Исихазм

Автор Тема: установка: не отдавать сердца  (Прочитано 18028 раз)

i

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

установка: не отдавать сердца
« : 14 Декабрь 2006, 00:40:00 »
По сказанному: "богатство аще течет [в широком смысле] - не прилагайте сердца".

В другой теме пытался объяснить, что под этим понимаю.
Вроде бы просто: всегда "Всем сердцем моим взысках Тебе".
Или: не предавать самого Любимого ради многих сиюминутных любовей-вкусностей, не увлекаться ими ни на дыхание.
 
Физически это выражается как подтянутость, собранность; психически это означает - не гулять умом ниже (например, во сне) и как можно реже ходить в голову (и даже в гортань, где есть внимание, но все же нет, по-моему, такой Любви)... Только что нашел об этом у о. Серафима Роуза: "Мы должны бороться с ними [силами мира сего] тем, что постоянно держать наш разум вверху, а не внизу, то есть видеть небесное, а не зарывать разум в вещах земных". И еще "Духовный разум с постоянством и решимостью устремлен к определенному месту, которого они хотят достичь, то есть — к небу". Можно добавить: "- сердечному".

Братики, не погнушайтесь поделиться опытом, если кто чувствует, что может:
 
все же где лучше держать ум, когда засыпаешь и когда кушаешь: в гортани или в сердце?
и другой вопрос: предпочтительное положение тела перед погружением в сон, в связи с хранением ума: сидя (ну, это у совершенных, кто может спать два часа и меньше) - полулежа - высокая подушка - низкая подушка - отсутствие подушки. [вариант "просто тихо лечь и заснуть, без особого трезвения, уповая на Господа" может подвести, и ум уползет в мечтания].
никак не могу найти здесь золотую середину.

Простите, что отвлекаю в пустословие... Господи, помилуй нас грешных!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #1 : 14 Декабрь 2006, 06:58:40 »
Давно определил для себя что лучшая позиция для засыпания в молитве - лёжа на спине с очень плоской подушкой, почти что полная горизонталь. Руки раскинуты как можно шире в стороны, ноги слегка расставлены. Молюсь словами вначале Святому Духу, потом, по мере успокоения дневных волнений, начинаю сосредоточивать внимание на вдохе и выдохе и одновременно, произнося мысленно Иисусову молитву, переношу внимание с дыхания через нос в середину груди (намеренно избегаю слова "сердце", потому что думаю, что то, на чем нам надо сосредотачиваться не есть наше физическое сердце). Если молитва встречает телесное сопротивление, то не насилуя ее, просто поворачиваюсь на бок и пытаюсь, сохраняя внутреннее молчание, смотреть на проекции ума. Ум начинает выдавать нескончаемый набор визулизаций, проекций и разворачивать интересные сценарии. Из смотрения этого видеоряда становится понятно как образуются наши сны, которые, в подавляющем своем большинстве, являются этой спонтанной "работой" ума по генерированию образов.
Этот переход, как правило, есть самое продуктивное и значительное время молитвы для меня за весь день.   
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #2 : 14 Декабрь 2006, 10:17:13 »
ИМХО, вобще в идеале, надо стремится ум (внимание) всегда держать в сердце, установить его там, я так считаю, но сразу это не получится, ибо сначала надо все гумно вымести. Сердце (центр груди) есть трон ума. А все остальное, включая и голову, и гортань, а также нижние "центры", типа солнечное сплетение, чрево, и даже половая система, должны быть взяты под контроль сердцем.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #3 : 14 Декабрь 2006, 16:25:11 »
Лучшее правило, какое я смог для себя здесь изобрести (не сам изобрести -- его придерживаются, как я знаю, многие): "никогда не засыпать лежа". То есть когда придет время сна, сесть на кровать и усиливаться в молитве до тех пор, пока не заснешь сидя. Таким образом, как правило, удается урвать у сна довольно значительное время для молитвы. Меньше количества сна при этом компенсируется его качеством.

Лучший метод сосредоточения для меня, как я его называю, это "остановка ума". Я бы назвал его еще "безмолвием". Внутренний взгляд направлен немного выше и правее левой стороны груди (точное место не имеет особого значения). Ум полностью неподвижен (это приходит с годами -- у меня так, по крайней мере), замечая приходящие снизу, от области сердца и ниже, помыслы, но никак на них не реагируя, не придавая им никакого значения и ничего не принимая (помыслы проходят при этом через сердце никак не задевая его). Не только помыслы, но все без исключения чувства, ощущения и пр., какими бы они благовидными или даже благодатными ни казались. "Основное правило" здесь: "ум должен выйти точно таким же из молитвы, каким в нее вошел". Все истинно ценное, что дается при этом уму, дается ему помимо мыслей, чувств, ощущений и пр. в виде нечувствительно воспринимаемых им "озарений". И дается постольку, поскольку он соблюл "основное правило" (см. выше). По выражению св. Иоанна Лествичника, который, по моему мнению, практиковал подобный вид безмолвия, ум подвижника при этом становится "блестящим подобно утренней звезде". А по выражению св. Исаака Сирина ум подвижника подобен при этом ныряльщику в глубину, ловцу жемчужин ("озарений"). "Озарения" эти потом могут (опять же нечувствительно для ума), в определенной степени, оформляться в виде "понимания" тех или иных мест Писания или вообще христианского учения и выражаться словесно, а могут не оформляться и не выражаться. Разумеется, "понимание" это надо всегда сверять и править в соответствии с богословием отцов и его терминологией.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #4 : 14 Декабрь 2006, 19:07:27 »
Прочитал заглавное сообщение, хотел ответить, потом прочитал написанное Евгением - отвечать расхотелось.
Но все-таки, может мое скромное мнение пригодиться. До тех пор, пока "сердце" остается отвлеченным понятием - как например в моем случае, нужно вниманием стоять в гортани, или в груди, пока ум, собравшись, не найдет сердечное место. После этого, уже "умной" молитвой уже можно стоять в сердце. Это уже будет сознательный акт. А до этого - мечтание.
Конечно - ИМХО

i

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #5 : 14 Декабрь 2006, 19:51:37 »
Лучшее правило, какое я смог для себя здесь изобрести (не сам изобрести -- его придерживаются, как я знаю, многие): "никогда не засыпать лежа". То есть когда придет время сна, сесть на кровать и усиливаться в молитве до тех пор, пока не заснешь сидя. Таким образом, как правило, удается урвать у сна довольно значительное время для молитвы. Меньше количества сна при этом компенсируется его качеством.


Большое спасибо всем, кто делится и кто молчит.
Мой опыт повторяет опыт Евгения.
Нужно установиться в тишине, или, как говорят отцы, "держать сердце глубоко молчащим", для чего подходт положение тела полулежа (ум - на троне),
ум не должен уползти вниз.

но здесь есть тонкость, по крайней мере, для тех, кто всегда творит деятельную молитву с дыханием:
а) переходя ко сну, можно отпустить дневное дыхание в естественное-редкое, сосредоточиться на редких коротких выдохах, с большими паузами между в. и вдохом, и уйти в качественный глубокий сон
p.s. достаточно легко приучиться вообще весь день безмолвствовать таким образом: медленно-медленно (сига-сига) действовать, блюсти прилоги. в конце концов грани между днем и ночью, погодой и непогодой, тобой и пылью придорожной сотрутся... но! это безмолвие все же достаточно поверхностно (здесь в теме "тормознутость" было сказано: "необходимо затвориться в клеть поглубже").
б) или же, тоже тихо, сохранять дневное и "ритмическое" дыхание (в.-в.), постепенно еще более утишаясь, но не отпуская внимания. это труднее, поскольку такая молитва больше спорит со сном, и если спать осталось, скажем, 4 часа, возникает соблазн убрать ум-контролер из сердца (положить подушку плоско / перевернуться на бок, сломать ритм - удлинив выдох и допустив паузу перед вдохом) - и заснуть, в конце концов! Помысел говорит: "Ведь иногда качественный сон приходит, слава Богу, и лежа плоско (см. пост Леонида) - расслабься, брат, тебе рано вставать"...
а в ответ - Тишина. и он уходит как пришел.

