Исихазм

Автор Тема: Сверхчеловечность или бесчеловечность?  (Прочитано 15095 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Мне показалась очень меткой фраза известного религиоведа Hans TenDam: "некоторых привлекает религия тем что что в ней они могут облечь свою бесчеловечность в сверх-человечность." По себе не раз наблюдал - нередко стремление к сверх-человеческому, к "неотмирному", стремление к бегству во внутреннее, к "идеальному" Богу от столь прозаического мира и столь "недуховных" людей является лишь подсознательной проекцией и оправданием моей  бесчеловечности и неспособности любить. Не случайно ап.Иоанн дает очень точный критерий тестирования нашего внутреннего состояния и установок: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?". Нередко мы, не имея реальной любви, любим некий идеальный образ неотмирного Бога, который в себе подсознательно создаем, и это придает нашей жизни некий смысл и создает иллюзию любви. Не есть ли это своего рода прелесть, самообман? У людей склонных к повышенной религиозности нередко бывает одно любопытное свойство - они обычно утверждают что любят Бога, и сами в это свято верят, и все стараются делать исходя из этой любви, но подсознательная неприязнь к людям (которая часто находит выход как неприязнь к иноверным, еретикам, грешникам, нерожденным от духа и проч.) как правило выдает всю искусственность и иллюзорность такой любви. Я вовсе не оспариваю того факта что Бог неотмирен, но дело не в этом, а в наших подсознательных эгоистических установках которые нередко на этом свойстве Бога паразитируют.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #1 : 31 Октябрь 2006, 21:59:34 »
Поэтому мы и говорили о необходимости практически изымать это подсознательное сбрасывание своих грехов и внутреннего зла на других. Молитва со сосредоточением на чреве - один из важных способов вхождения в неочищенное подсознание. Пока не очищены, то и испытываем неприязнь и переносим ее на иноверных, еретиков и пр. "злодеев".

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #2 : 31 Октябрь 2006, 22:29:54 »
Это верно, но очистить подсознание - это только пол дела, его надо еще и заполнить реальной любовью. Богословски все звучит красиво - надо очистить сердце, а Бог заполнит его благодатью Святого Духа, но на деле иногда получается что подсознание очищается, молитва практикуется и в результате душа заполняется неким вакуумом в котором человек молится идеальному образу Бога, который наполняется церковностью и богословием, но отношение к окружающим (бесстрастного равнодушия или досады что мешают духовным подвигам) выдает искусственность такого состояния. Человек вообще склонен заполнять пустоту своего внутреннего мира всякими фантазиями, и то же самое нередко происходит в религии. Проявляется это по разному, у одних более интравертивно - в бегство во внутреннее и в умное делание, у других более экстравертивно - бегство во внешнюю церковность (которая по сути является лишь внешней формой некоей внутренней сказочной мечты о Церкви и о святой жизни). Я не хочу сказать что так всегда происходит, во многих случаях человек действительно в результате приходит к реальной любви к ближним и Богу. Но тем не менее существует опасность подмены реальной любви её призраками и опасность застрять в этом призрачном душевном состоянии надолго.

Родион

  • Сообщений: 9346
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #3 : 01 Ноябрь 2006, 10:23:28 »
Мне кажется что подобное происходит прежде от неумения
любить себя, уважать себя, быть не двойственным и уверенным
в себе. Тогда человек не уважает и не любит других. Невозможно
дать то чего не имеешь. Появляется конфликт, вводящий человека
в весьма нелецеприятное состояние недовольства другими как
отражения внутреннего недовольства собой. И вот тогда люди,
дабы избавиться от этого находят для себя такую штуку, как
иллюзию любви к Богу. Хотя реально и ее нет у них, но возможно
всегда существующая ответная любовь Его, которая безусловна,
таки потихоньку их вытаскивает. Они начинают любить себя, затем
и других, ну а затем и действительно способны полюбить и Бога.
Но это помоему не каждому до конца удается, потому как тут нужен
очень самокритичный взгляд на себя в первую очередь, и далеко
не всем это дано.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #4 : 01 Ноябрь 2006, 10:38:46 »
Не знаю, как вы братья на это отреагируйте, но для меня это авторитет (хоть я и православный) , и все же...

Гаутама Будда открыл великую истинну - истинный путь лежит посередине.

Я понимаю это так:
1) Любовь к Богу(мужское), и любовь к людям(женское).
2) Внутренний подход к Богу - внешний подход к Богу.
3) Христос - Бог; Христос - друг.
4) Мужчина и женщина равноправны, и ничего страшного, если сначала женщины поцелуют Крест, а потом мужчины.
5) Любовь к Нетварному - любовь к тварному, ибо все тварное берет начало от Нетварного.
6) Видение образа Христа в ближних.
7) Отсутствие ненависти, осуждение и негативных чувств к иноверцам, еретикам (правда сам не могу пока справиться с ненавистью, скорее презрением, к тем, кто утверждает, что религия и духовность - пустая трата времени, а счастье в деньгах и блуде).
 
Во всем должен быть балланс, в том числе и в религии. Жду критики. Если кто скажет, что Будду прельстили, готов обосновать обратное.

А молиться надо не образу Бога, а самому Богу, вот такая мысль.
У любви есть одна характерная черта - она изгоняет всякий человеческий страх. А страх Божий, он не является страхом, как таковым.

Обычно бывает, что человек хочет стать сверхчеловечным, чтоб люди это видели - это от эгоизма. Не надо стремиться к чему-то сверх-супер, надо просто предавать себя Богу всецело, все свое внутреннее и внешнее, все свои мысли, эмоции, идеи, чувства.

Александр, вы имеете в виду под чревом сердце?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #5 : 01 Ноябрь 2006, 11:24:51 »
Цитата: Keleynick
Если кто скажет, что Будду прельстили, готов обосновать обратное.
Не то что бы я рискнул утверждать подобное  :no , но с интересом выслушал бы Ваши соображения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #6 : 01 Ноябрь 2006, 12:38:08 »
Под чревом я имею в виду чрево - живот.

О схемостроительстве (у Вас из семи пунктов). Если оно помогает на каком-то начальном этапе, можно пользоваться, чтобы потом избавиться. А обсуждение каждого пункта - в своей теме, иначе смешение ужасное под знаком балансирования :)

Tigon

  • Сообщений: 32
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #7 : 01 Ноябрь 2006, 15:17:11 »
Evgeny, сам `болел ` этой бесчеловечностью в сверх-человечности.

      Многие подвижники к концу жизни ухудшали свое отношение к обычным людям, именно видя духовное в себе и безнадежную пустоту в них.

     Помогла мне, сравнительно недавно, книга Софрония(Сахарова) о Силуане Афонском, как пример его отношения. Там виден как раз срединным путь истинного духоносца. Посмотрите там.

     По поводу, что с предочищенным сердцем не получается дальше ничего, то от недостатка веры, бича века сего. Час переживания истинной веры заменяет годы богослужений. Дается то IMXO с детства, как свойство души. Молитва молитвословию рознь.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #8 : 01 Ноябрь 2006, 16:18:37 »
Цитата: Rodion
Мне кажется что подобное происходит прежде от неумения
любить себя, уважать себя, быть не двойственным и уверенным
в себе. Тогда человек не уважает и не любит других. Невозможно
дать то чего не имеешь. Появляется конфликт, вводящий человека
в весьма нелецеприятное состояние недовольства другими как
отражения внутреннего недовольства собой. И вот тогда люди,
дабы избавиться от этого находят для себя такую штуку, как
иллюзию любви к Богу. Хотя реально и ее нет у них, но возможно
всегда существующая ответная любовь Его, которая безусловна,
таки потихоньку их вытаскивает. Они начинают любить себя, затем
и других, ну а затем и действительно способны полюбить и Бога.
Но это помоему не каждому до конца удается, потому как тут нужен
очень самокритичный взгляд на себя в первую очередь, и далеко
не всем это дано.

