Спасибо,
Александр. Но, если мы опять-таки посмотрим приведенную Вами цитату в контексте, то видно, что преподобный Серафим говорит о состоянии язычников до пришествия Иисуса Христа. Приведу эту цитату в более полном виде, где выделяю признаки указывающие на прошлое время:
«У евреев потом были заведены особые пророческие училища, где учили распознавать признаки явления Божьего или Ангелов и отличать действия Святого Духа от обыкновенных явлений, случающихся в природе благодаря неблагодатной земной жизни. Симеону Богоприимцу, Богоотцам Иоакиму и Анне и многим бесчисленным рабам Божиим бывали постоянные, разнообразные въяве Божественные явления, гласы, откровения, оправдывавшиеся очевидными чудесными событиями. Не с такой силой, как в народе Божием, но проявление Духа Божьего действовало и в язычниках, не ведавших Бога Истинного, потому что и из их среды Бог находил избранных Себе людей. Таковы, например, были девственницы - пророчицы, сивиллы, которые обрекали себя на девство, хотя для Бога неведомого, но все же для Бога, Творца вселенной и Вседержителя и Мироправителя, каковым Его и язычники сознавали. Также и философы языческие, которые хотя и во тьме неведения Божественного блуждали, но, ища истины, возлюбленной Богу, могли быть по самому этому Боголюбезному исканию не непричастными Духу Божьему, ибо сказано: "когда язычники, не имеющие закона, по природе законное творят и угодное Богу делают" (Рим. 2:15). А истину так ублажает Господь, что сам про нее Духом Святым возвещает: "Истина возникает от земли, и правда приникает с небес" (Пс. 84:12).
Так вот, и в еврейском священном, Богу любезному народе, и в язычниках, неведающих Бога, все-таки сохранилось ведение Божие, т.е., батюшка, ясное и разумное понимание того, как Господь Бог Дух Святой действует в человеке и как именно и по каким наружным и внутренним ощущениям можно удостовериться, что это действует Господь Бог Дух Святой, а не прелесть вражеская. Таким то образом все это было от падения Адама до пришествия Господа нашего Иисуса Христа во плоти в мир»
Что же касается церковной цензуры, то напомню, что такие же мысли спокойно пропускались цензурой, например, в творениях Климента Александрийского, у сщмч. Иустина Философа, у свт. Иоанна Златоуста. Об этом спокойно упоминали в своих книгах и лекциях такие дореволюционные ученные как Сагарда Н.И., Спасский А.А., прот. Константин Скворцев. А одну из стен Благовещенского собора Московского Кремля украшают фигуры, например, Гомера и Плутарха. Так что насчет цензуры Вы не совсем правы, но дело не в этом.
Виктор, в который раз уже приводит слова свт. Игнатия и прав. Иоанна, которые пишут о временах после пришествия Иисуса Христа. А Вы ему противопоставляете слова апостола Павла и прп. Серафима, касающиеся ветхих времен.
Кстати, возвращаясь к ап. Павлу. Посмотрите, пожалуйста, толкования на 2 главу Послания к Римлянам, например, свт. Иоанна Златоуста, блж. Феодорита Кирского, блж. Феофилакта Болгарского и даже “подцензурного” свт. Феофана Затворника. Все они говорят, что в часто цитируемых Вами словах, апостол ведет речь опять-таки “о живших до пришествия Христова”, и о чем говорил Мотовилову прп. Серафим или прп. Максим в цитате Евгения.
(И уж совсем буду вам признателен если Вы загляните в толкования на те слова из 3 главы, которые я цитировал в теме «Смущение». Чтобы больше не обвинять меня необоснованно в “безобразии”.
)
В итоге, если отбросить все мудрования от своего ума, и принять во внимание слова толкователей от Духа Святого, то говоря Вашими словами, не из чего выбирать. Хотя и рад бы был, но обманывать себя не буду, ибо не желаю любить с закрытыми глазами:
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16)
«…в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству» (2 Фес 1:8-10)
«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин 3:18)
«Боязливых же и неверных (απιστος – неверующих), и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр 21:
p.s. В цитате прп. Максима говорится о естественном законе язычников, как и у ап. Павла (ср. Епифанович С.Л. Отношение к эллинской философии//Прп. Максим Исповедник и византийское богословие).
Где там о спасении не верующих во Христа? :ohh: