Исихазм

Автор Тема: И.Концевич об исихазме  (Прочитано 13220 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

И.Концевич об исихазме
« : 15 Август 2004, 12:16:01 »
Привожу из ЖЖ: http://www.livejournal.com/users/trefo_elpida/47615.html?#cutid1

Концевич Иван Михайлович, 1893-1965.
... почти всеобщее отрицательное отношение к исихазму, или, в лучшем случае, равнодушие к нему, наблюдаемое, как в прошлом столетии, так и в начале настоящего* и только в последнее время стал проявляться интерес к исихазму. [...]Запад, с самого начала так называемых исихастических споров в XIV в., отнесся отрицательно к исихазму. Кроме того, в прошлом столетии ... после увлечения западным мистицизмом, как реакция, появился страх уже ко всякой мистике, даже православной. "Из страха мистических заблуждений и чрезмерностей, - говорит проф. прот. Г.Флоровский, - тогда стали избегать и Макария Египетского, и Исаака Сирина, и умно-сердечная молитва уничтожена и осмеяна, как зараза и пагуба".
...* Возьмем для примера хотя бы академический курс Патрологии ... (1805-1866) ... . Здесь предусмотрительно избегается разбор тех творений Св. Отцов, где говорится об умном делании. .... И даже ... в "Настольной книге для священнослужителя", Булгаков, Киев, 1913..., говорится об исихастах, что они "отличались самой странной мечтательностью...". [...] ...исихасты, защищаемые Паламой, одержали победу на Константинопольском соборе 1341 г., но: "вздорное мнение исихастов об условиях восприятия несозданного света вскоре было предано забвению". В книге Булгакова, в этом официальном руководстве, предлагаемом всему духовенству большой православной страны, в книге, прошедшей строгую духовную цензуру, обнаруживается полное невежество в вопросе об исихазме и наивно повторяется старая клевета....
(с) Концевич. "Стяжание Духа Святого на путях Древней Руси" (сильно сокращенные отрывки из Введения):

Полностью:  http://www.hesychasm.ru/library/kontsevich/pn_0.htm

---

Мой комментарий.

Сейчас интерес появился... в большей степени у неправославных. :)

Остается и отрицательное отношение, а равнодушие сменяется подсознательным страхом: исихазм становится именем какого-то скрытого, подсознательного ощущения своей недостаточности, неполноты, не глубины. Вроде доказали сами себе свою вероисповедальную исключительность и стали самодостаточными, а тут скребет и скрежещет в сердце страх перед тем, что главное - смысл жизни христианской - не обретено. И начинается бегство вовне...

Чтобы убедиться, что я не сгустил краски, достаточно пройтись (по русскому) интернету, и посмотреть на обилие сайтов и материалов на йогическую и суфийскую тематику, а как мало про исихазм, и это в православной стране.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: И.Концевич об исихазме
« Ответ #1 : 15 Август 2004, 22:16:19 »
Верно, Саша. о. Иоанн Журавский в статье "Тайна Царствия Божия"
(http://pravbeseda.org/library/?page=book&id=516) высказывает ту же мысль, хотя и в довольно жесткой форме. Тут еще проблема в том что отцы исихасты были сами монахами и писали преимущественно для монахов, да еще и во времена когда были доступны опытные с этом деле духовники, так что можно было жить по послушанию. Пять томов Добротолюбия посвящены детальному описанию такого пути. Наша ситуация противоположна - мы живем в миру и в отсутствии опытных руководителей. Это видимо является одной из причин предубежденности большинства православных мирян против исихазма что якобы исихазм - для монахов и отшельников, а мы в миру будем спасаться внешними делами и надеяться на милость Божию. Но тот кто любит Господа не может успокоить себя такими отговорками. И все же надо признать что путь умного делания в миру в наши последние времена осукдения веры гораздо менее разработан в святоотеческой литературе. Единственное исключение - труды св. Игнатия Брянчанинова о Иисусовой молитве в миру и о "жизни по совету", а также труды св. Феофана. Вот кстати неплохая статья на эту тему: Игнатий (Душеин), игум. Святитель Игнатий Брянчанинов об образе жительства христиан "последних времен"
http://pravbeseda.org/library/?page=book&id=311

Еще одна причина предубеждения против исихазма - страх перед прелестью. Здесь уместно привести цитату из статьи Инока Всеволода "Богообщение":
"Ныне многие пренебрегают непрестанной молитвой, по той причине, что из-за нея, якобы, можно впасть в прелесть. Такие люди успокаивают себя той отговоркой, что им, как новоначальным невозможно заниматься умно-молитвенным деланием... Но, ведь, каждый совершенный подвижник был когда-то новоначальным, потому страхования против непрестанной молитвы есть дело лукаваго. Единственная опасность, грозящая не только новоначальным, но и совершенным; не только делателям Иисусовой молитвы, но и тем, кто молится исключительно по молитвослову — заключается в гордыне, самомнении и превозношении при молитве. Но эти состояния не из молитвы проистекают, а из падшаго человеческаго естества прельщаемаго диаволом. Защита от этих состояний состоит в том, чтобы искать в непрестанной молитве только одного дара — зрения своих согрешений, и только одного плода — очищения от страстей. А иначе не миновать прелести. Прелесть же по слову архиеп. Феофана (Быстрова) “состоит в том, что человек начинает порываться жить выше своей меры. Еще не очистившись от страстей, стремится к жизни созерцательной, мечтает о духовно-благодатных наслаждениях. В этом случае человека постигает гнев Божий, который состоит в том, что от человека за высокоумие отступает благодать Божия, и он подпадает под влияние лукаваго”


