Исихазм

Автор Тема: О спасении язычников  (Прочитано 51834 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #15 : 19 Сентябрь 2006, 22:33:22 »
Цитата: Gior
А разве Вы так воспринимаете Христианство?
ИМХО Очень и очень небезразлично почему человек уверовал и почему оказался в церкви.


Gior, я частенько предаюсь "еретическим" размышлениям: а понимаем ли мы, что значит уверовать во Христа? Означает ли вера в Него и принятие Благой вести непременное знание о евангельских событиях? Означает ли крещение обязательность конкретного обряда?
Я понимаю, что тут велика опасность релятивизма, размывания и всего такого прочего, но все же... Для меня вопрос открыт.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #16 : 19 Сентябрь 2006, 22:34:02 »
Можно ЗНАТЬ о Христе, ничего не зная об Иисусе.
Олег

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #17 : 19 Сентябрь 2006, 22:42:06 »
Цитата: plot
Можно ЗНАТЬ о Христе, ничего не зная об Иисусе.


Вот и мне так кажется. И еще мне кажется, что "богословие цитат" часто превращается в законничество, о котором так много и вполне определенно говорил Господь.
Это убивающая буква, а не животворящий Дух. Надеюсь, во всяком случае.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #18 : 19 Сентябрь 2006, 22:44:41 »
Цитата: Антиквар
Я понимаю, что тут велика опасность релятивизма, размывания и всего такого прочего, но все же... Для меня вопрос открыт.
Для меня тоже. И я разделяю Ваши опасения.

Цитата: plot
Можно ЗНАТЬ о Христе, ничего не зная об Иисусе.
Мне тоже так кажется. Но Павел говорит с совсем других позиций.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #19 : 19 Сентябрь 2006, 22:48:33 »
Цитата: Павел
... апостол ведет речь опять-таки “о живших до пришествия Христова”, и о чем говорил Мотовилову прп. Серафим или прп. Максим в цитате Евгения.


Кажется прп.Максим говорил не “о живших до пришествия Христова”, а писал в настоящем времени: "И в самом деле, даже среди крайне грубых варваров и кочевников мы находим многих, усвоивших себе высокое нравственное благородство"

Цитата: Павел
Где там о спасении не верующих во Христа? :ohh:


Мы говорим о возможности спасения верующих язычников, т.е. всех верующих и поклоняющихся единому "неведомому Богу", но не распознавших в Иисусе Сына Божиего. Деление язычников до и после пришествия Христа тоже не разрешает вопроса. Что изменилось для тех язычников до которых не дошла апостольская проповедь (аборигенов Америки или Австралии например)? Другой вопрос - верующие язычники не принявшие проповедь Христа, но продолжавшие верить в единого Бога по-своему, например мусульмане, иудеи и проч. По видимому к таким относятся слова Христа: "если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем"(Мф.12). И это понятно, потому что каждый верующий (доверяющий) Богу и живший по закону добра и любви написанному в сердце, даже если он не распознал Сына Божия в человеке Иисусе во время земной жизни, будет способен принять Христа когда встретит Его за порогом смерти.

Обратите внимание, в Евангельских цитатах слова стоят в несовершенном виде, в наст. и буд. времени, т.е. по отношению к не покоряющимся, не верующим, не желающим креститься и очиститься в огне Божественной любви даже тогда когда предстанут перед Христом. Суть в их расположении воли в тот момент когда явится Христос.

Цитировать
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16)

«…в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству» (2 Фес 1:8-10)

«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин 3:18)

«Боязливых же и неверных (απιστος – неверующих), и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр 21:8)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #20 : 19 Сентябрь 2006, 23:06:31 »
Я рад, что отношение к праведным язычникам "до Христа" определилось: они входят в спасение.

Действительно, упор в толкованиях свв. отцов (кстати, такого "упора" нет ни у ап.Павла, ни у приведенном отрывке из прп.Максима) делается на жизнь язычников в ветхие времена, до пришествия Христа. Точнее, язычников, еще не узнавших о Христе, ибо праведно жившие после пришествия Христа и не узнавшие о Нем, как они могут быть осуждены?

