Исихазм

Автор Тема: установка: не отдавать сердца  (Прочитано 18027 раз)

i

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #15 : 15 Декабрь 2006, 23:26:18 »
хочется еще уточнить по поводу различения "не отдавать ума" - "не отдавать сердца".
вот, простой пример: можно "не отдавая ум", имея ум в сердце, - сказать резкое, даже оскорбить человека (именно здесь существует опасность уйти в неблагословенное юродство).
но если "не отдавать сердца", такого (небрежения) не произойдет никогда.

с другой стороны, можно порой входить в собеседование, как сейчас с форумом.
но не отдавать сердца.

Господи, помилуй всех, кто любит Тебя!
« Последнее редактирование: 16 Декабрь 2006, 12:36:13 от i »

Strannik-x

  • Сообщений: 5
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #16 : 22 Декабрь 2006, 04:16:25 »
Дневные события отпечатываются в душе и если день провел беспечно то это скажется и на ночном покое. Возможно лучше было-бы не заботиться о положении тела, а о "положении" души. А вообще желательно прежде сна молитвенное "дело".

"Сладок хлеб трудящегося и крепок сон молящегося".

i

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #17 : 29 Декабрь 2006, 12:39:19 »
"желательно ПРЕЖДЕ СНА молитвенное дело"?
наша тема: "желательно, чтобы молитвенное дело не прерывалось НИКОГДА, в том числе и во сне (и других пограничных состояниях)", - и все, что этому способствует.
Крепость сердечной молитвы можно проверять в московском метро, вечером.
если сердце сознает Господа и ум не уползает в мечтания - значит еще ничего.
Другие пограничные состояния (когда лично я нередко ухожу в беспечность) - приготовление пищи и обед, при обилии вкусностей.

P.S. Положение тела важно всегда (и в метро, и за столом...).

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #18 : 16 Январь 2007, 19:31:02 »
Цитировать
Есть время слез, и время окаменелости сердца; есть время повиновения, и время повеления; есть время поста, и время принятия пищи. Есть время брани от врага - тела, и время погашения разжжения; время бури душевной, и время тишины ума; время сердечной печали, и время духовной радости; время учить и время учиться; время осквернений, может быть, за возношение, и время очищений за смирение; время борьбы и время твердого мира; время безмолвия, и время деятельности безмолвной; время непрестанной молитвы, и время нелицемерного служения.
                                                                                      „Лествица», Слово 26, 87.

Возвращаюсь вновь к этой теме, взяв Слово преп. Иоанна Лествичника в качестве эпиграфа к моему посту.  Евгений нам уже неоднократно говорил о вышеуказанном «основном правиле» в других темах. Понимаю, что оно есть лейтмотив его практики Умного делания. На этой ветке Евгений попытался достаточно полно поделиться своим опытом. Спасибо ему и другим участникам в этой теме.
Напомню про «основное правило» , указанное им:

Евгений:
Цитировать
"Основное правило" здесь: "ум должен выйти точно таким же из молитвы, каким в нее вошел".

Мне кажется, я понимаю Евгения, то есть то молитвенное состояние (наверное, лучше сказать, стояние ?) о котором он говорит. От подобного вида безмолвия… ( лучше процитирую его самого):

Евгений:
Цитировать
По выражению св. Иоанна Лествичника, который, по моему мнению, практиковал подобный вид безмолвия, ум подвижника при этом становится "блестящим подобно утренней звезде".

Евгений имеет ввиду Слово 15, 15. Процитирую этот стих полностью:

Цитировать
15. Иной связал сего мучителя подвигами,  иной - смирением, а иной - откровением Божиим. Первый подобен утренней звезде, второй - полной луне, а третий - светлому солнцу; но все имеют жительство на небесах. И как от зари свет, а по свете воссиявает солнце, так и о сказанном можно разуметь и видеть это на самом деле.

Рассматривая «основное правило» в этом контексте, - это есть,, как понимаю, состояние, где важнее всего, так сказать, константа пребывания в Боге, холодная отрешенность от страстей.