   Любовь к ближним является одной из "больных" тем. Я всегда ,мягко говоря, недоумеваю, когда говорят просто "заезженными" фразами типа  "Люби Бога, люби, не осуждай людей и т.д", которые не имеют никакого реального воздействия на слушающего, да , наверное, и сами говорящие, если используют эти "штампы" не очень верят в их содеражние.
   Поэтому Rodion подчеркнул очень важный аспект этой проблемы-сначала правильное отношение к себе. затем правильное отношение к ближнему. Можно сказать и больше: настоящее смирение возможно лишь у человека с чувством собственного достоинства. Если его нет,  смирение приобретает уродливые формы - "лжесмирение, как скрытая гордыня", пресмыкательство и угодничество и т.д

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #9 : 01 Ноябрь 2006, 18:34:17 »
Iraida, Rodion , вы высказали очень верную мысль: "Мне кажется что подобное происходит прежде от неумения любить себя, уважать себя". Не случайно заповедь звучит именно как "Возлюби ближнего КАК самого себя". Мы все равно дети Божии, Бог пребывает во всех нас, в том числе и в нас самих. Если мы не умеем любить себя, свое высшее Я - образ Божий в себе, то мы и не сможем любить других. Ненависть и неуважение к себе проецируется на неприязнь и неуважение к ближним, и наоборот. Это элементарный закон человеческой психологии. Заповедь "отвергнись себя", "возненавидь жизнь свою в мире сем" относится к нашему эго, но не к нашему высшему Я. Избавившись от замкнутости в нашем эго, мы разрываем панцирь эго, отделяющий нас от Бога и Его творения, и можем открыть и полюбить в себе и в людях истинный образ Божий.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #10 : 01 Ноябрь 2006, 19:52:30 »
К слову Evgeny о понятии "мое высшее Я" /тема эта меня давно волнует/.
 Христианские мистики /что справедливо и для мистиков других религий/   видели предел своих стремлений в слиянии с Богом, в таком единении с ним, в котором свое "Я" полностью погружено в Божественное "Я" В этом состоянии нет ни субъекта ни объекта, сама душа человека как простая, безкачественная единица. Предшествует этому моменту подавление или прекращение всех душевных сил, отречение от мыслей, чувствований, желаний, своего "Я", своей индивидуальности. Но в том-то и дел, что это полное самоотречение ведет к становлению НОВОГО ВИДА САМОСОЗНАНИЯ, которое возникает как птица феникс из собственного пепла / так как не может ведь до конца произойти слияния-соединения с Богом, а лишь до некоторого предела/
  Возникает вопрос-что же это за новое сознание, которое не тождественно нашему налично-эмпирическому? И связаны ли их содеражния хоть как-то между собой ? Может и псалмопевец имеет в виду появление этого нового сознания, но тольк после смерти, когда говорит: что " в тот день исчезают все помышления /эмпирические/ их"