Самое интересное дальше :) Можно выделить, кроме язычников, не слышавших о Христе (таких ныне и не осталось), следующие три группы. 1) Язычники, сознательно отвергающие Христа... Бог им Судия, мы не рассуждаем о спасении таковых. 2) Язычники, слышавшие что-то о Христе из уст миссионеров или книг, но не услышавшие и не принявшие Его по той простой причине, что проповедь была недолжной. 3) Язычники, которые верят в Христа (как в Бога, пришедшего во плоти, или великого пророка), но продолжают оставаться в своей религии. Таких, думаю, подавляющее большинство ныне.

Обвинять язычников, не услышавших о Христе, потому что им проповедовали не Христовой любовью, а чем-то другим, далеким от заповедей Христа... Кто уверен в свой праведности, кидай в таких язычников камнем. Я же полагаю, что они живут как до пришествия Христова. Ибо сказал апостол: Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

Третья группа - самая большая. А они веруют во Христа, но по иному, чем православные. Так и разные православные верят во Христа по-разному, кто-то, грят, даже Николу за Бога почитает :), и догматическим тонкостям мало кто обучен. Они не крещены... так и не сказано в Мк 16:16, что осужден тот, кто не крещен, но осужден тот, кто не верует. И многие младенцы умирают не крещеными, и в стародавние времена, говорят также, не крестились до сознательного возраста, не страшась умереть не крещеным.

Напомню, что в приведенных цитатах (Виктором) спасение отнималось и у католиков. Вот и у раскольников такое спасение (иногда и жизни) отнималось до поры до времени, пока они не стали именоваться старообрядцами. Все течет...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #21 : 19 Сентябрь 2006, 23:49:25 »
Цитата: Alexander
Третья группа - самая большая. А они веруют во Христа, но по иному, чем православные. ... Напомню, что в приведенных цитатах (Виктором) спасение отнималось и у католиков. Вот и у раскольников такое спасение (иногда и жизни) отнималось до поры до времени, пока они не стали именоваться старообрядцами. Все течет...


Продолжаем поток цитат.

свт. Филарет Московский:
"Знай же - никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложною. Христианская церковь может быть токмо либо чисто истинная, исповедующая истинное и спасительное Божественное учение без примешения ложных и вредных мнений человеческих, либо не чисто истинная, примешивающая к истинному и спасительному веры Христовой учению ложные и вредные мнения человеческие"
"Поелику я не знаю, многие ли из христиан Запада и глубоко ли проникнуты особыми мнениями, обнаруживающимися в Церквах Запада, и кто из них так твердо держится веры, краеугольного камня вселенской церкви Христа, то изъявленное мною справедливое уважение к мнению Восточной Церкви никак не составляет моего суда и осуждения западных христиан и Западной Церкви."

И еще раз фразу о.Серафима Роуза
"Если Господь желает даровать спасение тем, кто делает все, что в их силах, чтобы быть христианами, но не ведает Православной Церкви - то это Его дело, а не наше. Но когда Он поступает так, это находится вне той нормы, которую Он установил для спасения, и которой является Церковь как часть Тела Христова".

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #22 : 20 Сентябрь 2006, 00:49:31 »
Цитата: Evgeny
Кажется прп.Максим говорил не “о живших до пришествия Христова”, а писал в настоящем времени: "И в самом деле, даже среди крайне грубых варваров и кочевников мы находим многих, усвоивших себе высокое нравственное благородство".

Увы, Евгений, мне кажется по-другому. Прп. Максим Исповедник не пишет же где мы “находим” в соседней пустыне или в исторических книгах. Да о чем мы вообще говорим? “Если ради домостроительства вместе со зловерием уничтожается спасительная вера, то такого вида называемое домостроительство есть не единение, а совершенное отделение от Бога. Ведь завтра и отвратительные иудеи, - пишет прп. Максим, - скажут: давайте устроим мир друг с другом и объединимся - мы упраздним обрезание, а вы - крещение, и уже больше не будем сражаться друг с другом”. А Вы говорите:

Цитировать
Другой вопрос - верующие язычники не принявшие проповедь Христа, но продолжавшие верить в единого Бога по-своему, например мусульмане, иудеи и проч.

Вспомните, пожалуйста, Константинопольский собор 1180г. про “единого Бога”.

p.s. Кстати "поток" из святоотеческих цитат свт. Филарета, по-моему, не совсем :think.  Ну не дерзал назвать... главное, что обратное другим святым отцам не говорил относительно инославных.
Относительно о. Серафима (Роуза) в соседней теме я уже написал.
Ну да ладно...

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #23 : 20 Сентябрь 2006, 00:55:40 »
Цитата: Alexander
Самое интересное дальше :) Можно выделить...

