">
Мать Мария(Скобцова)[/url] о ложном аскетизме:
> (для него): <a href="
http://www.heretics.com/library/apology/maria/m0.htm"
target="_blank">"Любовь есть такое же благочестивое упражнение, такая же
поделка, как и всякое другое внешнее делание. Единственно, что есть главное,
. это мое послушливое стояние перед Богом, мое Богообщение, моя обращенность
к созерцанию его вечной благости. Мир может жить в грехе, раздираться своими
недугами, . все это несравненно ничтожные величины по сравнению с
неподвижным светом Божественного совершенства, и все это опытное поле, некий
оселок, на котором я оттачиваю мою добродетель. Какая может быть речь о том,
что я могу что-то давать миру? Я, ничтожный, пораженный первородным грехом,
изъязвляемый личными пороками и грехами? Мой взор обращен внутрь себя, и
видит только собственную мерзость, собственные струпья и язвы, . о них надо
подумать, надо каяться и плакать, надо уничтожить все препятствия ко
спасению. Где уж там заботиться о чужих бедах, . разве только в порядке
упражнения в добродетели!
> . Такова установка.
>
> Практически вы не сразу догадаетесь, что человек именно так воспринимает
христианское учение о любви, . он творит милостыню, он навещает больных, он
внимателен к человеческому горю, он дарит людям даже любовь. И только очень
пристально присмотревшись, вы увидите, что делает это он не по
самоотрекающейся и жертвенной любви, полагающей душу за други своя, а по
аскетическому заданию так воспитывать, так спасать свою собственную душу. Он
знает, что, по слову Апостола, любовь первее всего, . т.е. для спасения души
помимо иных добродетелей должна быть и добродетель любви, . и он себя
воспитывает среди других добродетелей и в этой, . он себя приучает,
принуждает любить, . поскольку это не опустошительно и не опасно.
>
> Странная и страшная святость, . или подобие святости, . открывается на
этом пути. Вы видите подлинную и отчетливую линию настоящего восхождения,
утончения, усовершенствования, . и вы чувствуете холод, вы чувствуете
безграничную духовную скупость, почти скряжничество наряду с этим.
Человек, человеческая душа, . чужая конечно, . оказывается не целью, а
средством для какой-то единственной, моей собственной души. Это
понимание христианства является зачастую уделом сильных и мужественных душ,
оно может стать соблазном для наиболее ценных, наиболее жертвенных, наиболее
близких к Царствию Небесному. И соблазнительность его в его безграничной
чистоте, огромном напряжении, во всем этом обманчивом и влекущем виде
святости. В самом деле, что тут скажешь? Как противопоставишь свою
теплохладность, свое отсутствие подвига этому огромному и напряженному духу,
шагающему уже по вершинам? Как не соблазнишься?
>
> Тут только одна мера, одна защита от соблазна. Это слова: "Если я говорю
языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или
кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею
всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею
любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на
сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы".