Решил в эту тему волнующий меня вопрос вставить. Долгое время изучаю всё о феномене "Я" - в большинстве с научной точки зрения. Например:
1. Антонио Дамасио. Каждое утро мы просыпаемся, и к нам возвращается сознание. Это великолепно, но что конкретно мы обретаем снова и снова? Нейробиолог Антонио Дамасио, отвечая на этот простой вопрос, знакомит нас с тем, как мозг создаёт наше самоощущение.
http://www.ted.com/talks/antonio_damasio_the_quest_to_understand_consciousness?language=ru...
Пока что тайна сознательного разума стала немного яснее, ведь у нас появилось общее представление о том, как создаются образы. Но что по поводу «Я»? Личность или «Я» - та ещё задача(в оригинале: "But what about the self?The self is really the elusive problem"
"self" или по Кену Уилберу “I-am-ness” - "Я"-естьность). Очень долго люди вообще не хотели затрагивать эту тему, говоря: «Как можно открыть такую точку отсчёта, такое постоянство, которое необходимо для обеспечения целостности «Я» изо дня в день?» И я задумался о возможном решении этой задачи. И вот оно. ...
2. Очень много о "Я" и "не-Я" у Б.Полосухина
http://polosuhin.narod.ru/that_about_it_to_read.htmНа специализированной тьюринговой модели мы показали, что в ней нет средств различения внешних и внутренних символов.
Итак, отделившись от внешнего мира кожным покровом (панцирем, мембраной, чешуей), живой организм, чтобы не погибнуть в среде, был обязан отделиться от нее информационно: мол, это «мое», а это - «не мое». Мы писали, что осуществить это «изнутри» может только процесс самоприменимости; причем полное информационное разделение внешнего и внутреннего доступно только в самоприменимой универсальной тьюринговой модели. Поэтому, наконец, на основе всего вышесказанного можно попытаться дать следующее определение понятию сознания, возможно, для многих читателей - неожиданное. Сознание - это информационный процесс, происходящий в информационной системе и заключающийся в способности этой системы информационно полностью отделить «себя» от «не себя».
-------
Итак, примитивное, не соотнесенное с «самостью» чувство бытия в мире, переживаемое в первые моменты восстановления сознания,- вот фон, на котором постепенно прорисовывается осознание мира и обособленного от него «я». Иногда такое первичное чувство бытия возникает при внезапном пробуждении от глубокого сна. О нем писал Марсель Пруст: «...Проснувшись ночью, я не мог понять, где я, в первую секунду я не мог даже сообразить, кто я такой; меня не покидало лишь первобытно простое ощущение того, что я существую,- подобное ощущение может биться и в груди у животного».
Наконец, наблюдения над психическими больными тоже как будто говорят о том, что чувство «я» надстраивается над нижележащими этажами. Так по крайней мере считает известный французский психиатр Анри Эй. Он приводит пример с пациентом, выздоравливающим после острого инфекционного психоза. Медленно и как бы на ощупь индивидуальное «я» находит себя в окружающем мире. Происходит движение сознания по вертикали через все слои, напоминающие то, о чем мы только что говорили,- только совершается оно не в считанные секунды, как при пробуждении от сна, а за несколько недель. Таковы в самом кратком изложении данные, заставляющие предполагать, что в основе субъективности лежит неопределенное, недифференцированное чувство существования в мире, когда еще нет ни отграничения «я» от «не-я», ни полноценного осознания внешнего мира.
...Аморфное, «облаковидное» чувство бытия стереотипно. Осознающее себя «я» - уникально. Не будет натяжкой предположить, что и механизмы обеспечения первичного чувства бытия формируются однотипно, то есть более или менее одинаково у всех людей; другими словами, они фенотипически предопределены. Субстрат этой низшей формы самосознания - подкорковые ядра - оказывается в основном сформированным уже к моменту рождения человека. Что же касается развитого «я», то оно в значительной мере не наследуется, а приобретается. Его морфологическому субстрату еще предстоит созреть. Этим субстратом, по убеждению подавляющего большинства нейрофизиологов, психологов, психиатров, является «мозговой плащ» - большие полушария с их массой белого вещества и относительно тонким слоем клетчатого серого вещества, называемого корой.
