Исихазм

Автор Тема: Сверхчеловечность или бесчеловечность?  (Прочитано 15097 раз)

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #15 : 02 Ноябрь 2006, 12:17:23 »
На самом деле, один священник написал классное стихотворение, Пасхальное, кажись называется, начинается оно так...

Христос воскрес, и смерти нет,
И больше никогда не будет!
И воссиял над миром свет,
И с Богом примирились люди.

Когда приходит истинная благодать, невозможно не любить Бога, невозможно не исправляться, возникает единственное желание -  полностью отдать себя Богу, Его благой Воли.

А что касается суеты, можно жить в ней, но всегда надо быть в Боге, а не в суете, надо делать свои дела, но быть в Боге, а не в делах, не обращать внимания на вовлечения в дела сего мира, а пребывать всегда в созерцании. Это дается не сразу, и не стоит себя за это бичевать, просто смиренно приносить покаяние.

И еще, многие из нас осуждают братьев наших в чем-то, но души не виноваты, по большому счету, в этих минусах, виновато человеческое эго, от которого надо просто отказаться. Эго не может быть спасено, и для него смерть действительно страшна. Плохо, когда душа идет на поводу эго.

Когда Будда просветился, Он с благоговением воскликнул:
- Господи, да они же все Будды!

Каждый имеет потенциал быть совершенным, и... бессмертным, эго есть грех, грех есть смерть. Надо победить эго, победить грех, тогда и смерть будет побеждена. Это и есть единственная жертва, которую от нас требует Господь.

Дорогой Гиор, я обязательно напишу об этом, только попозже, и наверное в диалоге, там писать много придется. Но моего там ничего нет, только факты (история просветления Будды).
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Родион

  • Сообщений: 9346
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #16 : 02 Ноябрь 2006, 12:46:23 »
Keleynick, мало кто поспорит что нужно отказаться от эго,
победить грех, и не нужно себя бичевать. Все правильно.
Но на один вопрос я для себя до конца так и не могу ответить,
почему я все это понимаю, принимаю, "знаю", но так мало
делаю? Иногда мне смешно становиться, когдато, когда я
по молодости увлекся йогой, один мой хороший друг сказал
что я йог-теоретик. И во многом он был прав. Думаю что я не
уникален. Практически все этим страдают в той или иной степени.
Вопрос - почему между пониманием и деланием такая разница? :D

Все приходит с навыком. Но как начать обретать этот навык?
Ответ - просто начать. Но как это не просто... (или кажется не
простым)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #17 : 02 Ноябрь 2006, 12:53:45 »
Igor,  
Цитировать
Не нужно и раскаяний типа: «о, зачем я так ответил ему» и т.д. Не нужно вникать в подробности встречи, которые лишь отвлекут от молитвы. Главное в этом «делании» отметить всех встречных как ближних без всякого лицеприятия и помянуть их в глубине Иисусовой молитвы. Конечная цель – снять эти отпечатки, в которых отразились твои симпатии и антипатии. Снимаются они Иисусовой молитвой!

Да, очень хороший способ, как и верна реплика Evgeny о том, что при встрече стараться смотреть на человека без предубеждения. Также и при чтении, вообще при восприятии мира. А вечером снова пройтись по событиям дня и его встречам, снимая отпечатки, освобождаясь от них.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #18 : 02 Ноябрь 2006, 13:00:17 »
Цитата: Rodion
Вопрос - почему между пониманием и деланием такая разница? :D
Потому что "понимание" - функция эго.

putnik

  • Гость
Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #19 : 02 Ноябрь 2006, 13:17:10 »
Мы знаем, что перешли из смерти в Жизнь по тому, что любим братьев своих: не любящий брата пребывает в смерти (1 Иоанн. 3:14).

Евгений, просто неоценимое замечание. Вы точно сформулировали мысли, которые витали у меня в голове довольно длительное время в неоформившемся виде.
Похоже этим неврозом страдает все человечество. Вне зависимости бежит ли человек от своей неспособности любить к Богу или идолам. Вспоминаются слова одного из героев Достоевского о том, как сильно он любит человечество, порой кажется ему, что готов претерпеть мученическую смерть во благо человеческого рода, но…, говорит, посели ко мне конкретного человека я и 2-х дней не могу с ним прожить: то раздражает как он сморкается то еще что-нибудь.  
Не всякая религиозность, в том числе «христиансая» служит духовному возрождению человека. Есть две формы религиозности: "открытая", свободная, человечная, и "закрытая", мертвящая, унижающая человека. Вечным примером столкновения между ними является антитеза Евангелия и фарисейства. Как ни странно обе они сосуществуют в человеке.

Интересно пишет на тему любви к ближнему свят. Игнатий:

Совершенство христианства - в совершенной любви к ближнему. Совершенная любовь к ближнему - в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии. Преуспеяние в любви к Богу - бесконечно: потому что любовь есть бесконечный Бог (Иоанн. 4:16). Любовь к ближнему - основание в здании любви. Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата царства небесного.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #20 : 02 Ноябрь 2006, 15:48:59 »
Цитата: Keleynick

Когда приходит истинная благодать, невозможно не любить Бога, невозможно не исправляться,  
    Когда Будда просветился, Он с благоговением воскликнул:
- Господи, да они же все Будды!
.

    Причина нелюбви и осуждений - в сравнении нами людей между собой, что неизбежно влечет за собой  и их оценку /лучше-хуже, умнее-глупее и т.д./ Здесь значение приобретают установки, направленные на невелирование  этих различий. Например-все люди грешны и никого без греха нет или-все люди-создания Божии и оданаково ценны в Божьих очах и т.д.-каждый выбирает для себя сам. Мой выбор-помятование о смерти, о равенстве всех перед ней, мысли о своем предсмертном часе, когда стоишь на пороге Вечности и все, кроме нее теряет смысл.
    Однако думаю, что человек преисполненный благодати /или просвещенный-в других религиях/ любит всех без различий , по причине того, что находится вообще ВНЕ СФЕРЫ ДОБРА И ЗЛА /именно этическая область является областью оценок/,  Именно вне этой сферы и обитает любовь ,  Поправьте, если неверно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #21 : 02 Ноябрь 2006, 16:45:41 »
Совершенно верно вы говорите, дорогая сестра, это в философии называется преодолением дуальности... дуальности плотского ума. Т.е. это одно из свойств эго - мир черно-белый. Но зло, на самом деле, иллюзия (но эта иллюзия существует), кто творит зло, живет(скорее существует) в иллюзии, и нуждается более в сострадании, чем в осуждении, но есть и другое "но" - грешно сострадать тому, кому нет прощения. А кому нет прощения? Мне кажется, только тому, кто от гордыни своей не соизволяет к покаянию. Должна быть непривязанность к оценкам, даже если есть привычка их выставлять. Но эти оценки внешние, только Бог знает, как оно внутри на самом деле. Т.е. не надо судить по внешним поступкам. Мы судим внешним умом, по внешним поступкам, но этот внешний ум и есть наш враг.  

В том, то и все дело, что Бог любит всех безусловно, а любовь человеческая эгоистична, часто мы любим, как язычники, только тех, кто творит нам добро. Мы не должны оценивать, мы просто должны быть ко всем одинаковы, благословлять врагов наших, и тогда потоки совершенной Божьей безусловной Любви будут проходить через нас, они поглощают все страхи и все, что отлично от себя, и если это не истребляет эго сразу, то, по крайней мере, эго "нервно курит в углу".

Для решения этой проблемы я принимаю аксиому, что Бог - это не просто какое-то существо на Небесах, а все сущее есть также Бог, т.к. в Боге находится, кто-то живет иллюзией, что Бог где-то далеко, но Господь стоит у двери и стучит, и куда не глянь, везде Господь. Однако, это противоречит христианским догмам, но зато дает повод любить всех одинаково. Вы скажете, тварное... Но ведь все тварное исходит из нетварного. Кто нам дал жизнь? Конечно, Бог. А как Бог может дать что-то, что не свято? У Него все свято. Посему человеческая жизнь также свята, и, мы просто обязаны любить всю жизнь. В таком контексте грех можно рассмотреть, в общем, как святотатство, но не нам осуждать, сначала вытащим бревна из своих глазьев, а потом сможем вытаскивать соринки из глазьев наших братьев. И это бревно, в целом, есть ничто иное, как все то же эго.

Еще такой момент - когда происходит осуждение (также гнев, ненависть, месть, предвзятость), создается связь, из негативной, темной (не то чтоб просто тварной, а именно темной-темнейшей) энергии между осуждающим и осуждаемым, и эта связь реально тянет вниз. Так зачем давать Благодать, если она посрамляется :(( ? Сначала разорви козни, потом получишь Благодать. Зная это и осуждать, как-то... просто противно.

Все истинные религии и духовные учения требуют непривязанности ко всему в этом мире (в том числе и к внешним оценкам). Ибо кто имеет такую привязанность не может попасть на Небеса. Эгоист, также не может попасть на Небеса. Совершенная Любовь, она и разрывает такие привязанности. Врага лучше прощать, еще до того, как он тебе навредил, тяжело, но надо. С чего же начать? ...уважать всех, как если бы они были святыми, ибо в каждом человеке, если ковырнуть глубоко можно найти что-то святое, что-то от Бога. Не считать себя выше кого-либо. Еще, эго, это страж порога, оно препятствует Божьей Любви проходить через человека. А человеческая любовь - это не любовь, это просто эгоистичная привязанность, она же, можно сказать, прелесть. Кстати, хорошо помагает Акафист Господу Богу об умножении Любви (кажется так называется).
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #22 : 03 Ноябрь 2006, 10:56:09 »
еще к осуждению и пр. также следует прибавить обиду и непрощение, зложелательство и проклинание.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #23 : 03 Ноябрь 2006, 18:22:18 »
Iraida, Keleynick,   :wink:  :saint
Спасибо - Радость Моя !

