"Святой Иоанн говорит в Соборных посланиях своих: совершенна любы вон изгоняет
страх (1 Ин. 4, 18). Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит
он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: бойтеся Господа вси святии
Его (Пс. 33, 10), и много других подобных изречений находим мы в Божественных
Писаниях. Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой
Иоанн говорит: совершенна любы вон изгоняет страх? Святой хочет нам показать этим,
что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так
сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть страх святых совершенных,
достигших в меру совершенной любви. Например, кто исполняет волю Божию по страху
мук, как мы сказали, ещё новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по
страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно
для того, чтобы благоугодить Ему: сей знает, в чём состоит существенное добро, он познал,
что значит быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святой называет
совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога и
исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того чтобы избегнуть
мучений, но потому, что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом,
боится отпасть, боится лишиться её. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви,
изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон
изгоняет страх.
Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только
первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий, можем
мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба;
или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему
уподобляемся наёмникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в
состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю
отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него
награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу
почтение, что любит его и уверен, что всё имение отца принадлежит и ему. Таковой
сподобляется услышать: уже неси раб, но сын… и наследник Божий Иисус Христом (Гал.
4, 7). Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно, тем первоначальным страхом,
но любит Его, как и святой Антоний говорит: я уже не боюсь Бога, но люблю Его"
Авва Дорофей