-----
этот "мозговой плащ" может работать сам по себе при поражении центра "Я"(по А.Дамасио):
... Посмотрите на эту область. Ствол мозга находится между корой головного мозга и спинным мозгом. Именно в этой области, на которую я сейчас укажу, находятся все центры управления жизнедеятельностью нашего тела. Эти центры настолько специфичны, что, например, если вы обратите внимание на часть, обозначенную красным, в верхней части ствола головного мозга, если произойдет её повреждение вследствие инсульта, например, всё закончится комой или вегетативным состоянием, т.е. состоянием, в котором ваш разум исчезает, ваше сознание исчезает. Что происходит потом - вы теряете основу собственного «Я», теряете доступ к любому ощущению собственного существования, и, кстати, могут появляться образы, сформированные корой головного мозга, только вот вы не знаете об их происхождении.
3. Блог ЖЖ практически весь посвящен отказу от любых "квалиа":
http://hitthelimit.livejournal.com/2009/06/17/Непростые "решения" простых вопросов.
... Таким образом, понятийный отказ от "Я" является показателем уровня понимания, уровнем абстрагирования в процессе отражения мира.
... Во вторых, идея работать от аксиомы существования себя бесплодна, а идея работать от существования мира открывает безбрежные дали.Приходится быть прагматичным.
В третих, ощущения существования себя можно подвергнуть интроспективному или любому другому анализу, который дает неутешительные для "Я" результаты, превращая "Я" в ничто по всем фронтам. А призначние этой ничтожности дает поразительно
полезные практические результаты, как научные, так и в направлении общего осознания бытия.Это было замечено тысячелетия назад.
Ощущать существование "Я" легко. Понимать его несуществование неизмеримо сложнее.
Тот, кто сможет совместить две эти грани бытия в одно целое сорвет занавес и увидит мир таким как он есть
.
--------------
суммирая эти источники можно сказать что феномен "Я" это информационный процесс, работающая программа, написанная на языке высокого уровня, не имеющая доступа к низкоуровневым(ассемблеровским) функциональным блокам, занимающаяся в основном самомониторингом("текст, читающий сам себя" - В.Налимов) основанием имеющая белковый субстрат(мозг), с центром локализации в особой верхней части ствола головного мозга(по А.Дамасио)
4. Метцингер. "Быть никем", "Эго-туннель"
И, наконец, самое интересное для меня и я думаю для исихастов - к сожалению я не нашёл ничего на русском языке, поэтому извиняйте мой начальный уровень английского с помощью переводчика Гугл:
5. Bernadette Roberts
The Experience of No-Self: A Contemplative Journey. (revised edition March 1993);
The Path to No-Self: Life at the Center (1985).
What is Self?: A Study of the Spiritual Journey in Terms of Consciousness (2005)
эти книги есть в сети
Она говорит что нет ничего лучшего для понимания феномена "Я", чем испытать опыт "не-Я". Я пока книги эти не читал, ограничившись коротким интервью с ней:
http://www.spiritualteachers.org/b_roberts_interview.htmБернадет бывшая католическая монахиня, оставила орден кармелитов с разрешения ее начальства.
После девяти лет монашества Робертс сообщает, что она вернулась в мире после опыта состояния единства с Богом, для того, чтобы поделиться тем, что она узнала и взять проблемы и опыт других. В последующие годы она получила степень магистра в области образования, вышла замуж, вырастила четверых детей и преподавал в дошкольной, средней школах и младших уровнях колледжа; в то же время она продолжала свою созерцательную практику. Тогда, совершенно неожиданно, около 20 лет после ухода из монастыря, Робертс испытала опыт исчезновения "Я" - опыт "не-я"( what she calls "the experience of no-self") - опыт, для которого христианская литература, как она говорит, не дала ей четких дорожных карт или ориентиров.
...
Стефан: Как вы узнали дальнейший(после этапа созерцания Бога) этап, который вы называете опыт не-я?