Александр, это все конечно интересно (сам порой люблю последить за Вашим ходом мыслей), и это Ваше право что-то считать истиной для себя, для того и дана свобода воли, и не мне ее отнимать. Вы так верите, Вам потом и ответ за эту веру и дела держать. Самое главное, что в этом посте не усматривается цитат святых отцов с натянутым смыслом как чуть выше, что не соблазняет других православных христиан. По крайней мере это честно.
Было полезно побеседовать.
 :D

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #24 : 20 Сентябрь 2006, 01:01:18 »
Цитата: Alexander
Третья группа - самая большая. А они веруют во Христа, но по иному, чем православные.

В связи с чем возникают интересные вопросы. Обязательно ли для спасения Православие (как правильная вера) и Крещение (как путь и исповедание этой веры) или это только хороший, но не единственный путь, поэтому возможно оставаться там где есть совершенно не волнуясь, а также исповедовать свою веру «по иному» и себе и другим? В чем разница между ересью, заблуждением и верой «по иному»?
Цитата: Alexander
Так и разные православные верят во Христа по-разному, кто-то, грят, даже Николу за Бога почитает :), и догматическим тонкостям мало кто обучен.

Но ведь это не значит, что догматики нет, правда?

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #25 : 20 Сентябрь 2006, 01:17:46 »
Цитата: Олег
...поэтому возможно оставаться там где есть совершенно не волнуясь, а также исповедовать свою веру «по иному» и себе и другим?
Интересно, а есть, в понимании "православных христиан", другие мотивы нахождения в "иной вере", кроме удобства?

Цитировать
Но ведь это не значит, что догматики нет, правда?
А Вы задавались вопросом - в чем различие догматик разных церквей?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #26 : 20 Сентябрь 2006, 01:20:30 »
Мы никогда не сможем разобраться в сотериологии, в вопросе о спасении язычников или неправославных, пока будем подходить к нему с чисто юридической и догматической точки зрения, пытаясь сталкивать цитаты отцов и вывести из них точные сотериологические\эсхатологические догматы.

Существует достаточно вцысказываний отцов о том, что именно состояние сердца и расположение воли человека определяет его судьбу на Суде, что Господь не посылает в вечную муку людей из мести за какие-то грехи или промахи которые они совершили при жизни, но сами люди не желают или неспособны идти в Царство Божие по причине противодействия их воли против Божией любви, о том что Бог ни на кого не гневается и никому не мстит (см. цитаты в след. сообщ.). «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;  20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,  21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны»(Ин.3) Т.е. это они САМИ не идут к свету, никто их не гонит. «Приходящего ко Мне не изгоню вон», и эта фраза распространяется не только на земную жизнь, но на вечность.

Тем не менее в Писании обильно присутствуют фразы о гневе Божием на грешников, об отсылании в вечные муки и проч., явно присутствуют «юридические» утверждения. Почему так? Мы склонны воспринимать Писание и христианское учение как догму, как абсолютно истинное и статическое мировоззрение. На самом деле христианство – это средство исцеления души, это духовная педагогика, в которой содержатся многочисленные и различные методы лечения в зависимости от того на какой стадии болезни находится человек. Отцы условно подразделяли стадии человека не пути к Богу как стадии «раба, наемника и сына», и в христанском учении и аскетике содержатся средства для каждого из этих этапов. Раб – это человек порабощенный грубым страстям, и вытащить такого человека из рабства страстям может только сильный страх вечного мучения, увещевания о Божией любви для такого человека как правило бесполезны. Подсознательно его страстная душа пытается освободиться, избавиться от такой веры которая заставляет его воевать со страстями, поэтому его уму ему требуются жесткие ментальные установки, удерживающие его в рамках веры и основанные на страхе: "Не уклоняйся от веры и Церкви, вне Церкви не может быть спасения! Не становись опять язычником, язычники не спасутся!". Поэтому когда он читает Писание или отцов, Святой Дух обращает его внимания на фразы о гневе Божием, о вечных муках, о невозможности спасения неверным, и призывает его к покаянию. По словам прп.Максима «Священное Писание описывает Бога, сообразуясь с душевным расположением [каждого] из тех, кто находится под [Божиим] попечительством», и для такого человека-раба Бог представляется в писании гневным и строгим (как представляется отец наказанному нашкодившему ребенку, что вовсе не значит что отец на самом деле испытывает чувства гнева или мести по отношению к нему). Когда человек очищает сердце и вступает в состояние «сына», ему открывается истинная любовь Божия, которая "изгоняет страх".

