Недавно я поднимал похожую тему здесь
http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1311, но админ послал меня на … Курайник.
ОК. Приведу еще раз выдержку, но уже дополненную:
«Даже спустя три века и более христиане удерживались на той ступени, где убийство на войне было не похвально и незаконно. Христианская община первых веков до пятого века определенно признавала в лице своих руководителей, что христианам запрещено всякое убийство, а потому и убийство на войне.
"Так, во втором веке перешедший в христианство философ Татиан считает убийство на войне так же недопустимым для христиан, как всякое убийство, а потому почетный воинский венок считает непристойным для христианина.
В том же столетии Афинагор Афинский говорит, что христиане не только сами никогда не убивают, но и избегают присутствовать при убийствах. В третьем столетии Климент Александрийский противопоставляет языческим «воинственным» народам мирное племя христиан.
Но всего яснее выразил отвращение христиан к войне знаменитый Ориген. Прилагая к Христианам слова Исаии, что придет время, когда люди перекуют мечи на плуги, копья на серпы, он совершенно определенно говорит:
«Мы не поднимаем оружия ни против какого народа, мы не учимся искусству воевать, – ибо через Иисуса Христа мы сделались детьми мира». Отвечая на обвинение Цельсом христиан в том, что они уклоняются от военной службы (так, по мнению Цельса, если только Римская империя сделается христианской, она погибнет), Ориген говорит, что христиане больше других сражаются за благо императора, – сражаются за него добрыми делами, молитвой и добрым влиянием на людей. Что же касается борьбы оружием, то совершенно справедливо говорит Ориген, что христиане не сражаются вместе с императорскими войсками и не пошли бы даже в том случае, если бы император их к этому принуждал.
Так же решительно высказывается и Тертуллиан о невозможности христианина быть военным. «Не подобает служить знаку Христа и знаку дьявола», – говорит он про военную службу, «крепости света и крепости тьмы. Не может одна душа служить двум господам. Да и как воевать без меча, который отнял Сам Господь? Неужели можно упражняться с мечом, когда Господь сказал, что каждый взявшийся за меч от меча и погибнет. И как будет участвовать в сражении сын мира».
«Безумствует мир во взаимном кровопролитии, – говорит знаменитый Киприан, – и убийство, считаемое преступлением, когда люди совершают его поодиночке, и именуется добродетелью, если делается в массе. Преступникам приобретает безнаказанность умножение ярости».
В четвертом веке Лактанций говорит тоже: «Не должно быть никакого исключения в заповеди Божией, что убить человека всегда грех. Носить оружие недозволено, ибо их оружие – только истина»
Дальше происходит следующее. Империя становится «христианской». Кто будет служить в армии? Приходится идти на уступки. И, кажется уже у Василия Великого епитимья за убийство на войне сокращается до 3-х лет. Интересен еще такой момент, во премя нашествия поляков, они осаждали троице-сергиеву лавру и монахи обороняли ее. После приезжали расследовать сие византийские епископы и, не помню точно (давно интересовался этим вопросом), кажется осудили монахов за то, что они оборонялись с оружием в руках. Ну а поступок Сергия Радонежского, благословившего двух монахов на бой - Пересвета и Ослябю совсем не укладывается в известные рамки. Но я тут вспоминал фильм известный про кольца - кажется "Возвращение короля" - идет армия уродов на город. Женщины, старики, дети спрятались в пещерах. Все в ужасе и слезах. У когоже хватит совести бросить их на растерзацие живодерам?!
Впрчем, когда войска Веспасиана подступало к Иерусалиму христиане оставили город и ушли в горы.