Исихазм

Автор Тема: Молитва в уме, "просебя"....  (Прочитано 34158 раз)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #45 : 09 Апрель 2007, 18:38:58 »

  Знаете Евгений ,у меня мелькнула мысль, что может быть тем людям, которые ищут свое *сердечное место*, с надеждой, что оно откроется им, и полезно привязывать молитву к чему-либо. Другое дело, кто знает. Тому нет необходимости в привязке.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #46 : 09 Апрель 2007, 19:07:31 »
Конечно, iunija, все эти сосредоточения на дыхании или ритме сердца - не более чем временный технический прием для начальных этапов. Польза от них действительно есть, они несколько ускоряют процесс, но могут давать и неприятные осложнения и повредить здоровью при злоупотреблении. В принципе можно и без них обойтись, христиане первого тысячелетия ничего не знали о сосредоточениях на дыхании или сердцебиении и тем не менее достигали святости, чистоты и непрестанной молитвы сердца. О внимании к сердцу при молитве впервые упоминает прп. Симеон Нов. Богослов, а это уже Х век.
 
 

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #47 : 09 Апрель 2007, 21:16:24 »
Позволю себе высказать свое ИМХО...

Сердцебиение - это ведь биение того сердца, которое есть плоть, но не того, которое есть духовная сложная структура - Алтарь Бога Живаго, которое если и можно сказать, что бьется, то не так, как сердце физическое, а скорее, как водный источник, мягко, непрерывно, недискретно... Я даже, когда бегаю, уже почти год, как вобще не чувствую биения сердца, хоть и во время бега пытаюсь на нем держать внимание... не плотью, но духом. Хотя сердцем я считаю, как и положено не только в исихазме, но и в восточных учениях средину грудной клетки (чем глубже, тем лучше). Прежде, чем войти умом во внутреннее душевное и духовное сердце, надобно очистить сердце (как и ум) на более поверхностных уровнях, о чем следует просить Бога, но не только просить, но и самому не плошать. Потом же, Господь Сам соединяется с умом, если ум того желает, берет Господь его и приводит Сам в сердце, как Отец приводит сына... к себе на работу на экскурсию. А потом уже сын и сам заходит к отцу, пребывает с ним все больше и больше, чаще и чаще, и становятся Едины. Но потом лукавый не спит, и когда сын у Отца, он в безопасности, когда же покидает Отца по небрежению, невежеству и невниманию, бывает искушаем. Так что, однажды войдя в сердце, лучше пребывать там всегда, у Ног Учителя, становясь с Ним единным во веки, и обретая свое спасение.
« Последнее редактирование: 09 Апрель 2007, 21:27:27 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #48 : 10 Апрель 2007, 00:19:42 »
Спасибо за ответы. Вот это место.

Итак, прежде всего, я приступил к отыскиванию места сердечного, по наставлению Симеона Нового Богослова. Закрыв глаза, смотрел умом, то есть воображением в сердце, желая представить себе, как оно есть в левой половине груди и внимательно слушал его биение. Так занимался я сперва по получасу, несколько раз в день; в начале ничего не примечал, кроме темноты; потом в скором времени начало представляться сердце и означаться движение в оном; далее, я начал вводить и изводить Иисусову молитву вместе с дыханием в сердце, по наставлению святого Григория Синаита, Каллиста и Игнатия, то есть втягивая в себя воздух, с умственным смотрением в сердце, воображал и говорил: Господи Иисусе Христе, а с испущением из себя воздуха: помилуй мя. Сперва я сим занимался по часу, и по два, потом чем дальше, тем чаще стал так упражняться и, наконец, почти целый день провождал в сем занятии. Когда нападала тягость или леность, или сомнение, я немедленно начинал читать в Добротолюбии те места, кои наставляют о сердечном делании, и опять являлась охота и усердие к молитве. Недели через три начал чувствовать боль в сердце, потом некую приятнейшую теплоту в оном, отраду и спокойствие. Это возбуждало и заохочивало меня более и более с прилежностию упражняться в молитве, так что все мысли мои были сим заняты и я ощущал великую радость. С сего времени я начал чувствовать разные повременные ощущения в сердце и в уме. Иногда бывало, что как-то насладительно кипело в сердце, в нем такая легкость, свобода и утешение, что я весь изменялся и прелагался в восторг. Иногда чувствовалась пламенная любовь к Иисусу Христу и ко всему созданию Божию. Иногда сами собой лились сладкие слезы благодарения Господу, милующему меня окаянного грешника. Иногда прежнее глупое понятие мое так уяснялось, что я легко понимал и размышлял о том, о чем прежде не мог и вздумать. Иногда сердечная сладостная теплота разливалась по всему составу моему и я умиленно чувствовал при себе везде присутствие Божие. Иногда ощущал внутри себя величайшую радость от призывания имени Иисуса Христа, и познавал, что значит сказанное им: царствие Божие внутрь вас есть.