 Итак, в христианском учении есть место и юридическим воззрениям, и анти-юридическим, и можно найти у отцов массу высказываний как в ту так и в другую сторону, и они прекрасно уживаются друг с другом пока мы понимаем их педагогический смысл. Проблемы возникают когда методы исцеления души превращают в жесткие догматы, лишая аскетику разнообразия и глубины (как призошло у католиков когда они догматизировали учение о крестной жертве как «удовлетворении гнева Отца» и прочее.). Не потому ли мы не находим в догматах и постановлениях православных соборов четкой сотериологической и экклезиологической догматики, и вопрос о спасении неправославных и язычников, вопрос о границах земной Церкви, о действии спасающей благодати за каноническими пределами Церкви остается нечетко определенным? Не являются ли отдельные фразы отцов о невозможности спасения вне канонических границ Церкви или о поголовной погибели язычников лишь педагогическими высказываниями, адресованными вполне определенной и довольно варварской аудитории тех давних времен, а не христианскими догматами?

Давайте взглянем на вопрос с точки зрения здравгого смысла, представим себя на месте отца который движим только одной любовью к детям и желанием им добра. Такой отец конечно будет предпринимать меры разумного наказания, но лишь с одной целью – исправления и воспитания детей. Такой отец никогда не выгонит из дома ребенка навсегда, не проклянет его навечно, отказав ему в возможности возвращения. Притча о блудном сыне действует на все времена. Но отец не насилует волю детей и не удерживает насильно тех кто не желает жить с ним в одном доме, хотя всегда ждет их обратно и двери его дома всегда открыты. Конечно, возвращающиеся дети должны сперва исправиться, очиститься от зла и страстей которым поработились, прежде чем поселиться в самых сокровенных обителях Отца, но это лишь дело времени.

Поэтому надо исходить «от печки». Суть не в том как и во что верил человек в земной жизни, был ли он христианином или язычником, а в том насколько его состояние сердца и воля готовы к принятию Христа в тот момент когда встреча с Христом произойдет. Но бесспорно что это состояние сердца в свою очередь напрямую зависит от того как жил человек, что делал, как и во что верил, прислушивался ли к голосу Святого Духа в сердце и совести, взращивал ли в себе ростки добра и любви, или наоборот попирал их, развивал в себе греховные страсти или подавлял, замкнулся ли в непроницаемом панцире самолюбия и гордости и стал совершенно глухим и нечувствительным к Божией любви, неспособным ответить на неё. В то же время то как и во что человек верил имеет важнейшее значение, потому что вера есть духовная терапия, а эффективность лечения на прямую зависит от правильности метода лечения. Ошибки и искажения в аскетическом, нравственном и догматическом вероисповедании напрямую замедляют это процесс излечения\спасения души.

И все таки всегда были и будут люди, мировоззрение которых основано на юридизме, на страхе, на представлениях о гневном Боге, отсылающим навечно в ад всех кто не успел креститься в земной жизни. И может быть это нормально, это нужно и полезно для них на том этапе на котором они в данный момент находятся, потому что "начало премудрости - страх Божий", и переубеждать их означало бы наносить вред и подвергать риску их спасение. Нам нужно понять что речь идет не о Божественных истинах, а о временных представлениях помогающих человеку очиститься от греха. Тем не менее человеку свойственно твердо верить в такие представления, возводя их в ранг догматики, и это тоже нормально. Проблема возникает когда человек внутренне вырастает из уже изживших для него представлений, но не в силах избавиться от них, поскольку продолжает верить им как догмам. Именно поэтому надо, не отрицая "юридических" воззрений, не порабощать человека навсегда "рабскими" догматами страха, выгравировав их на скрижалях догматического богословия, но оставлять место и более глубокому богословию, оставлять человеку путь выхода на следующий уровень "наемника" и "сына" Божиего.