Пока это набросок (за отсутствием времени). Выношу его сейчас на форум. Хотелось бы эту тему продолжить. Неплохо, если и сам Евгений поможет :-)






Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #19 : 16 Январь 2007, 19:46:46 »
Евгений, вы, наверное, имеете в виду (про ум), что ум не должен улетать в мечтаниях? Ибо я как-то полагаю, что на молитве ум должен, как-бы, очищаться... Например, вошел страстный ум - вышел бесстрастный, конечно, лучше стремиться не выходить, но в миру это не так легко. А тема действительно интересная и важная.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #20 : 17 Январь 2007, 00:01:19 »
Евгений, по моему разумению, предлагает один из многих вариантов молитвы - один, но не единственный. И не самый высокий. И как станет ум "блестящим подобно утренней звезде", если он выходит из молитвы, не изменившись? Ум, полностью обособленный от озарений в безмолвной молитве, подобен израильскому народу, стоящему у подножия горы Синай. Ум, приобщенный сверхестественно (и сверхобразно) к озарениям, подобен Моисею, внимающему Богу на горе. Естественно, "нижний" ум (народ) приобщается откровениям позже - и в грубой форме. Ум "вышний" выходит из созерцательной молитвы изменившимся - светоносным, как и лицо у Моисея.
« Последнее редактирование: 17 Январь 2007, 00:05:00 от Alexander »

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #21 : 17 Январь 2007, 03:37:19 »
Alexander:
Цитировать
Евгений по моему разумению, предлагает один из многих вариантов молитвы - один, но не единственный. И не самый высокий. И как станет ум "блестящим подобно утренней звезде", если он выходит из молитвы, не изменившись?

Как предисловие.
Поделюсь воспоминаниями о кратких наставлениях моего покойного духовного отца. Было это в конце 70-х. Был он соборным священником в тогдашнем Питере. «Публика» собиралась несколько иная, чем сейчас, не столь разношерстная, но каждый со своими «тараканами», как всегда и везде. Был постоянный «глаз» над духовником, так что на исповеди ему не поощрялось много беседовать с молодыми. Мы это знали и ловили на исповеди каждое наставление, а потом делились своими впечатлениями. Такое уж было время. :-)  Так вот, он мне говорил, чтобы я читал псалмы, вслушиваясь в них, а читать нужно было так: натянуть нить и нанизывать на нее слова псалмов. То есть взял тон и читай-слушай. Главное – нить, на которую, как бусинки нанизываются слова псалмов. При этом важно, не количество псалмов, а восприятие умом самих слов. Это было мое первое правило. Потом от других из молодых прихожан услышал, что так же в течение дня нужно нанизывать на нить слова Иисусовой молитвы. При этом важно, не сколько, а «держать нить».
 Кстати, про нашего духовника от старушек мы получали известия, что он непрестанно творит Иисусову молитву. Для нас он был ходячий «апокриф» :-) , получивший традицию сию от валаамцев, осевших в Псково-Печорском м-ре…

Что каждый поимел от его наставлений? – Да, есть молитва- вопль к Богу. Она сильна и важна. Но важно закрепить ее. Молитва-«нить» - это планка, не слишком высоко поднятая, но без нее все наши вопли проваливаются долу. То есть необходимо постоянство. И эта планка есть первая и основная (не вопли!) ступень.

Слышал такое наставление-правило из Великой лавры для приезжающих греков-паломников: 33 земных поклона каждый день. Спросят, утром или вечером – неважно. Главное, каждый божий день. Можно утром начать, а кончить вечером. Что ни говори – простенькое правило. Спросят, а с какой молитвой? – Скажут,  - ну, с «Кирие елейсон». Спросят, а можно и другие молитвы или большее число поклонов? – Скажут, можно. Но главное, чтобы 33 земных поклона независимо от обстоятельств дня были бы исполнены.

Да, это не высокий вариант молитвы. Но он задает верный внутренний тон. Когда человек борется со страстью изо дня в день, он начинает этот верный тон слышать.

А озарения в этом варианте молитвы?  - Озарение – это верный тон. Там, где грех (исповедуется), там преизобилует благодать. Главное, - этот «монотон» - неизменность.




Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #22 : 17 Январь 2007, 10:14:34 »
Да, "держать нить", это пожалуй самое важное, как струна гитары, и чтоб не натягивать сильно, а то лопнет, но и не ослаблять, а то не сможем играть, кстати, это сказал еще Будда. Очень часто лично у меня это нарушается, иногда перетягиваю струну, а иногда слишком слабо натягиваю. Нужен, все-таки, камертон :). Очень хорошая и точная аналогия.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #23 : 17 Январь 2007, 10:20:21 »
И как станет ум "блестящим подобно утренней звезде", если он выходит из молитвы, не изменившись?
ИМХО Действительно, путаница видимо происходит от употребления термина "ум" как в отношении "Ума" (внутреннего), так и "интелекта" (внешнего). Для последнего, преображение действительно доступно только опосредованно - через деиствия Ума. Непосредственное же деиствие молитвы на интелект, чревато нарушениями психического характера.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #24 : 17 Январь 2007, 12:49:36 »
Gior , мне кажется, путаница происходит со словом "неизменяемость", употребленным Евгением. Наверное, нужно говорить о "неизменности".

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #25 : 17 Январь 2007, 15:12:41 »
Keleynick:
 
Цитировать
Нужен, все-таки, камертон

И в практике этот внутренний камертон даруется! По Лествичнику, это когда «связываешь мучителя подвигами». «Подвиг» по-гречески есть «аскеза», то есть «упражнение». Упражнение подразумевает постоянство. Однажды один мой знакомый, который уже лет пять пребывает освобожденным от своих тяжелых дурных привычек и начавший пару лет назад творить Иисусову молитву, сказал мне как-то, что нет у него сейчас горячей молитвы, жизнь течет обыденно, но даже и в стрессах повседневщины внутри он слышит одно и тоже – тихое «у-у-у-у» (а человек он музыкальный) и от этого «у-у-у-у» ему «так покойно и хорошо становится. И Вы знаете, так я за него порадовался. Вспомнил, что что-то подобное писал кто-то из греческих исихастов 20-го века. Не могу сейчас припомнить, кто именно.

А было время, когда он слушал в депрессняках очень черную музыку.  И были у него суицидальные настроения. Побаивался за него. В одном моем визите запомнился мрачный рефрен какого-то гамбургского музыканта. Приведу его:

Es ist mir zu monoton – Мне (всё) слишком монотонно
Und immer wieder das Gleiche – И все время одно и тоже.
Ich bin wie eine Leiche – Я как труп.

Мой знакомый немецкого не знает, и когда я ему перевел сей рефрен, он совсем не удивился и сказал, что примерно таким он этот рефрен и представлял.

Прошло время, и этот рефрен, можно сказать, у него приобрел другое звучание. Только первая строфа изменилась:
«Мне хорошо-монотонно».  :-)

А остальное – правильно: «все время одно и тоже» - константа пребывания в Боге, которая наполняет сердце радостью пакибытия.

«Я как труп» - тоже верно: труп для бывших тяжких страстей и недугов.

Дивен Бог в человеках, вставших на путь покаяния и изменивших свой путь!

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #26 : 17 Январь 2007, 15:22:07 »
да... надо только забыть о прошлом, о будущем, и... о настоящем, войти внутрь и приобщиться к Вечному. А то, что грешили мы или грешим - это, Слава Богу, не вечно :)
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #27 : 17 Январь 2007, 20:04:39 »
Друзья, я против гиперболизации какого-то "моего" опыта в какой-либо форме. Александр совершенно прав. Это всего лишь один из возможных аскетических путей (приемов) в восточном христианстве. Я считаю его, что называется, "мейнстримным" в исихазме, то есть это один из основных путей, какими, по моему мнению, пользовались отцы (и могу, как мне кажется, на их примере это показать), но я могу и ошибаться.

"Ум должен выйти из молитвы, каким в нее вошел" я понимаю как совершенную неподвижность ума, который за время молитвы (в идеале) не претерпел никакого изменения. То есть не то, чтобы противоречил приходящим помыслам (в том числе молитвой), а не замечал их, в смысле -- "пребывал к ним без ощущения", как пишет Лествичник.

"Начало безмолвия состоит в том, чтобы отражать всякий шум врагов, как возмущающий глубину сердца; а конец безмолвия в том, чтобы и не бояться их тревог, но пребывать без ощущения к ним" (Слово 27, 5)

"Начало" и "конец" здесь надо понимать не только (и не столько) в смысле преуспеяния в безмолвии, а в смысле чередования того и другого делания. Иначе говоря:

"Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это; и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды. Когда страж сей утрудится, то встает и молится; а потом опять садится и мужественно принимается за первое дело" (там же, 22-23)

Вот это "первое дело" и есть самое притрудное в безмолвии, так как нет ничего труднее, чем (наблюдая помыслы) соблюдать совершенную неподвижность ума, хотя бы краткое время. Только очень "мужественные" (как это выше написано) люди могут пребывать в этом делании сколь-нибудь продолжительное время. Об этом пишет и Иосиф Исихаст где-то в своей книге. Впрочем, привычка и время облегчают и это занятие.