Так я и шел, да беспрестанно творил устную молитву. Наконец, чрез непродолжительное время почувствовал, что молитва сама собою начала как-то переходить в сердце, то есть сердце, при обыкновенном своем биении, начало как бы вы говаривать внутри себя молитвенные слова за каждым своим ударом, например: 1) Господи, 2) Иисусе, 3) Христе, и проч. Я перестал устами говорить молитву, и начал с прилежанием слушать как говорит сердце; помня, как толковал мне покойный старец, как это было приятно. Потом начал ощущать тонкую боль в сердце, а в мыслях такую любовь ко Иисусу Христу, что казалось, что если бы Его увидел, то так и кинулся бы к ногам Его, и не выпустил бы их из рук своих, сладко лобызая, до слез, но благодаря, что Он такое утешение о имени своем подает, по милости и любви своей, недостойному и грешному созданию своему.

На такие уровни, конечно, замахиваться не приходится. Но сердце и дыхание очень удобно задают ритм. Если просто повторять про себя - забываешь и сбиваешься. Особенно на улице или при чтении-смотрении.  А так получается самоподдержка внимания.

Согласен с Вами, iunija, что это техника, а не самоцель.

Вводить-выводить дыхание в сердце без опытного духовника опасно. Если правильно понял, без этого, особой опасности нет. Следить за здоровьем сердца и не перегибать палку. :)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #49 : 10 Апрель 2007, 01:16:52 »
KELEYNICK
   
     Хотя сердцем я считаю, как и положено не только в исихазме, но и в восточных учениях средину грудной клетки (чем глубже, тем лучше).

  Вот это , чем глубже, тем лучше, если я правильно представляю о чем Вы говорите, совсем излишне. Тут дело не в том, как глубоко Вы можете проникнуть в сердце, а в состоянии ума. Не надо так усложнять. Все  куда более проще, чем нам кажется. Я тоже пыталась забраться глубоко, но эффект на поверхности.  Опять повторюсь-УМ,-вот на что надо обращать все свое внимание.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #50 : 10 Апрель 2007, 02:10:06 »
Sергий, на форуме ранее обсуждалась книга "Рассказы странника". В адрес этой книги существует много критики с точки зрения святоотеческой практики молитвы, и общее мнение таково что она хороша как воодушевляющяя на молитву худ. литература, но не может служить практическим пособием для молитвенной практики. См:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=198.0

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #51 : 10 Апрель 2007, 12:14:48 »
+++ УМ,-вот на что надо обращать все свое внимание.

Не смею прекословить :)

Но только глубже не в физическом смысле, а, как раз, в умственном, иномерном... Глубже = тише = чище = более отстраненно = ближе к Царству Божию, чтоли так. Не в 3D глубже... неправильно сказал.
« Последнее редактирование: 10 Апрель 2007, 14:33:03 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #52 : 10 Апрель 2007, 16:55:22 »
Evgeny,
спасибо, посмотрю. Я в курсе про некоторые нестыковки. Довольно много прочитал из библиотеки hesychasm.ru. Кстати, может подскажете, была ли на форуме критика книги "Трезвенное созерцание". Что-то она мне местами очень странной показалась.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #53 : 10 Апрель 2007, 17:58:37 »
А мне понравилась "Трезвенное созерцание", я бы отнес ее к разделу "экстремальный исихазм" :)
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #54 : 10 Апрель 2007, 18:18:14 »
А мне понравилась "Трезвенное созерцание", я бы отнес ее к разделу "экстремальный исихазм" :)

Да уж, экстремальное. Сначала мне тоже понравилась. Но чем дальше, тем страньше и страньше.

Под конец стал опасаться, что автор опишет технологию полетов на бесах до Иерусалима. :)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #55 : 10 Апрель 2007, 18:42:03 »
Кстати, может подскажете, была ли на форуме критика книги "Трезвенное созерцание". Что-то она мне местами очень странной показалась.

Что-то не припомню, вроде не обсуждалась.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #56 : 10 Апрель 2007, 18:45:29 »
Да уж, экстремальное. Сначала мне тоже понравилась. Но чем дальше, тем страньше и страньше.
Под конец стал опасаться, что автор опишет технологию полетов на бесах до Иерусалима. :)


Не знаю... Хорошая книга, своя мысль, свой опыт... это нормально.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #57 : 10 Апрель 2007, 19:35:19 »
Кстати, может подскажете, была ли на форуме критика книги "Трезвенное созерцание". Что-то она мне местами очень странной показалась.

Что-то не припомню, вроде не обсуждалась.

Как она Вам показалась? Как то эти скручивания до боли в костях и кровотечения из легких слишком экстремальны. Даже в йоге не рекомендуется делать через боль.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #58 : 10 Апрель 2007, 19:40:29 »
Не знаю... Хорошая книга, своя мысль, свой опыт... это нормально.

По стилю написана хорошо. Но слишком "технологично". Феофан Затворник убирал как вредное гораздо более безобидные физические методы.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Молитва в уме, "просебя"....
« Ответ #59 : 10 Апрель 2007, 19:46:40 »
Теперь понятно, почему Александр выложил не всю книгу :) Я-то читал только то, что на сайте, и то не все...
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.