Бернадетт: Это случилось неожиданно около 25 лет после процесса преобразования. Божественный центр - монета, или "истинное я" - внезапно исчез, и без центра или окружности нет "Я", и нет Божественного. Наша субъективная жизнь опыта закончилась - путь окончен. Я никогда не слышала о такой возможности или случае. Очевидно, есть гораздо более неуловимый опыт, который мы называем "я"(самость, я-естьность, self), а не только эго. Парадокс нашего прохода является то, что мы действительно не знаем, что такое "я" или сознание, пока мы не потеряем их. Истинная природа "Я" может быть полностью раскрыта только тогда, когда "Я" пропадает.
Одним из результатов не-я опыта является раскрытие истинного
характера личности или сознания. Как выясняется, "я" является вся система сознания, от бессознательного к Богу-сознания, весь размер
человеческого знания и чувственного опыта.
Потому что термины "я" и «сознание» выражают те же переживания (ничто не может быть сказано одним, что не могло бы быть сказано другим), они только определяемые в терминах "опыт". Каждый другое определение есть гипотеза и спекуляция. Не-я,
тогда, означает не-сознание. Если это шокирует некоторых людей, это только потому что они не знают истинную природу сознания.
Иногда мы так оказавшихся в содержании сознания, мы забываем, что сознание является также соматической функцией физического тела, и, как и любая такая функция, она не вечна. Возможно, мы бы лучше искали божественное в наших телах чем среди содержания и опыта сознания.
Стефан: Как происходит продвижение от "преобразующего союза" с опытом не-я? Каков этот путь?
Бернадетт: Мы можем видеть только путь в ретроспективе. После того, как мы пришли к состоянию единства, мы не можем идти дальше с внутренним путешествием. Божественный центр самая внутренняя "точка", за которую мы не можем пойти в это время. Достигнув этой точки, движение нашего путешествия оборачивается и начинает двигаться наружу - центр расширяет наружу.
Чтобы увидеть, как это работает, представьте себя или сознание, как кружок бумажки. Начальный центр есть эго, особая энергия, называемая нами "воля" или волевая способность, которая может быть либо обращена наружу, в сторону себя, или внутрь, к божественной земле, которая лежит в основе центра бумаги.
Когда, с нашей стороны сознания, мы не можем сделать ничего больше, чтобы достичь эту землю, божественное берет на себя инициативу и прорывается через центр, разрушая эго как стрела, пущенная через центр бытия. Результатом является темная дыра в себе и чувство страшной пустоты. Этот прорыв требует реструктуризации или изменения сознания, и это изменение истинная природа процесса преобразования.
Хотя это преобразование завершается в истинной человеческой зрелости, это не конечное состояние человека. Вся цель единства является переместить нас на более конечное состояние.
Чтобы понять, что происходит дальше, мы должны продолжать вырезать большее отверстие в бумаге, расширяя центр пока только лишь ободок или окружность не остается.
Еще одно расширение божественного центра, и границы сознания или "я" отпадают. Из этого примера видно, как окончательное исполнение сознания или "я" есть не-сознание или "не-я". Путь от единства к не-единству является лишенным эго и поэтому лишен эго-удовлетворения. Несмотря на неизменный центр мира и радости, события жизни может не быть мирным или радостным вообще. При отсутствии эго-удовлетворения в центре и отсутствии божественной радости на поверхности этот участок путешествия не легок.
-----------
больше пока не буду вставлять сюда мой корявый перевод. Я прошу опытных и знающих английский доходчиво растолковать что Бернадетт испытала. Я так и не могу понять метафору с монетой(кружком бумаги) - далее она ещё метафору пузыря приводит. Мне важен этот опыт христианки, так как на ютубе полно видео откровений опыта "не-я" от буддистов, адвайтистов. Я их опыт тем более не могу понять, хотя вроде этот опыт "не-я" поставлен на конвейер и рассказывается в непринужденной(и постоянно хохочущей) обстановке:
http://www.youtube.com/watch?v=FdOmpS6G4yIПросветление Юрия.
кто не хочет тратить 45 минут можете начать с кульминации:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=FdOmpS6G4yI#t=146124мин :20сек
он бывший православный(даже исихазмом интересовался) и типа готов продать душу дьяволу за "просветление"
---------
Но Бернадетт говорит о "не-я" как об очень труднодостижимом уровне.