Христина

  • Сообщений: 52
    • Просмотр профиля

Re: Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #24 : 27 Ноябрь 2006, 00:08:44 »
"> Мать Мария
(Скобцова)[/url] о ложном аскетизме:
> (для него): <a href="http://www.heretics.com/library/apology/maria/m0.htm"
target="_blank">"Любовь есть такое же благочестивое упражнение, такая же
поделка, как и всякое другое внешнее делание. Единственно, что есть главное,
. это мое послушливое стояние перед Богом, мое Богообщение, моя обращенность
к созерцанию его вечной благости. Мир может жить в грехе, раздираться своими
недугами, . все это несравненно ничтожные величины по сравнению с
неподвижным светом Божественного совершенства, и все это опытное поле, некий
оселок, на котором я оттачиваю мою добродетель. Какая может быть речь о том,
что я могу что-то давать миру? Я, ничтожный, пораженный первородным грехом,
изъязвляемый личными пороками и грехами? Мой взор обращен внутрь себя, и
видит только собственную мерзость, собственные струпья и язвы, . о них надо
подумать, надо каяться и плакать, надо уничтожить все препятствия ко
спасению. Где уж там заботиться о чужих бедах, . разве только в порядке
упражнения в добродетели!
>  . Такова установка.
>
> Практически вы не сразу догадаетесь, что человек именно так воспринимает
христианское учение о любви, . он творит милостыню, он навещает больных, он
внимателен к человеческому горю, он дарит людям даже любовь. И только очень
пристально присмотревшись, вы увидите, что делает это он не по
самоотрекающейся и жертвенной любви, полагающей душу за други своя, а по
аскетическому заданию так воспитывать, так спасать свою собственную душу. Он
знает, что, по слову Апостола, любовь первее всего, . т.е. для спасения души
помимо иных добродетелей должна быть и добродетель любви, . и он себя
воспитывает среди других добродетелей и в этой, . он себя приучает,
принуждает любить, . поскольку это не опустошительно и не опасно.
>
> Странная и страшная святость, . или подобие святости, . открывается на
этом пути. Вы видите подлинную и отчетливую линию настоящего восхождения,
утончения, усовершенствования, . и вы чувствуете холод, вы чувствуете
безграничную духовную скупость, почти скряжничество наряду с этим.
Человек, человеческая душа, . чужая конечно, . оказывается не целью, а
средством для какой-то единственной, моей собственной души.
Это
понимание христианства является зачастую уделом сильных и мужественных душ,
оно может стать соблазном для наиболее ценных, наиболее жертвенных, наиболее
близких к Царствию Небесному. И соблазнительность его в его безграничной
чистоте, огромном напряжении, во всем этом обманчивом и влекущем виде
святости. В самом деле, что тут скажешь? Как противопоставишь свою
теплохладность, свое отсутствие подвига этому огромному и напряженному духу,
шагающему уже по вершинам? Как не соблазнишься?
>
> Тут только одна мера, одна защита от соблазна. Это слова: "Если я говорю
языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или
кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею
всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею
любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на
сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы".

i

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Re: Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #25 : 13 Декабрь 2006, 04:51:14 »
Alexander: Молитва со сосредоточением на чреве - один из важных способов вхождения в неочищенное подсознание. Пока не очищены, то и испытываем неприязнь и переносим ее на иноверных, еретиков и пр. "злодеев".

точно. пример тому: помыслы осуждения часто подкрадываются во время приема пищи. единственно, Вы советуете иногда специально опускать внимание на чрево?

мне кажется, более предпочтительна установка "никогда не опускать сердце" (что означает всегда - "вытянутым в струнку"). правда, в городских условиях (общежитие, обществ. транспорт..., почти постоянное внешнее воздействие) это чревато физическим и психическим перенапряжением (и если серьезно подвизаться - бессонницей). Конечно, очень важно, чтобы Любовь исполняла.
Хотя порой - только воздыхание с болью, за очищение. 

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #26 : 13 Декабрь 2006, 09:37:45 »
А как можно "опускать сердце"? Может опускать ум ниже сердца?

От внешнего воздействия может защититить Архангел Михаил, если его регулярно просить об этом, хотя бы по 5-10 минут в день утром и вечером, а чем больше, тем лучше.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #27 : 13 Декабрь 2006, 10:53:51 »
Об опускании ума ниже сердца (груди). Лучшим способом будет усвоение ума в сердце и вкушение благодати, которая очистит сердце. И уже затем, почувствовав благословение Божие, опускаться умом ниже - в чрево.

i

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Re: Сверхчеловечность или бесчеловечность?
« Ответ #28 : 13 Декабрь 2006, 17:25:20 »
Alexander: ...уже затем, почувствовав благословение Божие, опускаться умом ниже.

- действительно: духовный уровень некоторых братьев, видимо, позволяет такое.
i же пока просто стараюсь, как писал, "не отдавать сердца"...

решил вынести это в новую тему

p.s. под чревом здесь Вы понимаете нижнюю, "желательную" часть сердца или же какой-то иной "центр" (область пупа... собственно желудок)? 
 
« Последнее редактирование: 14 Декабрь 2006, 00:20:46 от i »