Самое трудное делание приносит и самую большую пользу. Ум, не претерпевший никакого изменения, выходит из молитвы измененный -- тем самым изменением, которое человеком не замечается. То есть он понимает, что изменился, но не понимает -- как, в чем это изменение состоит и как это произошло. Об этом пишет и св. Игнатий Брянчанинов где-то в своих главах об Иисусовой молитве: действия Божии неприметны, тихи, не эффектны внешне, но для  испытавшего их непреложны и несомненны. Косвенно можно описать их как "просвещение" ума и всего сердечного-телесного состава человека, как "целомудрие" (уцеломудривание) души или как "соединение ума с сердцем". Самого себя ум воспринимает при этом как просветившегося, очистившегося или светящегося ("подобно утренней звезде"). но это не благодатный свет, а естественный свет ума, свойственный ему (не падшему) по природе.

В этом смысле я понимаю, как мне кажется, сказанное Игорем о своем духовнике

Так вот, он мне говорил, чтобы я читал псалмы, вслушиваясь в них, а читать нужно было так: натянуть нить и нанизывать на нее слова псалмов. То есть взял тон и читай-слушай. Главное – нить, на которую, как бусинки нанизываются слова псалмов. При этом важно, не количество псалмов, а восприятие умом самих слов. Это было мое первое правило. Потом от других из молодых прихожан услышал, что так же в течение дня нужно нанизывать на нить слова Иисусовой молитвы. При этом важно, не сколько, а «держать нить».

Речь идет о т. н. "заключении ума в слова молитвы", то есть о постепенном переходе от (всем необходимого) внешнего молитвословия к тому самому деланию, о котором речь выше. Суть метода в том, чтобы отвлечься от кружения помыслов при внешнем молитвословии путем сосредоточения на" вслушивание" (или как сказано "восприятие") в звучание слов молитвы (то есть без всякого обдумывания их смысла или чего-либо вообще к нему относящегося, или тем более не относящегося). В конечном итоге, наступает успокоение ума и его определенная неподвижность. Это состояние знакомо особенно чтецам в храме, которым вообще много приходится молитвословить, или тем, кто соблюдает большое внешнее правило (тем оно и полезно). Это состояние ценно тем, что становится понятно, куда нужно двигаться. А именно -- нужно достигать это состояние путем внешнего молитвословия (если иначе не получается) и  затем оставаться в этом состоянии сколь это возможно, а потом опять приступать к внешнему молитвословию. Об этом и сказано Лествичником выше (см. 22-23).

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #28 : 17 Январь 2007, 21:51:30 »
Евгений , спасибо за разъяснения. Всё очень понятно.
Но вот Вы  вместе с Александром говорите:
Цитировать
Это всего лишь один из возможных аскетических путей (приемов) в восточном христианстве.

Нельзя с эти не согласиться. Только плохо представляю себе иное начало пути. Как раз в этой практике, как мне кажется, и можно получить самые необходимые навыки духовной борьбы и приобрести вкус к внутренней молитве. Как говорили Отцы, приобрести «духовное чувство».  Правильнее даже сказать, не приобрести, а открыть в себе, потому что оно есть в каждой душе.

Это же совсем начало пути, но можно ли его миновать? Существует ли иной начальный этап Умного делания?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #29 : 17 Январь 2007, 22:30:27 »
...мне кажется, путаница происходит со словом "неизменяемость", употребленным Евгением. Наверное, нужно говорить о "неизменности".

Евгений изложил более мягкий вариант прочтения неизменяемости, который, похоже, ближе к "неизменности" - как у Igor'я.

Неизменность есть знак вечности и неподвижности, и опыт приобретения молитвы-нити исключительно важен. Молитва-вопль может совершить прорыв во внутреннее - к сердцу, но закрепить успех, развить его и не скатиться вниз не возможно без молитвы-нити.