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #11 : 01 Ноябрь 2006, 19:57:24 »
Опыт подсказывает, что выстроенные  сложные схемы быстро рассыпаются, как карточный домик. КПД от них оказывается незначительным. Можно напрягать себя в любви к ближним, но в итоге это окажется та пирога Робинзона, над которой он пролил  много пота, а потом только понял, что она никогда не будет спущена на воду, а сгниет на суше. На нашем форуме не надо объяснять, что дар любви – самый превосходный из всех даров Божиих. Думаю, каждый из нас, в той или иной степени, испытал радость этой пасхальной нелицеприятной любви к ближним. То есть имеется уже некоторый ориентир. Есть направление. Но повседневщина, суета жизни, как знойное солнце попаляет благодатные ростки. Говорю это не для красного словца, а с желанием предложить вам простенькое «методическое» упражненьице. Оно проще исполнимо для людей, ведущих достаточно уединенный образ жизни (не знаю, как сейчас в сельских местностях России, а в Европе «на земле» не ушло еще обыкновение приветствовать каждого встречного человечка).
Итак, исходным пунктом  должно быть понимание, что «ближним» является всякий человек, с которым промыслом Божиим совершается каждодневная встреча. Углубляясь «во внутренняя своя», человек видит также в «ближних» всякое творение Божие: и сидящую на ветке пташку, и букашку проползающую через тропку и всякий цветочек и травинку… Проходит день со своими заботами. Попробуй, отходя ко сну, с Иисусовой молитвой быстро прокрутить «ленту дня», с отпечатками лиц тех ближних, с которыми у тебя состоялась встреча. Встреча – это не только разговор, но и встреча глазами, встреча в мыслях. Не пытайся при этом «логизировать», рефлектировать. Не нужно никаких оправданий типа: «этому я ответил так, потому что…» или «на этого я взглянул так, потому что…». Не нужно и раскаяний типа: «о, зачем я так ответил ему» и т.д. Не нужно вникать в подробности встречи, которые лишь отвлекут от молитвы.  Главное в этом «делании» отметить всех встречных как ближних без всякого лицеприятия и помянуть их в глубине Иисусовой молитвы. Конечная цель – снять эти отпечатки, в которых отразились твои симпатии и антипатии. Снимаются они Иисусовой молитвой!

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #12 : 01 Ноябрь 2006, 20:32:51 »
Цитата: Iraida
К слову Evgeny о понятии "мое высшее Я" /тема эта меня давно волнует/. ...  Возникает вопрос-что же это за новое сознание, которое не тождественно нашему налично-эмпирическому? И связаны ли их содеражния хоть как-то между собой ? Может и псалмопевец имеет в виду появление этого нового сознания, но тольк после смерти, когда говорит: что " в тот день исчезают все помышления /эмпирические/ их"


Это вообще-то отдельная тема, и довольно непростая. В христианстве "высшее Я" обычно называется "дух", но св. отцы мало об этом писали. На языке современной психологии налично-эмпирическое сознание - это область сознательного, а дух относится к области сверх-сознательного. Взаимодействие и связь этих уровней сознания - непростой вопрос и трудно описуемый словами. У суфистов учение о высших уровнях сознания более разработано ( http://www.psylib.ukrweb.net/books/nurbj01/index.htm ), но я не уверен насколько ему можно доверять.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #13 : 01 Ноябрь 2006, 20:48:07 »
Цитата: Igor
Говорю это не для красного словца, а с желанием предложить вам простенькое «методическое» упражненьице. ... Главное в этом «делании» отметить всех встречных как ближних без всякого лицеприятия и помянуть их в глубине Иисусовой молитвы. Конечная цель – снять эти отпечатки, в которых отразились твои симпатии и антипатии. Снимаются они Иисусовой молитвой!


Спасибо, Игорь, это верное средство. Мне кажется следует по возможности его применять не только в конце дня, а молиться за всех встречных людей в течении дня, в тот момент когда их встречаешь, молитвой отсекать все антипатии или симпатии, стараться увидеть внутренними глазами в каждом человеке добро, полюбить в нем образ Божий. Это конечно труднее и требует навыка, но очень эффективное средство непрестанно пребывать в любви и молитве, не в абстрактной любви, а во вполне конкретной любви к конкретным людям.

Родион

  • Сообщений: 9346
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #14 : 02 Ноябрь 2006, 11:36:43 »
Еще возможно люди создают себе иллюзию любви к Богу
из страха смерти. Все ее боятся, но не верят что умрут.
Мнят себя сверхчеловеками. Живут в суете мира сего,
гдето понимают что смерть есть и ее не миновать, но не
верят что и их не минет чаша сия, и как подтверждение для
этого пытаются защитится духовностью. Говорят что
любят Бога, но не исправляются. На словах лишь ...
Некоторое подобие самозащиты (а реально самообман)

http://www.zavet.ru/minat.htm#01 - интересная
ссылка, как мне показалось.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.