Очень многое зависит от ритма: сохранять один ритм всегда (и какой) - или допустимо варьировать, вот вопрос.
Пишите, пожалуйста, и простите меня за пустословие.  
« Последнее редактирование: 14 Декабрь 2006, 22:23:15 от i »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #6 : 14 Декабрь 2006, 21:06:05 »
Хотел добавить:
После установления тишины ума, в полном отсутствии помыслов ум и начинает генерировать визуальный ряд, как бы в знак протеста о его неожиданно подчиненном положении (поскольку он привык быть "хозяином"). Я не пытаюсь остановить эти проекции, даю им исчерпаться самим по себе. И действительно, их напор со временем ослабевает. Если же бороться с ними, то возрастает их интенсивность и яркость.
Ум должен привыкнуть к тому, что нет для него никакой опасности от пребывания в сердце. Он должен осознать, что никто не собирается его уничтожить, наоборот, предоставить ему лучшее место, чем в голове. Ему требуется на это время и хорошее, невраждебное отношение. Ум - не враг, он просто мелкий узурпатор, занял место Царя в голове и расположился с удобствами.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

i

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #7 : 14 Декабрь 2006, 21:54:35 »
Здесь другая тонкость:

одно дело - не отдавать ума (так или иначе сводя его в сердце и утверждая там)
другое дело - не отдавать сердца (как духовное чувство, как наполненность Любовью, умиление в значении "уязвления")

второе обыкновенно предполагает первое, но обратное неверно
(возможно "сухое" аскетическое безмолвие: чистое блюдение прилогов, чистая частая молитва, способом "24000 в день", чистая память смертная и др.)

правда,

Сухое дерево может воспламениться
Если попытаться зажечь мокрую тряпочку -
Наверное пойдет зловоние и густой дым
Во всем необходимо рассуждение,
Но где его взять?

...вначале поговорили о недопустимости выхода из Присутствия Самого Любимого, утраты сердечного сознания; после,  что касается засыпания, спустились на ступень ниже, говоря о недопустимости вообще выхода ума из сердца ("не отдать ум").

вопросы про ритм, место внимания, положение тела во время "пограничных" состояний (сон, прием пищи, метро...) остаются.

как умирать сегодня будем, братики?

как бы не выйти из Присутствия в беспечность...
« Последнее редактирование: 16 Декабрь 2006, 12:43:02 от i »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #8 : 15 Декабрь 2006, 07:26:32 »
как умирать сегодня будем, братики?
Умирать будем, скорее всего, с осознанием жертвы всей нашей жизни Господу Иисусу Христу. Он, единственный безгрешный, отдал свою бесценную человеческую жизнь за нашу Свободу. Так разве ж мы не можем в ожидании Неминучей, согласившись с неизбежным, принять Его жертву нам и ответить адекватно?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #9 : 15 Декабрь 2006, 13:13:40 »
"Озарения" эти потом могут (опять же нечувствительно для ума), в определенной степени, оформляться в виде "понимания" тех или иных мест Писания или вообще христианского учения и выражаться словесно, а могут не оформляться и не выражаться.

Способы вхождения в сон могут быть разные, и "сидячий" вариант весьма хорош (среди других).

В отношении озарений, которые потом... Это "потом" указывает со всей очевидностью на разрыв в сознании (лакуну в уме), когда еще отсутствует сверхобразное (сверхчувственное) - во Мраке - видение. Посему и приходящее позже знание не является по сути озарением и вообще может быть весьма искажено вплоть до подмены. Мы знаем, что нельзя (без рассмотрения) доверять различных голосам и видениям, но и доверять знанию, всплывающему в обычном сознании (хоть и после молитвы) неизвестно откуда, следует еще меньше. Кроме того, это знание оформляется в рац. уме согласно его "проштампованности". Если этот ум забит терминологическими и смысловыми штампами из (академического) богословия, то он и покажет любую вещь - хоть самую ложную - в отраженном свете святоотеческого слова, т.е. как бы правильной.

i

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #10 : 15 Декабрь 2006, 14:20:24 »
вот, что пишет другой поэт на нашу тему:

[выхожу один я на Дорогу]

...но не тем, холодным сном могилы, -
я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #11 : 15 Декабрь 2006, 16:55:57 »
Кроме того, это знание оформляется в рац. уме согласно его "проштампованности". Если этот ум забит терминологическими и смысловыми штампами из (академического) богословия, то он и покажет любую вещь - хоть самую ложную - в отраженном свете святоотеческого слова, т.е. как бы правильной.

