Исихазм

Автор Тема: Богач и Лазарь  (Прочитано 5663 раз)

serebro

  • Сообщений: 219
    • Просмотр профиля

Богач и Лазарь
« : 29 Ноябрь 2006, 09:03:20 »
Все мы знаем притчу о Богаче и Лазаре. Часто обращают внимание на то, что ни богач не является таким уж страшным грешником, ни Лазарь таким уж праведником. Действительно, не сказано же, что богач нажил богатство неправедно или что занимался какими-то жутко грешными делами, гуляя на свои деньги. Ну "одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно".. а почему бы и нет, если средства позволяют? В свою очередь, о Лазаре сказано только, что он "лежал у ворот [богача] в срупьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его". Вот и все. Понятно, что нищета эта не была добровольной, чтоб считать ее своего рода подвижничеством, и дел он тоже никаких не делал ("лежал"), в том числе и праведных.

Но дальше обычно начинается обсуждение богача. Оно и понятно. Он - центральное лицо в притче, которая призвана вразумить таких, как он. Говорится, например, что он не занимался благотворительностью, жить скромнее, делиться с другими и т д. Это все понятно... Но остается вопрос в отношении Лазаря - он-то за что вознесен ангелами на лоно Авраамово? Неужели только по принципу компенсации? "...ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь". Торжество социальной справедливости? или все же,  некоторая ирония?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Богач и Лазарь
« Ответ #1 : 29 Ноябрь 2006, 21:14:08 »
Притчи, в отличие от повестований, буквально понимать не очень разумно. Они доносят тайну вхождения в Царство Божие, и поэтому внешнее - морализаторское, социальное - толкование будет блеклым, слабым и даже ошибочным.

Но и на социальном уровне толкование вполне возможно. Дана краткая и яркая характеристика богача: одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно, и дана характеристика Лазаря: лежал у ворот [богача] в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его...

Ну не может быть спасения у богача, пиршествующего блистательно в то время, как у ворот дома его лежит в струпьях нищий! И притча говорит, что нужно было делать богачу прежде всего, чтобы избежать злой участи в посмертии: покаяться! Благотворительность и пр. - это только возможные следствия покаяния.

А Лазарь, желая крох, в струпьях, у ворот... Спасение человека не зависит от его имущества, статуса, здоровья... вот смысл характеристики, данной Лазарю Господу. В страдании и зле он не ожесточился и не стал злым (только желал напитаться крошками).Богач же в добре-богатстве своем не приобрел истинного добра.

Это внешний план (первой части притчи).

Чтобы понять смысл второй части, следует посмотреть чуть глубже социального и назидательного уровня толкования - и увидеть в притче путь становления человека.

Развитый и даровитый ум часто играет в жизни сей роль богача из притчи - он (ум) пиршествует идеями и смыслами вещей, и, распоряжаясь ими в довольстве и достатке, не способен измениться, не может покаяться. Когда такой ум (умрет) замрет в молчаливой молитве, то падает вниз, как попадает в ад богач. Богатящийся ум в иномерности созерцательной молитвы, когда умирает восприятие мира сего, не способен созерцать Господа и проваливается в преисподнюю страхов, ужасов и страстей своей души. Ум сей не слеп и в мольбе обращается к Божией силе (Аврааму), чтобы они вразумили пять внешних чувств души человека (его братьев), и не погибла бы душа по исходе из тела. И ответ не утешителен: если душа в чувствах своих не соблюдает закон, то и не послушается внутреннего умного голоса.

Лазарь символизирует не богатящийся ум, желающий постичь сокровенный смысл. Этот ум выглядит дурашливым и юродивым рядом со своим богатым богословствующим соседом. Мысли нищего ума подобны струпьям в глазах рациональных умников. Лишь собаки лижут струпья его... Лишь нечистые и неверные умы - так выглядят грешники в глазах богатых праведников - могут понимать смысл и боль нищего ума в его исканиях Бога. Обычное дело...  Вот и у Господа в друзьях были мытари и блудницы.

Нищий и алчущий ум, умирая в созерцательной умной молитве, удостаивается рая! И любовь Божия наполняет его, и кормит, и напояет... А богатящийся ум мучается и сгорает в лучах любви, ибо Божия любовь выжигает все злое и обеляет все доброе.

