Как вы думаете какая самая распространенная черта среднестатистического христианина (а также иудея или мусульманина)? Мне кажется осуждение. Христиане постоянно осуждают людей. Говорю это не ради упрека или для еще одного осуждения, а хотел бы просто разобраться почему так происходит и можно ли это как-то изменить.
Мне кажется психологический механизм здесь очень прост. Как только человек включает с свое мировоззрение моральные оценки как инструмент суждения о поступках, он автоматически и бессознательно применяет их как к себе, так и к другим людям. По сути, пользуется единым стандартом. Он осуждает себя за дурные мысли и поступки, и этот механизм самоосуждения укореняется в нем и становится почти бессознательным. Но все бессознательное неразумно и имеет тенденцию к проэкции на внешний мир, поэтому такой человек бессознательно и автоматически переносит свои оценки и осуждения на окружающих людей. Некоторым удается с большим или меньшим успехом усилием воли и вмешательством разума приостановить этот механизм, но таких, по моим наблюдением единицы (в число которых я и сам, к сожалению, не вхожу). Но мне думается что даже такая волевая остановка осуждения в принципе не решает проблемы, и вот почему.
Можно сказать конечно что все это происходит от отсутствия любви, и это верно. Но проблема в том что такое постоянное осуждение ближних отнюдь не способствует развитию любви, а наоборот, крайне мешает. Я бы сказал, этот механизм осуждения является главным препятствием для возрастания любви в нас, поскольку постоянно возбуждает чувства неприязни в душе. В этом главный вред осуждения (даже если мы его не высказываем публично и останавливаем усилием рассудка и воли) - оно препятствует любви и способствует развитию чувств неприязни к ближним в нашей душе.
Массовому христианскому мировоззрению свойственна расколотость, видение мира в черно-белых красках, чаще полностью черных с отдельными вкраплениями белых, свойственно видеть зло в себе и в окружающем мире и людях. Такой взгляд непременно вызывает отторжение мира, отвращение к нему, истинктивное осуждение. Каждый знает формулу что надо "любить грешника, но ненавидеть его грех", но я почти не встречал чтобы это работало в жизни, почти всегда мы бессознательно осуждаем человека вместе с его грехом.
Такой взгляд на мир, как мне кажется, ни как не сочетается с любовью, как например её описывал прп.Максим: "Видящий в сердце своем след ненависти к какому-либо человеку, за какое либо падение, совершенно чужд любви к Богу. Ибо любовь к Богу никак не терпит ненависти к человеку... Совершенная любовь не разделяет единого естества человеков по различным их нравам; но, всегда смотря на оное, всех человеков равно любит... Как Бог, по естеству благий и бесстрастный, хотя всех равно любит, как Свои создания, но добродетельного прославляет, как родственного Ему и нравом, а порочного милует по благости Своей, и, наказуя в веке сем, обращает его: так и человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех человеков, – добродетельного по естеству, и за благое расположение воли, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего."
Возникает вопрос - а правильно ли мы вообще формируем наше мировоззрение и аскетику, если она работает с такими непрерывными сбоями и препятствует достижению главной цели христианской жизни - любви? Можем ли мы вырваться из этого замкнутого круга осуждения? Правильно ли мы понимаем заповеди Христа как моральные нормы различения добра и зла, служащие для осуждения этого зла? Где написано что мы должны осуждать себя если мы поступаем не по заповедям? Правильно ли мы понимаем покаяние? Является ли покаяние непременно самоосуждением?
Возможно ли воспринимать себя, людей, мир более органично и органически, без моральных оценок и (о)суждений? Св. отцы говорили что грех - это болезнь, а грешники (как мы сами, так и ближние) как больные достойны не осуждения, а сострадания и помощи. Когда мы болеем, мы понимаем что это не нормально, но мы ведь не осуждаем себя, а терпеливо лечимся, относимся к своей болезни не как к моральному злу, а как к медицинской проблеме которя требует лечения. Также мы и не осуждаем ближних когда они болеют, но сострадаем им и помогаем им лечиться. Почему бы не относиться таким же образом к себе и к людям вообще? Наше несовершенство совсем не обязательно воспринимать как зло, его можно воспринимать как недуг, в конце концов просто как несовершенство. Слово "грех" в греческом оригинале - "амартия", буквально - "непопадание в цель". Мы пока не совершенны, мы часто промахиваемся, не попадаем в цель. Но непопадание - не зло, а ошибка, даже если мы своими промахами раним других, ошибка на которой надо учиться, анализировать почему мы промахнулись и как в следующий раз поступить, чтобы не промахнуться. Мы призваны к совершенству, к духовному и душевному здоровью, но чтобы достигнуть совершенства, совсем не обязательно (наоборот, черезвычайно вредно) оценивать несовершенство в себе и ближних как "моральное" зло..