Именно поэтому в отличии от Христологии и от Троического богословия, сотериология и эсхатология (учения о путях спасения и о будущих судьбах мира) никогда не были жестко догматизированы в Церкви. Потому что они не могут быть догматизированы, это не область Божественных истин относящихся к Богу, а область методов и путей спасения, относящихся к человеку. И поэтому в этой области существует разнообразие взглядов и методов духовного лечения (а взгляды и методы всегда связаны), существует разнообразие "пластов" понимания писания. Поэтому и не может быть жесткой трактовки Писания, поэтому так бездонно глубоки и открыты в вечность притчи Христа, писания пророков и Псалмы, так разнообразны духовные и метафорические толкования Писания. Писание говорит о "Суде", об "огне", о "спасении", о "вере", но смысл этих логосов открывается человеку постепенно по мере его духовного преображения. Конкретное понимание их внушается человеку Святым Духом, когда он читает Писание, и это понимание всегда зависит от состояния души человека. Именно так Божественное Провидение доставляет человеку именно такое лекарство, которое более всего подходит для его конкретного душевного состояния в данный момент, как врач прописывает лечение в соответствии с конкретным диагнозом больного.  

Ниже привожу разнообразные цитаты по теме, не сочтите за флуд.
Еще полезная ссылка:   Каломирос А. Река огненная

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #27 : 20 Сентябрь 2006, 01:40:35 »
«Христианство является, в сущности говоря, наукой, которая лечит, то есть неким психотерапевтическим методом и курсом. То же самое следует сказать и о богословии: это не философия, но, по существу, курс терапии.» митр.Ерофей Влахос

«Знаю и огонь не очистительный, но карающий - или Содомский, который на всех грешников одождит Господь.., или уготованный диаволу и ангелам его,8 или тот, который идет пред лицом Господа и вокруг попаляет врагов Его,9 и - что ужаснее всего этого - действует вместе с червем неусыпающим,10 неугасим и увековечен (diaiōnizon) для злых. Ибо все это показывает силу истребляющую, если, впрочем, и об этом не угодно будет думать более человеколюбиво и достойно Того, Кто карает.» свт. Григорий Богослов


"Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако ж, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним. Живя добродетельно - мы бываем Божиими, а делаясь злыми - становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах; то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть тоже, что сказать; солнце скрывается от лишенных зрения." (Преп. Антоний Великий)

"Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага - ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим" (преп. Иоанн Дамаскин)

«Мы находим, что Священное Писание описывает Бога, сообразуясь с душевным расположением [каждого] из тех, кто находится под [Божиим] попечительством. ... Причина многих изменений Божественных проявлений есть душевное расположение тех, кто находится под [Божиим] попечительством.» (Преп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию ВОПРОС XXVIII)

"Когда ты слышишь слова: "ярость и гнев", в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых" (Св. Иоанн Златоуст, Беседа на Пс.VI).

"Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия или милости, или гнева, этого никто не будет отрицать даже из мало внимательных к познанию истины Сущего. Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ, потом, что Он милует, его же аще милует, также щедрит (Исх.33,19), но каждым, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаявались в возвращении через покаяние, взирая на милость..." (Св. Григорий Нисский. Против Евномия. Творения.Ч.У1. Кн.II.М.1864. С.428-429).

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #28 : 20 Сентябрь 2006, 02:54:42 »
Цитата: Gior
…другие мотивы нахождения в "иной вере", кроме удобства?

Не совсем ясно при чем здесь удобство? Вопрос был о равенстве параллельных путей  (хотя вероучение то существенно разное), субъективизме и спасении.
Цитировать
А Вы задавались вопросом - в чем различие догматик разных церквей?

Думаю, в выражении веры, которую исповедуют разные люди.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

О спасении язычников
« Ответ #29 : 20 Сентябрь 2006, 11:28:22 »
Цитата: Олег
Не совсем ясно при чем здесь удобство? Вопрос был о равенстве параллельных путей  (хотя вероучение то существенно разное), субъективизме и спасении.
Олег, простите если неверно истолковал Ваши мысли. Я имел ввиду слова о том, что "возможно оставаться там где есть совершенно не волнуясь". Слишком часто люди списывают нахождение "иноверцев" вне православия на любовь к "удобству" и нежелание "волноватся". Уверяю Вас так бывает не чаще (имхо много реже), чем наоборот.
Цитировать
Цитировать
А Вы задавались вопросом - в чем различие догматик разных церквей?

Думаю, в выражении веры, которую исповедуют разные люди.
Действительно. Но я имел ввиду, что когда вопросы догмы не поддаются "проверке" - выбор конфесси становится тайной для самого верующего. И ОЧЕНЬ МАЛО людей способных объяснить свой выбор.

Evgeny, спасибо. Весьма четко и убедительно. Приятно читать Ваши сообщения.