Надеюсь этот форум станет местом для желающих идти путем внутренней молитвы где можно осуществить такую жизнь по совету - посоветоваться с близкими по духу людьми, получить поддержку в минуты искушения, получить ответы на вопросы.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: И.Концевич об исихазме
« Ответ #2 : 16 Август 2004, 00:05:10 »
Здесь есть еще один момент. В наше время на исихазм стали смотреть как на некое "элитарное" течение в православии, некий очередной "изм", мудрствование, без которого можно и так спастись. Исихазм ассоциируется с томами Добротолюбия, св. отцов и боголсловов нетварного света, да и слово "исихазм" звучит как-то научно-иностранно (потому я его это слово не очень люблю, предпочитаю фразу "внутренняя молитва"). Простой христианин задается вопросом "Неужели я должен прочитать все эти десятки книг выложенные в библиотеке чтобы спастись?". Конечно неграмотные крестьяне и без "исихазма" спасались по смирению и милости Божией, но с другой стороны внутренняя молитва ближе и проще для проствх людей чем православная догматика и богословие. Ведь и Странник и св. Силуан Афонский были малограмотными крестьянами и св. Григория Паламу не читали. Здесь уместно вспомнить изречение преп. Симеона Нового Богослова "Кто чисто молится тот и богослов".

А вообще исихазм отделять в какое-то отдельное течение нельзя, это (перефразируя Вашу фразу на стартовой странице) - сердце православия. А инок Всеволод где-то в своем дневнике сказал даже более категорично - "Где нет непрестанной Иисусовой молитвы, там нет православия". Уместно здесь еще привести цитату из книги Игумена Петра (Пиголь) "Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники":

"Родоначальником исихазма иногда считают преподобного Симеона Нового Богослова, жившего в XI веке. Он, как известно, первый ясно изложил учение о богосозерцании. Но исихазм и в то время не представлял собой нечто новое. Это направление духовного опыта православия изначально было известно в Церкви, ибо начало его восходит ко времени возникновения христианства. Исихазм есть не что иное, как учение о духовной жизни в Православной Церкви. Следуя именно этому учению, бесчисленное множество подвижников достигали святости и блаженного единения с Господом. Главная же заслуга исихастов XIV века и их учителей состоит в том, что они напомнили забытый путь богопознания и богообщения, изложили его в стройном, систематическом виде и сумели увлечь на богодарованные стези множество последователей и сторонников.

К сожалению, частое, хотя и вполне закономерное упоминание о преподобном Григории Синаите как об основоположнике исихазма, как о создателе школы исихастского делания иногда приводит к неверному пониманию сути этого явления. Исходя из ошибочных предположений, критики восточноправославных методов духовной жизни пытаются объяснить явление исихазма и особенности учения преподобного Григория существованием в восточной аскетике разных направлений духовной жизни, основанных на различных принципах.

Опыт православия показывает, что никаких “школ” духовной жизни, подобно тому как это произошло в средние века в Западно-Католической Церкви, в Восточно-Православной Церкви не было и нет. В Католической Церкви возникло деление монашества по орденам, каждый из которых имел свои отличительные принципы и методы духовной жизни. В ней существовало несколько канонически утвержденных школ, например кармелитская, францисканская, доминиканская, бенедиктинская. Различие принципов и методов этих школ дает исследователям право говорить о разной направленности мистики западной и православной Церквей. “Можно смело утверждать, — отмечает архимандрит Киприан (Керн), — что восточная традиция мистиков знает и учит об очищении сердца, о борьбе со страстями, о молитвенных упражнениях, но все это группировать в какие бы то ни было течения рискованно и неверно. Этих течений нет. Характерные признаки, по которым бы можно было различить "школы" духовной жизни, нельзя найти” [60, с. 64].

Следовательно, если мы встречаемся с упоминанием о различных православных школах, названных по имени создателей, то всегда надлежит помнить о единстве основ их духовного пути. Так что наименование преподобного Григория Синаита основоположником означает не изобретение им новых принципов духовной жизни, а возрождение и обновление того единого духовного пути, который изначально пребывает в Церкви. В так называемой школе преподобного Григория Синаита преподавалась наука о стяжании благодати Духа Святого, — наука о воспитании человека для Царствия Божия. Это воспитание совершалось не в рамках одной школы, а в общем русле церковной традиции, в русле святоотеческой церковности.

“В этой духовности нет ничего особенно нового, разве только интенсивность этого движения в XIV веке и его широкое распространение... По своему существу это было древнее созерцательное и мистическое предание восточного монашества, уже представленное в IV—V веках Евагрием и Макарием” [45, с. 9], а в XI веке сформулированное преподобным Симеоном Новым Богословом.
"

Александр

  • Гость
И.Концевич об исихазме
« Ответ #3 : 03 Январь 2005, 19:59:58 »
Скажите, господа, а известен ли вам кто либо из ныне живущих православных подвижников, живущих в абсолютном уединении и
практикующих исихазм по прямому примеру отцов пустынников?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

И.Концевич об исихазме
« Ответ #4 : 03 Январь 2005, 20:28:45 »
Цитата: Александр
Скажите, господа, а известен ли вам кто либо из ныне живущих православных подвижников, живущих в абсолютном уединении и
практикующих исихазм по прямому примеру отцов пустынников?


В абсолютном уединении - не слыхал, а в полу-уединении есть. В Америке я знаю скит преп. Исаака Сирина где живут несколько монахов довольно уединённо по древнему скитскому уставу (близко к уставу преп. Нила Сорского) и практикуют исихазм. Знаю также одного монаха в Канаде, он полгода в год проводит на Афоне, а остальное время живет где-то уединённо в Канадских лесах. Вообще такие люди свой образ жизни не афишируют и потому мало известны миру.

tony

  • Гость
Re: И.Концевич об исихазме
« Ответ #5 : 15 Декабрь 2008, 23:30:10 »
Цитата: Александр
Скажите, господа, а известен ли вам кто либо из ныне живущих православных подвижников, живущих в абсолютном уединении и
практикующих исихазм по прямому примеру отцов пустынников?

В Америке я знаю скит преп. Исаака Сирина где живут несколько монахов довольно уединённо по древнему скитскому уставу (близко к уставу преп. Нила Сорского) и практикуют исихазм.
где это находится, подскажите пожалуйста. может быть навещу их летом.

tony

  • Гость
Re: И.Концевич об исихазме
« Ответ #6 : 16 Декабрь 2008, 20:52:18 »
если не удобно на форуме размещать их месторасположение, напишите вличку.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: И.Концевич об исихазме
« Ответ #7 : 16 Декабрь 2008, 22:33:44 »
Местонахождение Evgeny, к сожалению, не известно. Он не ведет и свой жж...

tony

  • Гость
Re: И.Концевич об исихазме
« Ответ #8 : 17 Декабрь 2008, 07:16:25 »
спасибо, я тогда у батюшки своего узнаю. может быть он слышал.

Старец Игорь

  • Сообщений: 15
    • Просмотр профиля

Re: И.Концевич об исихазме
« Ответ #9 : 04 Май 2009, 15:46:22 »
Скажите, господа, а известен ли вам кто либо из ныне живущих православных подвижников, живущих в абсолютном уединении и
практикующих исихазм по прямому примеру отцов пустынников?
Вас что больше интересует суть умно-сердечной молитвы или житиё отшельника? Менделеев имел две жены, но создал таблицу, которая превратила химию из магии в науку. Я вспомнил о нём, потому что его имение было на улице, которая за окном.

Старец Игорь

  • Сообщений: 15
    • Просмотр профиля

Re: И.Концевич об исихазме
« Ответ #10 : 04 Май 2009, 15:51:41 »

А вообще исихазм отделять в какое-то отдельное течение нельзя, это (перефразируя Вашу фразу на стартовой странице) - сердце православия. А инок Всеволод где-то в своем дневнике сказал даже более категорично - "Где нет непрестанной Иисусовой молитвы, там нет православия". Уместно здесь еще привести цитату из книги Игумена Петра (Пиголь) "Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники":

Вообще-то профессор Осипов говорит, где нет любви, там нет православия. Бог есть любовь, а не молитва, даже такая важная как Иисусова.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: И.Концевич об исихазме
« Ответ #11 : 04 Май 2009, 16:20:52 »

А вообще исихазм отделять в какое-то отдельное течение нельзя, это (перефразируя Вашу фразу на стартовой странице) - сердце православия. А инок Всеволод где-то в своем дневнике сказал даже более категорично - "Где нет непрестанной Иисусовой молитвы, там нет православия". Уместно здесь еще привести цитату из книги Игумена Петра (Пиголь) "Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники":

Вообще-то профессор Осипов говорит, где нет любви, там нет православия. Бог есть любовь, а не молитва, даже такая важная как Иисусова.
Так же нельзя сказать что Бог есть православие. Непрестанная молитва путь к Богу, а в православии верное учение о ней и помощь в Таинствах. Кстати профессор Осипов академического плана богослов, и его мнение трудно считать опытным. Тем более учитывая его некоторые сомнительные, если не сказать еретические воззрения на Пресуществление.

Багульник

  • Сообщений: 307
    • Просмотр профиля

Re: И.Концевич об исихазме
« Ответ #12 : 04 Май 2009, 18:07:58 »
где нет любви, там нет православия.
любовь редкое качество, настолько редкое, что кроме Иисуса Христа за все время так и не было человека тождественного любви?

значит  все православие может вместиться и осуществляться и в одном человеке..в том, в ком есть любовь?

Однако, православным себя считают многие..только за счет устремленности..хотя бы к этой любви, к Богу.