Но ведь и не стоит пользоваться штампами академического богословия. Настоящее изучение богословия -- это изучение писаний самих отцов и таким способом, который мало чем отличается от безмолвия. Точнее говоря, наиболее правильным способом изучения писаний является безмолвно созерцание содержащихся в них "озарений" (что не исключает, конечно, и необходимости -- в свое время и на своем месте -- такой науки, как патрология). И наше сердце признает, что, да, вот, написанное -- истина, только потому, что созерцает ее -- так же, как созерцал ее св. отец. И даже не созерцал, а созерцает вместе с нами, так как в этом и состоит общение святых с нами -- в совместном созерцании христианских истин. И невозможно такое созерцание без этого общения, потому что, как написал св. Иоанн Лествичник:

"Глубина догматов неисследима, и небезбедно безмолвнику пускаться по ней". Я бы еще добавил -- в одиночестве.


+++В отношении озарений, которые потом... Это "потом" указывает со всей очевидностью на разрыв в сознании (лакуну в уме), когда еще отсутствует сверхобразное (сверхчувственное) - во Мраке - видение. Посему и приходящее позже знание не является по сути озарением и вообще может быть весьма искажено вплоть до подмены. Мы знаем, что нельзя (без рассмотрения) доверять различных голосам и видениям, но и доверять знанию, всплывающему в обычном сознании (хоть и после молитвы) неизвестно откуда, следует еще меньше

Это правильно, излишне доверять такому, уже формализованному и вербализованному знанию, как и всякому другому подобному, не следует. Но следует доверять тому способу, которым это знание получается и которым оно проверяется. Так как единственный правильный способ его формализации -- тот, о котором Писание говорит: "От избытка сердца говорят уста":-) В этом способе формализации отсутствует ум, как промежуточная стадия, то есть он аналогичен тому способу, которым это знание добывается:-)

Иначе говоря, правильный способ формализации получаемых  [не обязательно на молитве; в конце концов, каждому из нас, вне зависимости от его образа жизни, Бог нечувствительно дает знание о Себе; просто мы его не замечаем] "озарений" -- это заставить замолчать свой ум и дать "озарению" самому себя сформулировать. В зависимости от того, насколько это получится, может получиться "Отверзу уста моя и исполнятся Духа" и "В тот час не заботьтесь, что вам сказать, но что дано будет вам, то и говорите" (Марк. 13, 11). А может и не получиться. В любом случае написанное надо проверять тем же способом, о котором уже не раз говорилось ранее:-)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #12 : 15 Декабрь 2006, 17:50:13 »
Евгений, в целом согласен.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #13 : 15 Декабрь 2006, 20:23:33 »
Но следует доверять тому способу, которым это знание получается и которым оно проверяется. Так как единственный правильный способ его формализации -- тот, о котором Писание говорит: "От избытка сердца говорят уста":-) В этом способе формализации отсутствует ум, как промежуточная стадия, то есть он аналогичен тому способу, которым это знание добывается:-)

Аналогичность способов получения не гарантирует аналогичности результатов, поскольку многое не зависит от усилий (способов), да и сам процесс сильно зависит не только от конкретных способов, но и от установок и состояний сердца\ума, которые часто остаются неосознанными. Критерий истинности (благодатности) опыта и озарений - это плоды: "По плодам их узнаете их". В частности как их описывает ап.Павел: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,  кротость, воздержание." Если этого нет, то никакие озарения, прозрения, созерцания или экстазы не являются критерием, даже если они согласуются в ментально-догматическом плане со святоотеческим богословием. В принципе это согласуется с вашим общим утверждением об аналогичности способов проверки, я просто хотел напомнить о вполне конкретном способе проверки по плодам.

i

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #14 : 15 Декабрь 2006, 23:19:25 »
Евгений писал: "Основное правило здесь: "ум должен выйти точно таким же из молитвы, каким в нее вошел". (Все истинно ценное, что дается при этом уму, дается ему помимо мыслей, чувств, ощущений и пр. в виде нечувствительно воспринимаемых им "озарений)".

думаю, это правило хорошо для повседневного моления (и познания Божией воли на всякое время)
что же касается сосредоточенной молитвы, то этого недостаточно:
необходимо Приумножение Любви сердешной, а не простое угасание в тишине.

Помните, у Лествичника:
...одни исходят от   молитвы  своей, как бы  из  жарко натопленной  бани , ощущая некоторое облегчение от скверны и вещественности, другие же  выходят  просвещенные светом и одеянным в сугубую одежду смирения и радования.
Те же, которые после  молитвы  своей не ощущают ни которого  из  этих двух действий, молятся еще телесно, а не духовно.

« Последнее редактирование: 15 Декабрь 2006, 23:30:51 от i »