Притчи, в отличие от повестований, буквально понимать не очень разумно. Они доносят тайну вхождения в Царство Божие, и поэтому внешнее - морализаторское, социальное - толкование будет блеклым, слабым и даже ошибочным.
Но и на социальном уровне толкование вполне возможно. Дана краткая и яркая характеристика богача: одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно, и дана характеристика Лазаря: лежал у ворот [богача] в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его...
Ну не может быть спасения у богача, пиршествующего блистательно в то время, как у ворот дома его лежит в струпьях нищий! И притча говорит, что нужно было делать богачу прежде всего, чтобы избежать злой участи в посмертии: покаяться! Благотворительность и пр. - это только возможные следствия покаяния.
А Лазарь, желая крох, в струпьях, у ворот... Спасение человека не зависит от его имущества, статуса, здоровья... вот смысл характеристики, данной Лазарю Господу. В страдании и зле он не ожесточился и не стал злым (только желал напитаться крошками).Богач же в добре-богатстве своем не приобрел истинного добра.
Это внешний план (первой части притчи).
Чтобы понять смысл второй части, следует посмотреть чуть глубже социального и назидательного уровня толкования - и увидеть в притче путь становления человека.
Развитый и даровитый ум часто играет в жизни сей роль богача из притчи - он (ум) пиршествует идеями и смыслами вещей, и, распоряжаясь ими в довольстве и достатке, не способен измениться, не может покаяться. Когда такой ум (умрет) замрет в молчаливой молитве, то падает вниз, как попадает в ад богач. Богатящийся ум в иномерности созерцательной молитвы, когда умирает восприятие мира сего, не способен созерцать Господа и проваливается в преисподнюю страхов, ужасов и страстей своей души. Ум сей не слеп и в мольбе обращается к Божией силе (Аврааму), чтобы они вразумили пять внешних чувств души человека (его братьев), и не погибла бы душа по исходе из тела. И ответ не утешителен: если душа в чувствах своих не соблюдает закон, то и не послушается внутреннего умного голоса.
Лазарь символизирует не богатящийся ум, желающий постичь сокровенный смысл. Этот ум выглядит дурашливым и юродивым рядом со своим богатым богословствующим соседом. Мысли нищего ума подобны струпьям в глазах рациональных умников. Лишь собаки лижут струпья его... Лишь нечистые и неверные умы - так выглядят грешники в глазах богатых праведников - могут понимать смысл и боль нищего ума в его исканиях Бога. Обычное дело... Вот и у Господа в друзьях были мытари и блудницы.
Нищий и алчущий ум, умирая в созерцательной умной молитве, удостаивается рая! И любовь Божия наполняет его, и кормит, и напояет... А богатящийся ум мучается и сгорает в лучах любви, ибо Божия любовь выжигает все злое и обеляет все доброе.