможно еще, раскаявшись, получить оттого пользу, и очистив прежние согрешения, удостоиться милосердия от Господа. Если же, опустив настоящее время (жизни), будем внезапно (от нее) восхищены, то, хотя и будем тогда каяться, но уже не получим от того никакой пользы”.
Прп. Иоанн Дамаскин: “Нужно знать, что падение для ангелов тоже, что смерть для людей. Ибо после падения не им покаяния, как и людям нет покаяния после смерти”.
Блж. Феофилакт Болгарский: “После отшествия от сей жизни, не время каяться и делать”.