MV

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

Re: Богач и Лазарь
« Ответ #2 : 30 Ноябрь 2006, 18:15:12 »
Ответ Alexsander'а кажется мне очень логичным, но как же тогда понимать слова о том, что Лазарь "желал напитаться крошками, падающими со стола богача" ?

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Богач и Лазарь
« Ответ #3 : 01 Декабрь 2006, 05:30:54 »
Я сегодня писал на эту тему и бесы мою писанину сделали так что не послать не исправить-зависла.Это не только у меня но и старообрядец один мне на это указывал-будто кто читает что пишеш-как цензура все глушит..Так вот речь шла о том богатых которых пытается затащить митрополит Кирилл как верблюдов и в статье он перечислил круг етих человеков..За такое здесь один известный старец Валаамский не брался-он переходил на русский язык и юродствовал-чтобы отошли от него подальше эти любопытные миллионеры американские-не потому чтио был  камунист из СССР-он  был беженец от коммунизма-но сказанно именно о верблюде..Хотя здесь в зарубежии приняли дословно царский путь помазаника и следовательно  все аристократы с ним-и решили что речь шла о воротах под названием(игольное ушко) дальше пошла романтическая история..Будто богатые люди почемуто ночию подъезжали с сокровищами к воротам в Иерусалим а ворота для верблюдов закрыты-об большой и горбы высоеко торчат-но человек спокойно проходит в город-но евреи хитрые придумали ставили верблюда на калени и заталкивали в ворота..Приходилось говорить с дрисеровщиком слонов  потомственным и кто  был с обученными цирковыми верблюдами-Вот слона может быть и заталкали как то в ети (игольные ушки) но верблюда только дохлого можно затащить-там много причин но нервы надо иметь железные с верблюдами..

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Богач и Лазарь
« Ответ #4 : 01 Декабрь 2006, 12:59:35 »
Ответ Alexsander'а кажется мне очень логичным, но как же тогда понимать слова о том, что Лазарь "желал напитаться крошками, падающими со стола богача" ?

А как люди добрые и цельные, но не просвещенные (не образованные), стремятся к получению знаний и с уважением относятся к "образованцам"? В человеке есть стремление к мудрости. Это стремление нижней копиркой имеет стремление к знаниям, образованию...

И еще. Повторю, сказанное мною в ЖЖ: Когда богатящийся ум перестанет держаться за свое имение, когда он перестанет не замечать ум нищенствующий и болезнующий, у него появится надежда на спасение. По сути, ум-богач и ум-Лазарь - это наш ум (или сознание), два его аспекта, которым хорошо было бы соединиться: в мудрости и простоте.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Богач и Лазарь
« Ответ #5 : 01 Декабрь 2006, 18:53:44 »
Я уже запутался где в Еванглии хоть строка записана дословного текста не иносказания..За что не возмись написано одно и читается совсем другое-почему сразу не написано как слышит человек-сплошные кросворды разгадываем..Речь шла о богатом бессердечном жестоком человеке..Который как и все должен знать одно -все кто родился на земле -созданы Богом-всех питает Бог.Если ты взял землю Божию -то корми всех Юожиих созданий которые на етой земле живут-как и Бог этоделает..А если ты согнал с земли своей -(хотя она Божия) устроил на ней какие то стадионы для гонок людей,собак и вверблюдов) то с тебя и спрос-почему брал то что дано Лазарю-эта земля не тебе дана-Бог не может питать Лазаря из-за тебя и остается всегда в долгу перед Лазарем-потому что Лазарь видит это-и думает на Бога-вот раскормил богатого все ему дал а я лежу подыхаю-и что это за жизнь такая=-что теперь взять и прибить богатого и сесть на его место-нет буду ждать своего конца-.Вот и сказано-чтож ты жрал за троих и разбрасывался продуктами на пирах для сытых-а не устраивал пиры для лежащих голодных...Вот если рассмотреть земли взятые то найдется на каждой земле как Иудина земля куплена не праведно-везде бес подкинул ложку дегтя ..